Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

17.04.2009 | Елена Супонина

Входной билет в Ирак подорожал

Российские бизнесмены, напуганные зверским убийством в июне 2006 года в Багдаде пятерых сотрудников нашего посольства, теперь уже оправились от вызванного этим преступлением шока, и, вдохновленные наметившимся улучшением обстановки в Ираке, готовят туда новые визиты своих делегаций. Оптимизма россиянам также добавили итоги переговоров, которые только что провел в Москве иракский премьер-министр Нури аль-Малики. Он встретился с президентом и премьером России и пообещал способствовать возобновлению энергетического и военно-технического сотрудничества наших стран.

Однако компании пока не рискуют отправлять в Ирак большие группы специалистов. Их руководителям, правда, уже приходится ездить в эту страну на день-два для знакомства с новыми властями. Иначе иракцы обижаются и говорят, что без таких встреч в Багдаде они не будут заключать серьезные контракты. Меры безопасности при этом принимаются чрезвычайные. Из багдадского аэропорта редкие гости несутся под охраной на бронированных автомобилях до российского посольства, в жилых комплексах которого обычно размещаются. Если при режиме Саддама Хусейна можно было прогуливаться по улицам Багдада, не слишком опасаясь столкнуться даже с уличными грабителями, то сейчас противники американского присутствия в Ираке могут обстрелять или взорвать любой представительский кортеж. Свергнутый американцами диктатор хотя и обижался на Москву за слабую поддержку, но политически от нее зависел и расплачивался за это экономическими привилегиями представителям российского бизнеса. Иракцы сейчас справедливо указывают на то, что россияне работали тогда в Ираке не по правилам конкуренции. Особые условия в этой стране Персидского залива сложились еще и потому, что с 1990 года против нее действовал жесткий режим международных санкций в наказание за агрессию против Кувейта. Из-за этого иракская нефть шла на экспорт через многочисленных посредников, в основном россиян. Товары в Ирак поступали только по спискам, согласованным с ООН, и на их доставке тоже обогащались посреднические структуры, среди которых было много российских.

Российский бизнес уже никогда не получит для себя в Ираке таких льготных условий. В конце концов, американцы не за это положили там жизни уже более четырех тысяч своих солдат. А у американцев есть еще поддержавшие их союзники – британцы, датчане, поляки. Они тоже хотят материально выраженной благодарности. Да и бывшие иракские оппозиционеры, пришедшие к власти в Багдаде, не забывают про однозначную поддержку Москвой прежнего режима и ее нежелание поддерживать контакты с оппозицией. Тем не менее, иракское правительство не хочет прослыть марионеткой США и стремится разнообразить свои связи. Россия в этом смысле – логический выбор, ведь Москва еще с советских времен приучила иракцев к своим технологиям и оружию, а это уже определенная зависимость. Не случайно в интервью автору этих строк и премьер Нури аль-Малики, и министр иностранных дел Хошияр Зибари не скупились на комплименты в адрес наших предпринимателей, воздавая должное их «опыту работы в Ираке».

Таким образом, Россия постепенно возвращается в Ирак (например, российские компании уже ремонтируют пострадавшие от войны теплоэлектростанции и готовы строить новые), имея все шансы расширить там свое присутствие. Однако оно не скоро разрастется до тех масштабов, что были при Саддаме Хусейне. Действовать придется по новым правилам и с оглядкой на США. Привилегий не будет. Следует учесть и длительную нестабильность в этой стране, где обстановка хотя и нормализуется, но может вновь ухудшиться в любой момент.

Показательны первые тендеры по разработке нефтегазовых месторождений, которые иракское министерство нефти готовится провести в этом году. Четыре российские компании – ЛУКОЙЛ, «Татнефть», «Роснефть», «Газпром нефть» - с успехом выдержали предварительный отбор, так называемую «квалификацию». Остальные российские компании либо не прошли первый отсев, либо сами отказались от участия в конкурсе. Как объяснил автору один из бизнесменов, «условия иракских тендеров сейчас значительно жестче, чем в прежние времена».

Иракцы не подпускают к участию в тендерах компании с оборотом капитала ниже определенной крупной суммы (в различных конкурсах она разная, но в любом случае отсекаются не только мелкие, но и средние фирмы). Взнос для участия в конкурсе – десять тысяч долларов. При прежнем режиме «входной билет» на тендер в Ираке, по рассказам российских предпринимателей, стоил от 50 долларов до 500 максимум.

Наконец, компании-участнице надо выкупать тендерную документацию, содержащую информацию об условиях конкурса, самом месторождении и характере требуемых работ. Стоимость такого пакета документов иракцы оценивают в минимум 200 тысяч долларов, а то и в два раза больше. «В этих цифрах нет ничего удивительного. Серьезные компании идут на такие расходы. Примерно такие же суммы называют в Ливии, Судане, других странах. Другое дело, что в Ираке раньше такого не было. Да и вообще россиянам там был приоритет», - объяснил автору этих строк один из бизнесменов, пожелавший остаться неизвестным. Он напомнил еще и о том, что неясно, на каких условиях иракцы предлагают разрабатывать свои месторождения: будут ли это лишь сервисные контракты или все-таки соглашения о разделе продукции.

Елена Супонина - востоковед, заведующая международным отделом «Времени новостей», специально для «Политком.ру»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net