Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

23.03.2005 | Михаил Сергеев

АКАДЕМИКИ РЕШИЛИ ПОДДЕРЖАТЬ ИНФОРМАТИЗАЦИЮ

Президент Российской академии наук Юрий Осипов предложил подписать с Министерством информационных технологий и связи РФ план совместных действий научного сообщества по информатизации России. Выступая 22 марта на заседании Президиума РАН, глава Мининформсвязи Леонид Рейман заявил, что "проблема построения в России современного информационного общества настолько сложна и масштабна, что ее решение не под силу одному министерству". "Только объединение усилий государства, науки и информационной отрасли может обеспечить России достойное место в глобальном информационном обществе", - утверждает Леонид Рейман.

Принципиально важным для перспектив ИКТ стало обсуждение на Президиуме РАН возможности создания в России технопарков, которые смогут обеспечить благоприятный налоговый режим для развития информационных технологий. В противоположность идее строительства технопарков (или особых экономических зон) исключительно в "чистом поле", академики поддержали предложения Леонида Реймана об организации льготного режима на территориях уже существующих научных центров РАН. Особенно понравилась им идея заявительного или "аккредитационного" порядка предоставления налоговых льгот для тех разработчиков программного обеспечения, которые сегодня практически не платят налогов. В этом случае для легализации компаниям не обязательно "переселяться" в особые закрытые зоны. По словам Леонида Реймана, спор о форме организации технопарков и легализации индустрии программирования еще не завершен, и позиция тех, кто не замечает интересов ИТ-отрасли, еще может измениться.

Из выступления Леонида Реймана можно было сделать вывод, что потенциальная поддержка отечественной ИТ-отрасли обеспечена на самом высоком уровне. "Избранная руководством страны стратегия исходит из реалий современного мира, будущее в котором принадлежит именно информационно-коммуникационным технологиям", - подчеркнул глава Мининформсвязи. По словам Леонида Реймана, "закономерности мирового развития, предполагающие постепенный переход от индустриального общества к обществу информационному, осознаны сегодня не только учеными, но и признаны на политическом уровне".министр предложил академикам несколько базовых положений, касающихся перспектив информатизации России и развития в нашей стране современного информационного общества.

Информационное общество - это качественно новый этап развития человеческой цивилизации, на котором научное знание и информация становятся определяющим фактором общественной жизни и производства. Информационное общество базируется на экономике знаний - то есть таком типе экономики, в котором значительная часть ВНП создается в отраслях, непосредственно производящих новые знания, информационные блага и услуги, а также оборудование для передачи и обработки знаний и информации. (Например, в ЕС и США доля производимых с помощью высоких технологий товаров и услуг в общем объеме ВНП превышает сегодня 70%).

Становлению экономики знаний способствует экспоненциально нарастающий спрос на услуги, оказываемые посредством ИКТ (сотовая и спутниковая связь, цифровые телевидение и радио, телемедицина, Интернет, "электронное правительство", "электронная демократия" и т.д.) Переход к стадии информационного общества резко расширяет горизонты экономического развития, ранее ограничиваемые проблемой "пределов роста". Экономика знаний либо вовсе не имеет таких пределов, либо существенно их расширяет. Новые технологические решения позволяют не только все более экономно использовать конечные и невозобновляемые природные ресурсы, но, в ряде случаев, вообще отказываться от их применения за счет воспроизводимых синтетических материалов.

По словам министра, информация и знания становятся важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником нововведений, основой экономического и социального прогресса, принципиально новым ресурсом. Его производство не сталкивается с проблемой ограниченности спроса, поскольку продукция информационного сектора становится все более дешевой, а каждая удовлетворенная потребность в информации и знаниях тут же порождает множество новых. Человеческий капитал в такой системе более важен, чем объем традиционных капитальных вложений, наличие естественных ресурсов и т.п. Приоритет в экономике естественным образом переходит от производства товаров к производству услуг и проведению исследований, а в области социальной политики - к повышению качества жизни.

Превалирование экономики знаний стимулирует потребность в постоянном росте квалификации работников, вследствие чего образование приобретает значение важнейшего фактора социально-экономического развития. Возрастает экономическое значение класса высокообразованных технических специалистов, а внедрение нововведений во все большей степени зависит от достижений теоретического знания. Технологической базой для подобной трансформации служит качественно новая роль науки. Таким образом, в информационном обществе действуют две главные силы развития - информационная отрасль экономики и наука. Их плодотворное взаимообогащающее сотрудничество оказывается тем ключевым фактором, без которого любые надежды на экономический успех беспочвенны.

"Сегодня можно с уверенностью сказать, что без целенаправленных усилий государства формирование в нашей стране экономики знаний может затянуться надолго", - считает Леонид Рейман. Для обеспечения перехода от преимущественно сырьевой к преимущественно обрабатывающей экономике при опережающем росте информационного сектора предстоит осуществить целый комплекс мероприятий в области структурной политики. Сюда входят определение соответствующих приоритетов и создание механизмов, направленных на повышение предпринимательской активности, обеспечение конкурентоспособности и ускоренное развитие отечественной индустрии высоких технологий, а также на сокращение дифференциации в экономическом положении регионов и сохранение единого информационного пространства страны.

Основные направления и рубежи развития информационной отрасли намечены в Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации, одобренной правительством России 18 ноября 2004 года. Одно из направлений работы по развитию отрасли - совершенствование законодательной базы. Многие федеральные законы, затрагивающие сферу информационных технологий, по словам министра, устарели, и часть из них уже неэффективна. Вслед за новым законом "О связи" (который был принят в 2003 году) необходимо принять новые законы и подзаконные акты. Закон "О праве на информацию" должен обеспечить доступ граждан к информации о деятельности органов власти, закон "Об информации персонального характера" - защиту персональной информации. Закон "Об электронном документообороте" необходим для создания правовой основы для развития этой важной составляющей государственного управления. Предстоит также принятие закона "Об электронной торговле".

По словам Леонида Реймана, "широкая законодательная программа должна сопровождаться проведением научно-исследовательских работ по уточнению основных правовых проблем в области информационных технологий и оптимальных путей их решения". Министр считает, что в процессе развития законодательства предстоит "ответить на массу вопросов", в частности, "насколько допустимы различные методы регулирования в информационной сфере" и "каковы разумные границы заимствования зарубежного опыта законодательных ограничений".

Свое выступление перед академиками министр завершил призывом принять самое активное участие в деле развития информационного общества в России, где найдется место исследованиям самых разных направлений. Более того, если над чисто технологическими решениями активно работают и отраслевые специалисты, и исследовательские центры IT-компаний, то гуманитарные аспекты становления информационного общества могут быть изучены и осмыслены только в рамках академической науки. По мнению Леонида Реймана, сегодня имеет смысл сконцентрировать такие исследования в рамках специальной программы Президиума РАН, а также усилить роль Российского фонда фундаментальных исследований и Гуманитарного научного фонда, которые могли бы заметно стимулировать разработки по этому направлению.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net