Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.05.2009 | Марина Войтенко

Антикризисные меры – срочная необходимость тонкой настройки

Минувшая неделя отличалась увеличением оптимистических настроений. Главными проводниками растущих ожиданий разворота глобальных экономических процессов стали официальные лица: глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, министр финансов США Тимоти Гайтнер и президент Европейского центрального банка Жан-Клод Трише. По мнению известного финансиста, миллиардера Джорджа Сороса, глобальная экономика оставила худшее позади и может вскоре (примерно через четыре-пять месяцев) начать восстанавливаться от падения, причем лидерами станут Азия и Китай.

По данным опроса агентства Bloomberg, уровень доверия к мировой экономике подскочил в мае 2009 года до максимума за последние 19 месяцев. Индекс Bloomberg Professional Global Confidence составил 38,72 пункта. Прирост показателя стал самым значительным с ноября 2007 года, когда агентство начало проводить подобные опросы. Минимум индекс отметил в октябре 2008 года, когда доверие опускалось до 4 пунктов. Настроения улучшились на всех мировых рынках, более всего в Азии и США, но в целом все респонденты полагают, что худший этап кризиса остался позади. В США индикатор подскочил в мае до 34 пунктов с 23,9 пункта в апреле, в Японии - с 22,2 пункта до 29,6 пункта. Участники опроса в Европе также были настроены оптимистично - индекс повысился с 14,2 пункта до 23,7 пункта.

Однако статистика серьезно умеряет эйфорию надежды на мощный позитивный тренд мировой экономики. Согласно обнародованным 13 мая данным, в еврозоне промпроизводство в марте упало на 20,2% в годовом выражении, что стало рекордным снижением с начала отслеживания этих данных в 1986 году (эксперты ожидали снижения показателя на 17,6%). Осталось ли худшее в первом квартале, станет ясно только после выхода апрельской статистики. Число случаев лишения прав собственности по закладным на дома в США выросло в апреле 2009 года на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года - до нового рекордного уровня в 342,04 тыс., сообщило издание MarketWatch со ссылкой на данные компании RealtyTrac. Основными причинами увеличения количества дефолтов по ипотечным кредитам являются продолжающиеся потери рынка труда, а также завершение сроков действия некоторых программ, позволявших отсрочить лишение прав собственности. Ожидается и дальнейшее развитие этой тенденции в течение нескольких месяцев. Быстро растет в США и бюджетный дефицит. Впрочем, эта проблема стоит в полный рост практически перед всеми странами G20.

Дефицит российского бюджета за четыре месяца составил 3,3% ВВП, что пока укладывается в плановые показатели в 7,4%, а с учетом антикризисных мер – 8% по году. Но темпы роста расходов над доходами впечатляют. Апрель нанес сокрушительный удар по бюджету - за один месяц его дефицит достиг 340 млрд рублей, или 11,2% ВВП в месячном выражении. А ведь только недавно, по итогам первого квартала, он был всего лишь 0,4% ВВП. Похоже, октябрьский прогноз министра финансов Алексея Кудрина - «2009 год будет худшим с окончания Второй мировой войны» - начинает сбываться.

Тем не менее, по мнению большинства экспертов, есть основания полагать, что, скорее всего, прогноз Кудрина по величине дефицита будет выполнен. Свою лепту в ухудшение бюджетных показателей внесли и растущий рубль (курсовые разницы стоили бюджету 126 млрд рублей - больше трети дефицита бюджета), и сезонный фактор, и активизация выделения денег из бюджета в рамках антикризисного плана (поправки на этот счет в госбюджет были приняты сравнительно недавно). Кроме того, рост нефтяных цен отражается на доходах бюджета с запозданием, так что в последующие месяцы ситуация может несколько выправиться. Во всяком случае, велика вероятность, что апрель стал своего рода месяцем «бюджетного дна».

Другое дело в том, что ситуация в промышленности не внушает уверенности в росте налоговых поступлений. Спад промышленного производства в марте текущего года составил 13,7% по сравнению с мартом 2008-го, за первый квартал в целом снижение составило 14,3% год к году. Если в феврале-марте 2009 года индекс промышленного оптимизма Института экономики переходного периода показывал некоторый рост после обвала в ноябре 2008-го, то в апреле 2009 года его значение практически вернулось к уровню декабря прошлого года. Авторы исследования подчеркивают, что основная причина - резкое снижение удовлетворенности текущими продажами и пересмотр в худшую сторону планов выпуска на май-июнь. По данным Росстата, падение промышленности в феврале к январю (без учета дополнительных рабочих дней) составило 10%. Рост промышленности за март с исключением календарного фактора (в марте было на два рабочих дня больше) составил всего 0,5%. Официальных данных за апрель пока нет, но судя по результатам исследования ИЭПП, роста может и вовсе не быть. А значит, не будет и позитивной динамики таможенных доходов федерального бюджета и налога на прибыль для регионов.

За последние несколько лет одним из основных поставщиков денежных средств в федеральный бюджет была таможенная служба. В прошлом году 50% доходов казны РФ (порядка 6,6 трлн рублей) составили именно таможенные платежи. Однако за январь-апрель 2009 года Центральным таможенным управлением (ЦТУ) перечислено в федеральный бюджет 159,9 млрд рублей, что на 7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Сумма таможенных платежей при импорте товаров составила 149,48 млрд рублей, при экспорте товаров – 8,62 млрд руб. По данным ФТС, импорт в Россию упал на 39%, а сокращение стоимостного объема экспорта в первом квартале произошло за счет падения средних цен на экспортируемые товары и снижения физических объемов экспортных поставок. Внешнеторговый оборот России в январе-марте 2009 года составил $90,4 млрд и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он уменьшился на 44,7%.

Конечно, выполнение бюджета-2009 в рамках утвержденных параметров будет зависеть, главным образом, от конъюнктуры на сырьевом рынке. Пока текущие котировки нефтяных фьючерсов дают повод для весьма осторожного оптимизма. Но нельзя забывать, что рост цен на сырье не связан с ростом потребления, а порожден ожиданиями дальнейших макроэкономических улучшений. В 2009 году по-прежнему будут сильны опасения падения спроса и давление высокого уровня запасов сырой нефти. На минувшей неделе ОПЕК впервые с июля 2008 года увеличила добычу сырья и снизила прогноз мирового спроса на нефть в текущем году на 1,8% (до 84,03 млн баррелей в сутки) из-за падения спроса в США. Международное энергетическое агентство предсказывает в текущем году самое значительное снижение спроса с 1981 г. – до 83,2 млн баррелей в сутки, что на 3% ниже уровня минувшего года. В свою очередь Управление энергетической информации Соединенных Штатов прогнозирует падение мирового спроса на «черное золото» в 2009 г. до 83,67 млн баррелей в сутки. То есть, имеющийся на настоящий момент объем «сырьевой поддержки» бюджета может существенно сократиться. И если ситуация в промышленности не начнет выравниваться, доходы бюджетов всех уровней будут и дальше сокращаться, а социальные расходы и финансовая помощь регионам нарастать быстрыми темпами.

Такое положение свойственно не только для России. Не случайно глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише на пресс-конференции в Базеле 12 мая предостерег от преувеличения роли недавнего улучшения некоторых мировых экономических индикаторов. Он отметил, что, несмотря на произошедшие на рынках позитивные изменения, «нам необходимо оставаться в состоянии боевой готовности. Неопределенность сохраняется», а «вторая волна» может прийти опять-таки из финансового сектора.

В обзоре банковской системы по итогам первого квартала 2009 года ЦБ РФ зафиксировал снижение ключевых показателей банков в марте. Совокупные активы российского банковского сектора за март уменьшились на 2,3% против февральского снижения на 1,9%. Привлеченные средства юридических лиц также сократились в марте - на 2,0% против снижения 1,5% в феврале. Показатель достаточности капитала в среднем остается на относительно высоком уровне - 16,9% по состоянию на 1 апреля. Исходя из этого, некоторые наблюдатели сделали вывод: российская банковская система, демонстрировавшая бурный рост в 2005-2007 годах и чуть не обрушившаяся осенью 2008 года, входит в более спокойную стадию развития, в которой она способна анализировать риски, накапливать адекватные резервы, оставаясь источником финансирования экономики.

Результаты стресс-тестирования, проведенного Центром экономических исследований Московской финансово-промышленной академии (ЦЭИ МФПА),— оценка финансовой устойчивости банков из Топ-100 – тоже свидетельствуют о том, что банковская система остается пока вполне жизнеспособной. По оценке экспертов МФПА, банки смогут устоять, если уровень просроченной задолженности в их кредитных портфелях не превысит 17% к концу года. На 1 апреля, по данным Банка России, доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств выросла у российских банков до 3,1% с 2,8% на 1 марта, а доля «просрочки» в активах увеличилась до 2,3% с 2,0%. Более пессимистичен в оценках темпов роста «плохих долгов» глава Сбербанка Герман Греф. Еще в начале апреля он говорил о темпах роста порядка 20% ежемесячно, а массовые невыплаты компаниями-заемщиками по выданным ранее кредитам, считает он, могут начаться в третьем квартале.

И эта разница в оценках объяснима: все дело в системе учета. Отечественные банки пользуются российской системой бухгалтерского учета (РСБУ), по которой просроченная задолженность считается как сумма просроченного долга. По международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в эту категорию попадает все «тело» кредита, по которому допущена просрочка платежа. (В принципе это логично, т.к. с большой вероятностью просрочка по этому кредиту продолжит нарастать).

Следовательно, сумма создаваемых банками резервов под такие кредиты должна быть выше, чем по РСБУ. Т.е. у банков есть стимулы занижать реальные размеры просроченной задолженности. По оценкам Альфа-банка и МДМ-банка, применяющих методику, приближенную к международным правилам, просроченная задолженность уже превышает 10%. И весь вопрос в том, когда будет достигнута критическая точка.

Специалисты «Ренессанс Капитала» оценивают вероятный объем просроченных кредитов в конце года в 20% в целом по банковской системе. Объем необходимой докапитализации – $26 млрд (для сравнения: при «просрочке» в 30%, что по международным меркам означает по сути дела банковский кризис, на докапитализацию потребуется $71 млрд). Так называемых субордов явно будет недостаточно (из ФНБ предполагается через депозит в ВЭБе «выдать» 185 млрд рублей).

Это понимают и в правительстве. 13 мая глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин на финансовом форуме ММВБ сообщил, что в ближайшее время может быть принято решение о фондировании банковской системы за счет выпусков облигаций федерального займа. Минфин будет выпускать ОФЗ и вкладывать их в капитал банков в обмен на акции. Сумма, на которую могут рассчитывать банки, оценивается в 200 млрд рублей. Поскольку госбанки могут пополнить капитал напрямую, механизм докапитализации рассчитан на частные банки, которые, по словам разработчиков проекта, смогут выкупить акции у государства через пять лет. По мнению аналитиков, чтобы поддержка банковской системы не носила характера откровенной национализации, государству стоило бы входить в капитал через привилегированные акции, что не привело бы к размыванию долей миноритариев. Однако вопрос этот пока не решен.

Кроме того, введение механизма докапитализации банков за счет ОФЗ потребует и внесения изменений в закон о федеральном бюджете в части увеличения его дефицита, на настоящий момент утвержденного в сумме 2,9 трлн рублей. Источником покрытия дефицита федерального бюджета могут стать как внутренние, так и внешние заимствования, а также средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

О срочной необходимости детальной настройки антикризисных мер 13 мая на совещании по экономическим вопросам говорил Президент РФ Дмитрий Медведев. Он особо подчеркнул: в целом благодаря своевременно оказанной поддержке всё-таки удалось стабилизировать ситуацию в банковской сфере и создать систему беззалогового кредитования банков, выдать достаточное количество так называемых субординированных кредитов в общем объёме почти в триллион рублей…. Тем не менее, для организаций и граждан кредиты в настоящий момент … остаются практически недоступными». Для обеспечения эффективности многих мер из антикризисного пакета необходимо вносить поправки в действующее законодательство. В частности, механизм выделения государственных гарантий для системообразующих предприятий должен быть пересмотрен, поскольку оказался несостоятельным. «Получилось, мягко говоря, неблестяще... На выделение госгарантий системообразующим предприятиям было зарезервировано 300 млрд рублей. Ни рубля из этой суммы не выдано».

Между тем, причина нефункционирования этого инструмента поддержки как раз и коренилась именно в юридической, а не экономической стороне вопроса. В рамках действующего на настоящий момент «субсидиарного» принципа госгарантий заемщик-предприятие является единственным ответственным за погашение кредита банку, а государство отвечает гарантиями только в случае, если судом установлена в процедуре банкротства несостоятельность заемщика, которая ложится на плечи того же кредитора. Такая процедура трудоемка, затратна, растянута во времени (обычно она занимает от полугода до 2 лет). Да и не всегда банк заинтересован в банкротстве собственного клиента, т.к. значительная часть кредитования промсектора России в сегодняшних условиях — это возобновление кредитных линий и реструктуризация проблемных кредитных портфелей. Терять потенциально «восстанавливаемого» клиента никому не захочется. Кроме того, до наступления банкротства заемщика государство вообще лишено необходимости тратить какие-либо средства. В предлагаемой «солидарной» схеме заемщик и его гарант-государство совместно несут ответственность по кредиту: в момент, когда заемщик прекращает платить, ответственность по погашению кредита переходит к государству. По существу, это уже инструмент стерилизации «токсичных активов».

На повышении доступности кредитов позитивно должно сказаться и снижение с 14 мая ставки рефинансирования до 12% и процентных ставок по инструментам предоставления ликвидности банковскому сектору и по депозитам, привлекаемым у кредитных организаций, на 0,25-0,5 п.п. Этому способствовало уменьшение понижательного давления на рубль из-за некоторого роста цен на основные товары российского экспорта и замедление темпов инфляции в РФ. Показатели роста цен оказались ниже прошлогодних. Аналогичная ситуация (пока!) сложилась и в мае текущего года.

Однако оценить эффективность этой меры пока довольно трудно. Компании еще не успели ощутить предыдущее уменьшение ставки. Кроме того, высокие ставки по кредитам реальному сектору, устанавливаемые банками, являются отражением не только стоимости привлечения ресурсов, но и высоких кредитных рисков, связанных с неопределенностью дальнейшей экономической динамики. Для физлиц это может означать дополнительное налогообложение сбережений, так как уровень ставки рефинансирования в 12% практически соответствует средним ставкам по депозитам населения (без учета Сбербанка). Это означает резкий рост объема банковских депозитов, процентный доход по которым облагается налогом. В то же время для банков существенно сокращаются стимулы к привлечению клиентов ростом ставок по депозитам.

Многие комментаторы уже стали строить предположения по возможным величине и срокам дальнейшего снижения процентных ставок. Тем не менее, на взгляд ряда экспертов, например Института экономики переходного периода, оживление кредитования реального сектора будет следствием стабилизации российской экономики и восстановления внешнего спроса, а «слишком резкое ослабление денежно-кредитной политики является в текущей ситуации неоправданным, так как оно может вновь вызвать ускорение инфляции». Между тем, практически все агенты экономики отмечают, что тарифы естественных монополий являются самой существенной составляющей роста как потребительских, так и промышленных цен. По данным Федеральной службы государственной статистики, инфляция с начала года составила 6,5%, в то время как услуги ЖКХ выросли на 17,2%, а тарифы на газ только в апреле – на 4,7%. При этом уровень реально располагаемых доходов населения снизился, по некоторым оценкам, почти на треть.

Некоторое «затишье» на российском антикризисном фронте объективно ставит перед правительством новые сложные и ответственные задачи. Приведенные выше примеры с госгарантиями и снижением базовой ставки ЦБ показывают, что перезагрузка большинства антикризисных регулятивных мер по сути дела безальтернативна. Это становится важнейшим условием их эффективности. На повестке дня тщательная отработка правовых механизмов реализации как уже принятых, так и вновь принимаемых решений. Не менее актуально и их соизмерение с текущими и перспективными финансовыми возможностями государства. Одновременно с этим все более востребованной в регулятивной антикризисной практике становится ориентация на фундаментальные экономические ценности – низкую инфляцию, развитие конкуренции и укрепление института частной собственности.

Марина Войтенко – руководитель департамента информационных программ Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net