Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

04.05.2009 | Марина Войтенко

Бюджет развития пенсионной системы

27 апреля заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам дало старт работе над проектом бюджета на 2010 год и плановый период 2011-2012 годов. Перед правительством поставлена задача увязать бюджет с реализацией долгосрочных и среднесрочных планов правительства. Бюджет на 2010 и последующие два года предстоит принимать в условиях связанных глобальным экономическим кризисом целого ряда жестких ограничений, но он должен остаться бюджетом развития. Планируется снижение дефицита бюджета в 2010 году до 5%, в 2011 – до 3% ВВП, на 2012 год - 1%. Кроме того, подчеркнул В.Путин, бюджетные расходы на 2010 и плановый период 2011-2012 годов не должны провоцировать инфляцию, уровень которой, как ожидается, через три года составит не более 8%.

В первоочередном порядке должны быть профинансированы уже обозначенные приоритеты: развитие медицины, образование, создание условий для развития технологичных производств, инфраструктуры, вопросы безопасности и регионального развития. Согласно утвержденным в ноябре 2008 года Основным направлениям деятельности правительства до 2012 года, предполагается реализация 60 первоочередных проектов. Среди них усиление социальной защиты населения, обеспечение гарантий социальной и медицинской помощи, радикальное повышение инновационной активности в экономике, совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирования экономической системы, защита частной собственности, повышение эффективности и надежности банковской системы, обеспечение макроэкономической сбалансированности и т.д. Премьер-министр РФ В.Путин обратил внимание на то, что разработку проектов «необходимо завершить в целом в запланированные сроки, то есть до 15 мая», и окончательно поставить точку в этой работе до 31 июля текущего года. Судя по всему, это уже должен быть не антикризисный, а посткризисный взгляд на экономическое развитие.

На прошедшем в начале минувшей недели заседании правительства рассмотрен и одобрен первый «пилотный проект» - развитие пенсионной системы. Основным ожидаемым результатом должно стать повышение уровня жизни пенсионеров до оптимального соотношения с уровнем жизни работающего населения. В рамках этапа реализации программы в 2010-2012 гг. ориентиром этого соотношения, по расчетам правительства, будет уровень жизни работников бюджетной сферы. На достижение этой цели направлена, в том числе, и такая мера как валоризация денежной оценки приобретенных пенсионных прав - повышение с 1 января 2010 г. денежной оценки пенсионных прав, приобретенных к 1 января 2002 г., на 10% с увеличением на 1% за каждый год трудового стажа, выработанного до 1 января 1991 г. Как сообщил на заседании правительства премьер-министр В.Путин, в 2010 году средний размер трудовой пенсии в России составит около 8 тысяч рублей, социальной - около 5 тысяч рублей. По его словам, к 2024 году правительство планирует довести средний размер пенсии до размера 2,5 прожиточного минимума. А, начиная с января будущего года, минимальный доход пенсионера не может быть ниже его прожиточного минимума.

Ожидается также повышение финансовой обеспеченности системы обязательного пенсионного страхования при снижении потребности в субсидировании выплаты пенсий за счет средств федерального бюджета. Для этого планируется переход от единого социального налога (ЕСН) к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование. С целью облегчения в кризисный период налоговой нагрузки на бизнес предусмотрено сохранение в 2010 г. тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок ЕСН - 26% и введение с 2011 до 2015 года переходного периода для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы.

Согласно оценкам Минздравсоцразвития, в будущем году расходы государства на пенсионную систему в целом с учетом валоризации обойдутся казне в 4,2% ВВП (1,7 трлн рублей). При этом, как отметил вице-премьер, министр финансов А.Кудрин, дефицит пенсионной системы в 2010 году составит более триллиона рублей, что превышает 2,7% ВВП, согласно ныне действующему прогнозу на 2009 год. Бюджет Пенсионного фонда традиционно является дефицитным, однако прогнозируемый объем дефицита на текущий и будущий годы является рекордным на фоне показателей прежних лет.

Независимые эксперты предупреждают: нельзя исключить, что повышение пенсий обернется их скорым обесцениванием. Покрывать дефицит пенсионной системы планируется исключительно за счет бюджетных средств. Дополнительный источник - использование для поддержания пенсионной системы Фонда национального благосостояния. Однако на практике это означает дополнительную, пусть и техническую эмиссию рублей, что отрицательно скажется на сдерживании темпов инфляции.

Усложняется и задача снижения бюджетного дефицита. Так называемый коэффициент замещения – отношение средней пенсии к среднему заработку – упал за последние восемь лет с 30 до 24–25%. Попытка приближения этого показателя к 40%, т.е. стандартам Международной организации труда – здоровая тенденция. И, если бы это происходило за счет рыночного механизма самофинансирования пенсионной системы, вопросов бы не возникало. Однако в условиях кризиса коэффициент замещения будет повышен до 28% в этом году и еще выше – в 2010-ом за счет параллельно происходящих процессов снижения зарплат и опережающей индексации пенсий. В такой ситуации, уверен руководитель Экономической экспертной группы Е.Гурвич, поддержание достигнутого в 2010 году отношения средних пенсий к зарплате невозможно без регулярного повышения социального налога или без регулярного трансферта из бюджета. Многие эксперты предполагают: для того чтобы покрыть огромный дефицит и выполнить соцобязательства, не исключено, что властям придется пойти на увеличение объема внешних заимствований. А в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считают, что государству для исполнения его социальных обязательств придется пойти на определенные жертвы: например, на сокращение административных расходов или урезание размеров инвестиционных проектов. В Минфине предупреждают о неминуемом секвестре расходов на 2010 год на 30% по сравнению с ранее запланированными (среднее сокращение на 2009 год было 22%). И не приходится сомневаться в том, что дискуссия о приоритетах основного финансового закона на 2010-2012 годы будет более острой, чем при корректировке бюджета на 2009 год.

С 2011 года, по подсчетам Минфина, дефицит пенсионного фонда будет уменьшаться за счет повышения ставок по страховым взносам, которые в 2010 году будут начисляться по плоской шкале – 26% с годовой зарплаты до 415 тыс. рублей в год, 0% - с зарплаты, превышающей этот размер. С 2011 года ставки страховых взносов с фонда заработной платы повышаются с 26 до 34%. По сути это означает, что с 2011 года за реализацию проекта «Развитие пенсионной системы» будет платить бизнес, увеличение налоговой нагрузки на который за счет реформы единого социального налога составит 800-850 млрд рублей. Тогда как совокупный эффект от ее снижения по всем видам налогов в 2009 г. составляет около 600 - 700 млрд рублей. Эксперты опасаются возврата к «серым» зарплатным схемам - сокрытия реальных заработков, как со стороны работодателей, так и самих работников. Стремление и тех, и других во время кризиса – просто выжить. А это означает снижение базы налогообложения, т.е. высока вероятность того, что ожидаемого дохода государство не получит. Правда, есть надежда на то, что к 1 января 2011 г., когда ставка будет повышена, ситуация в мировом хозяйстве, а следом за ним и в российской экономике, стабилизируется и предприятия более спокойно перенесут увеличение налоговой нагрузки. Да и государство не оставляет эту проблему без внимания.

27 апреля по итогам совещания о развитии пенсионной системы в среднесрочной перспективе, состоявшегося14 апреля, Президент РФ Д.Медведев поручил правительству «с учетом планируемого повышения тарифов социальных взносов с 2011 года рассмотреть целесообразность принятия мер, компенсирующих указанное повышение финансовой нагрузки на налогоплательщиков». В комментариях СМИ по итогам заседания правительственной комиссии по бюджетным проектировкам замминистра финансов - статс-секретарь РФ С.Шаталов подчеркнул, что дискуссия, связанная с заменой ЕСН, не закончена, и «вопрос совершенствования налоговой нагрузки с повестки дня не снят». Однако компенсацию возрастающей налоговой нагрузки за счет снижения НДС в силу большого дефицита бюджета большинство экспертов считают нецелесообразной. Остальные обнародованные на настоящий момент инициативы не охватывают всех участников экономического процесса. Так что вопрос компенсации выпадающих доходов и для работодателей, и для нанятых работников пока остается открытым.

В настоящее время уплата ЕСН производится в налоговую службу, а, следовательно, администрирование налога также на ФНС. Задачей 4 проекта «Развитие пенсионной системы» - «Установление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование» предусматривается администрирование страховых взносов Пенсионным фондом РФ (мероприятие 4.1). По прогнозу Минздравсоцразвития, это должно обеспечить повышение коэффициента сбора с 94% до 97%. Новая система предусматривает поэтапный переход на ежеквартальный персонифицированный учет страховых взносов (в 2010-2011 гг. учет и отчетность раз в полгода, с 2012 г. – раз в квартал). На первый взгляд такая постановка вопроса – очевидный плюс – объем сборов увеличивается, контроль за идентификацией средств настоящих и будущих пенсионеров усиливается.

Однако переход к новой системе администрирования потребует весьма значительных дополнительных трат. Неделей ранее замглавы Минфина С.Шаталов выступал против администрирования социальных платежей ПФР. Главный аргумент: в этом случае необходимо будет не только сформировать специальное законодательство, но и набрать 10 тысяч сотрудников, которые будут работать параллельно с налоговиками. По словам главы ПФР А.Дроздова, в будущем фонд постарается оптимизировать штат. Между тем уже в 2010 году будет набрано 5 тыс. сотрудников, на обеспечение деятельности которых, включая зарплату, необходимо 1,5 млрд рублей. Еще 5 тыс. человек потребуется в 2011 году для распространения данных поквартально на персонифицированные счета. Значительный рост нагрузки на бюджет посчитать не трудно.

В Фонде также не скрывают, что главный риск для работодателя при переходе на страховые платежи - увеличение количества проверок на предмет своевременности и полноты перечисления платежей. Тогда как в ходе заседания комиссии по бюджетным проектировкам премьер-министр В.Путин особо подчеркнул: «речь идет о совершенствовании оптимизации фискальной нагрузки. Особенное внимание нужно уделить совершенствованию налогового администрирования. Фискальная система должна становиться все более прозрачной, необременительной и комфортной для налогоплательщика – как для предприятий, так и для физических лиц. Нужно избавляться от разного рода лишних бумаг, справок, громоздких деклараций».

Несмотря на весь позитивный потенциал, заложенные в проекте «Развитие пенсионной системы» - валоризация, ежегодная индексация пенсий в соответствии с ростом средней заработной платы и т.п., эксперты сетуют на то, что «в стране не решается главная пенсионная проблема – то есть не создается самофинансирующаяся пенсионная система. Повышение же пенсий обеспечивается за счет госбюджета – то есть за счет сбора всех видов доходов бюджета», включая налоги на доходы физических лиц и социальные выплаты работающего населения. Между тем уже в обозримом будущем этих средств на финансирование пенсионных выплат будет недостаточно.

Согласно данным доклада ООН «Россия перед лицом демографических вызовов», очень скоро страна столкнется с резким ростом социальных иждивенцев при масштабном сокращении численности населения рабочих возрастов. Трудоспособное население к 2025 г. сократится - на 14 млн (По данным Росстата, темпы убыли уже составляют 1 млн человек в год). Доля пожилых работников увеличится с 14% до 23%. Ожидается, что через шесть лет иждивенцев будет уже 700 человек, а в 2025-м - 822 человека нетрудоспособного возраста на каждую тысячу работающих.

Попытка ответить на вызовы нового поколения, с которыми уже непосредственно столкнулась российская пенсионная система, предпринята с принятием закона №56-ФЗ от 30.04.2008 г. «О развитии накопительной части пенсионной системы и государственной поддержке формирования добровольных инвестиционных накоплений граждан», предполагающем развитие системы софинансирования пенсионных накоплений и экономическое стимулирование более позднего выхода на пенсию. Однако до настоящего времени не решены проблемы, касающиеся гарантий прав граждан на получение накопительной части трудовой пенсии (по условиям, размерам и срокам ее выплаты); введения института наследования пенсионных накоплений, обеспечения их доходности от вложений в финансовые инструменты и т.п. На фоне же усиления в предстоящие годы несбалансированности пенсионной системы и прогнозируемого Минфином РФ расходования средств из федерального бюджета и государственных резервных фондов на преодоление дефицита средств ПФР становится востребованным поиск альтернативных подходов к развитию части пенсионной системы.

В настоящее время одной из главных мировых тенденций является рост значения негосударственных пенсионных систем. Так, из 30 стран ОЭСР в 19-ти пенсионная система носит дотированный характер, в 13-ти странах источник – взносы работодателей, в 2-х - взносы работников, в 4-х странах – смешанные системы. При этом средний коэффициент замещения составляет 56% (оценка Е.Гурвича). Как правило, негосударственные накопительные пенсионные системы получают наибольшее развитие в странах со сравнительно низким коэффициентом замещения, дополняя недостаточность обязательных государственных пенсий. Следствием этого оказывается рост индивидуальных коэффициентов замещения, когда в располагаемых доходах пенсионера учитывается стоимость финансовых активов, находящихся в его собственности.

Заметим, что в США и Великобритании объем инвестированных пенсионных резервов составляет более 70%. Аналогичный показатель в России – 1,5% ВВП. Эксперты Института современного развития уверены: преодолеть такой разрыв в обозримый период времени (15-20 лет) возможно лишь путем формирования модели массового инвестиционного поведения населения, в которой собственно НПС являются лишь одним из принципиально важных элементов. Единственно возможный путь к этому - целенаправленный рост капитализации накопительной части пенсионной системы. Главными действующими силами подобной «смены точки зрения» будут выступать растущий российский средний класс, предъявляющий спрос на надежность условий увеличения его доходов, и экономическая необходимость формирования «длинных денег» в финансовой системе страны.

Отметим, что интенсивная и в целом пока результативная работа Правительства РФ по развитию социальной и страховой частей пенсионной системы уже в текущем году должна быть дополнена аналогичными серьезными решениями по накопительным пенсиям. Этого требует и необходимость обеспечения бюджетной сбалансированности, и чрезвычайно актуальная задача выстраивания в России конкурентоспособного национального финансового рынка.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net