Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

19.05.2009 | Сергей Маркедонов

Грызлов пишем, Путин в уме

18 мая 2009 года спикер нижней палаты Федерального собрания РФ Борис Грызлов посетил Абхазию. В повестке дня его визита были переговоры с руководством республики. Любой другой визит спикера российской Думы за пределы России не следовало бы рассматривать слишком пристально. Нижняя палата российского парламента в отличие от Конгресса США или британского парламента не играет значительной роли в формировании внешнеполитического курса страны. Так определено в Основном законе страны. Но и помимо формально-правовых моментов существует и российская внутриполитическая традиция, когда депутаты (и их спикер) могут лишь придавать легитимацию тому или иному решению исполнительной власти. Первые созывы Думы (там, где были сильны с одной стороны коммунисты, а с другой присутствовали либералы и «яблочники», которых условно можно считать постсоветской разновидностью социал-демократов) позволяли себе определенную свободу внешнеполитического творчества. Здесь можно вспомнить и такие шаги, как денонсацию Беловежских соглашений в 1996 году, споры с президентской командой по поводу ратификации Большого Договора между Украиной и Россией в 1997-1998 гг…

Однако после взятия курса на «укрепление вертикали» Дума плавно трансформировалась в департамент голосования президентской администрации. Максимум ее внешнеполитических инициатив - это предлагать президенту и правительству «рассмотреть целесообразность» того или иного вопроса. Такие просьбы были представлены нижней палатой в марте 2008 года (выдвинуты условия возможного признания независимости Абхазии и Южной Осетии) и в августе того же года (рекомендации по окончательному признанию независимости двух бывших автономий Грузии). Однако нельзя не заметить, что такого рода инициативы были выдвинуты уже после того, как в одном случае президент страны, а во втором президент и премьер основательно разъяснили, куда и в каком направлении будет следовать российская внешняя политика.

Однако абхазская поездка Грызлова- визит особого рода. Спикер нижней палаты российского парламента стал первым политиком столь высокого ранга, который побывал в Абхазии после признания ее независимости РФ в августе 2008 года. В этой поездке Грызлова сопровождали председатели думских комитетов, а также спикер Парламентского собрания РФ и Республики Беларусь (формально то два государства составляют союз, хотя и весьма странный с фактической и с юридической стороны) Сергей Стрельченко. И здесь начинаются сплошные символы.

Визит Грызлова - первый визит в Абхазию официального лица, занимающего в формальной табели о рангах четвертое место после президента, премьера и спикера Совета Федерации. И свершается он в день начала очередного пятого по счета раунда Женевских переговоров по ситуации вокруг Грузии. В заседании в Женеве абхазская сторона не будет принимать участие (в отличие от делегации Южной Осетии). «Доклад генерального секретаря ООН о ситуации в зоне грузино-абхазского конфликта, который должен был быть подготовлен 15 мая, в Абхазии так и не увидели, и поэтому принимать участие во встрече не имеет смысла»,- сказал Сергей Шамба, глава абхазского МИДа. Скорее всего, Абхазия вернется в женевский формат. Однако ее представители жестко отстаивают свои статусные интересы. Таким образом, Москва и Сухуми подчеркивают, что и без других третьих лиц они в состоянии договориться о том, что им важно. Тбилиси выразил протест по поводу этого визита, что, впрочем, было легко предвидеть.

Визит Грызлова был совершен в аэропорт Сухуми (некогда лучший аэропорт кавказской курортной зоны Сочи - Сухуми). Напомним, что уже 15 лет он был закрыт по инициативе грузинской стороны. В прошлом году для главного европейского комиссара по внешней политике Хавьера Соланы было сделано исключение. Теперь московский комиссар сам создает исключение для российского представителя. Скорее всего, уже в ближайшей перспективе аэропорт заработает по кипрскому варианту (когда прием бортов и их отправка будет осуществляться в одном направлении – российском (с Северного Кипра самолеты летят также только в Турцию), а другие страны по-прежнему будут не признавать это авиасообщение).

В этой связи даже сам предмет переговоров не играет такой уж первостепенной роли. 18 мая высокие стороны (спикер Думы и президент Абхазии Сергей Багапш) обсуждали вопросы политического и экономического сотрудничества (прежде всего, развитие туристического бизнеса). На брифинге для прессы Грызлов сообщил о тех сферах, в которых РФ оказывает Абхазии серьезную экономическую помощь: «Есть прямая помощь в решении социальных вопросов, я имею в виду всевозможные социальные выплаты, включая пенсионное обслуживание, но главное, это помощь не деньгами, а привлечение к интересной совместной работе в области строительства новых объектов, в том числе объектов Олимпийских игр 20014 года в Сочи». Грызлов обратился к важной для Абхазии теме - паспортной. Проблема состоит в том, что признание независимости республики пока еще не стало автоматически признанием существующих национальных паспортов Абхазии. Скорее всего, и в этом вопросе Москва пойдет по кипрскому пути. Абхазские паспорта будут признаваться Россией при пересечении границы на реке Псоу, однако для выездов абхазских граждан в «дальнее зарубежье» придется довольствоваться российским заграничным паспортом (как это уже фактически и происходит). По словам спикера нижней палаты российского парламента, паспортный вопрос решится уже в скором времени, когда будут подготовлены новые бланки национального паспорта, соответствующие мировым стандартам (чтобы избежать подделок и обеспечить высокую степень защиты).

Но самое главное - это обещание Грызлова, что летом нынешнего года республику посетит Владимир Путин. По словам спикера, нынешний премьер-министр РФ планирует обсудить с абхазским руководством «конкретные экономические вопросы». В Тбилиси по этому поводу уже готовят протест. «Если премьер-министр России Владимир Путин тоже посетит Абхазию, и в этом случае будут сделаны соответствующие комментарии со стороны международного сообщества», - заявил директор политического департамента МИД Грузии Зураб Качкачишвили. Отчасти на эту реакцию Москва и рассчитывает. Предстоящий визит Владимира Путина должен доказать всем, и Тбилиси, и ПАСЕ, и ОБСЕ, и США вместе с Европейским Союзом: признание независимости сделано Москвой «всерьез» и никто не собирается его «аннулировать» или пересматривать. Напротив, Кремль намерен обсуждать экономические и политические вопросы с Абхазией «конкретно». И на уровне уже не спикера, а одного из представителей правящего тандема. Но было бы неверно ограничивать путинский визит одними лишь символическими аспектами (хотя и их будет немало).

В отличие от Южной Осетии, которая выглядит изначально затратным проектом, Абхазия, расположенная у Черного моря, интересна не только с геополитической, но и с экономической точки зрения. Между тем, туристическая сфера этой республики после войны 1992-1993 гг., последующей блокады так и не была модернизирована. Реального инвестиционного освоения туристического хозяйства республики еще не было. Крупный российский бизнес пока еще не начал по настоящему открывать для себя Абхазию. Думается, что эти вопросы и станут предметом серьезного разговора между Путиным и руководством Абхазии. Но при этом не думается, что этот разговор будет простым. Российский политический бизнес традиционно не привык к работе в «белых перчатках». Между тем, не «точечное», а системное бизнес-освоение Абхазии таит немало опасностей для российско-абхазских отношений. Кому-то надо будет потесниться, кто-то не выдержит конкуренции с российским капиталом, имеющим гораздо более сильные стартовые позиции. А ведь помимо бизнеса у РФ и Абхазии еще много сложных проблем в сфере безопасности. Между тем, уже сегодня внутри Абхазии раздаются критические голоса по поводу Соглашения между Москвой и Сухуми о совместной охране абхазской государственной границы. По словам известного юриста (недавно возглавлявшего президентскую комиссию по реформе Конституции) Тамаза Кецба, «даже самое беглое знакомство с документом порождает много вопросов, причем не к российской стороне, а к абхазской. Сильно смущает констатация того, что за 15 лет органы пограничной охраны Абхазии так и не сформированы, а из текста соглашения не видно, когда они, наконец, будут созданы. Когда конкретно предполагается появление на грузино-абхазской границе зоны ответственности собственно абхазской стороны? Для начала это могла бы быть небольшая зона, чтобы можно было говорить о «совместной» охране. Сейчас абхазская сторона, мягко говоря, выполняет вспомогательные, второстепенные функции».

Как бы то ни было, теперь Москва более глубоко и основательно вовлекается в абхазские (равно как и в осетинские) проблемы. Однако рассчитывать на легкость побед здесь не приходится. Теперь уже не Грузии, а России предстоит доказать, что она в отличие от своего южного соседа умеет находить верные ключи к абхазским сердцам, действия при этом деликатно и уважительно.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net