Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

10.04.2009

«Конституция Ющенко»: выстрел под занавес. Что ждет президентскую инициативу?

31 марта президент Украины Виктор Ющенко предложил Верховной Раде рассмотреть его проект изменений украинского Основного закона. В частности предлагается ввести двухпалатный парламент. Сенат – верхняя палата – должен будет формироваться по мажоритарному принципу – по три сенатора от каждой области, Крыма и города Киева. Кроме того, президент предлагает «разгрузить» Верховную Раду, которая, по его мнению, имеет слишком много функций и оттого там «нет механизма политической ответственности». В президентской редакции Конституции сохраняется депутатская неприкосновенность, ставшая «красной тряпкой» для многих политиков и почти всех крупных политсил. Кроме того, президент наделяет себя правом назначения и увольнения судей. Будет ли принята "Конституция Ющенко" и почему? На чем могут сойтись основные политические игроки Украины? На что рассчитывал президент? Отойдет ли на «задний план» тема конституционной реформы, как это было не раз? На эти вопросы отвечают украинские политики и эксперты.

Александр Лавринович, первый заместитель председателя Верховной Рады Украины, народный депутат от Партии регионов:

Не вижу шансов того, что предложенные Ющенко изменения Конституции будут приняты в парламенте, поскольку президент решил вообще начать новый тип отношений в украинском государстве, новый тип управления им. По сути, он решил переписать всю Конституцию, что потребует, согласно действующему закону, многих шагов. Те изменения, которые предлагаются, мягко говоря, не совсем отвечают требованиям времени. Их можно рассматривать как абстрактный продукт труда научных работников в области конституционного права.

Я не думаю, что вопрос двухпалатного парламента в Украине, предложенный президентом В.Ющенко, это тот вопрос, где сейчас нужно ставить временные рамки. Я думаю, когда будет надо, он сам станет на повестку дня, и будет решен компромиссно, без конфликтов, без давки и желания гарантировать себе место в сенате, определенный политический иммунитет, чтобы после долгих лет управления страной не отвечать за те действия, которые были сделаны во время работы во главе государства"

В прошлом году в Верховной Раде зарегистрирован проект изменений в Конституцию, предложенный Партией регионов. Здесь изменения касаются, прежде всего, обеспечения реального местного самоуправления в государстве, ликвидации вмешательства центральной исполнительной власти в дела регионов и передачи всех полномочий в области и районы".

В Украине проблема номер один - это невыполнения норм Основного закона теми людьми, которые уполномочены принимать решения от лица Украинского государства. Это - самая большая проблема, а не проблема изменений.

Дмитрий Выдрин, заместитель секретаря Совета национальной безопасности и обороны, политолог:

Думаю, что при действующем парламенте нереальны никакие крупные изменения, тем более к Конституции. Хотя сами конституционные изменения, особенно касающиеся местного самоуправления, назрели и перезрели. Поэтому, предполагаю следующий сценарий: досрочные перевыборы в парламент до президентских выборов или вместе спрезидентскими выборами, и формирование нового парламента, где эта тема может стать заглавной, поскольку есть критическая масса элит, понимающаянеобходимость изменения Основного Закона.

Антон Финько, эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

Для принятия Конституции необходимо 300 голосов в Верховной Раде (из 450). Поддержка В.Ющенко в парламенте - 15 депутатов. Думаю, что и в президентской команде прекрасно отдают отчет себе в том, что выдвижение ими конституционного проекта является сугубо PR ходом.

Можно, конечно, использовать в качестве угрозы идею проведенияконституционного референдума, но для "уток, хромающих на обе лапы", такого рода решительные жесты неактуальны.

Изменение конституции возможно в случае достижения компромисса между Партией регионов и Блоком Юлии Тимошенко. Речь при этом может идти, например, о переходе к избранию президента в парламенте (по примеру Чехии, Венгрии, Молдовы и т.д.).

Николай Шульга, социолог, заместитель директора Института социологии Национальной академии наук Украины:

В Конституции Украины, действительно, есть ряд статей, которые требуют изменений. Малопродуктивными оказались в том числе и некоторые статьи, которые были приняты в 2004 году в форс-мажорных обстоятельствах.

В декабре 2007 года В.Ющенко издал Указ о создании Национального конституционного совета, на который возлагались обязанности подготовки новой редакции Конституции Украины. Состоялось даже одно заседание совета, а затем к нему президент интерес потерял. И вдруг 31 марта 2009 года В.Ющенко в ежегодном послании к парламенту заявляет, что он подготовил новый проект Конституции. Для членов Национального конституционного совета это была, во-первых, полная неожиданность, а во-вторых, оскорбительный жест, поскольку с ними никто не посоветовался по тому проекту Конституции, который президент передал в Верховную Раду.

Это говорит о том, что цель такого шага президента состоит не в усовершенствовании Конституции, а использовании проекта Основного Закона для отвлечения общественного внимания от обсуждения гражданами накануне истечения срока полномочий полного провала его внутренней и внешней политики. И основная масса людей в стране это прекрасно понимает.

Уже только это говорит о том, что нет никаких оснований предполагать, что "Конституция Ющенко" будет принята. Но имеется еще множество других причин - расстановка политических сил в парламенте, крайне низкий рейтинг В.Ющенко, начало избирательной кампании (президентской, а возможно и парламентской) и др., - вследствие которых говорить о принятии Конституции в ближайшие месяцы просто несерьезно.

Василий Волга, лидер партии «Союз левых сил»:

Я не верю в возможность проведения конституционных изменений в 2009 году. Дело в том, что все предложенные изменения, в том числе и проект Ющенко, преследуют строго корпоративные интересы групп, предлагающих эти изменения. Все предложенные проекты являются частью борьбы за власть воюющих олигархических кланов и имеют своей целью создание правового поля выгодного для конкретного клана, в зависимости от условий, в которых они находятся на данный момент. Все, подчеркиваю - все, предложенные изменения являются яркой демонстрацией поговорки "Точка сидения определяет угол зрения".

Учитывая то, что ни один из олигархических кланов не имеет в парламентеконституционного большинства, а противоположность природы капиталов, на которых эти кланы построены, не даст им возможности согласовать интересы и объединиться, можно сделать вывод, что изменений в Конституцию Украины в 2009 году не будет!

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net