Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.06.2009 | Игорь Бунин
Пикалево: системные проблемы
Сейчас много говорят о том, что события в Пикалево могут иметь демонстрационный эффект для других моногородов, в которых сложилась сходная или чуть лучшая ситуация. И что это станет серьезной проблемой для социальной политики государства. Помочь в рамках ручного управления жителям одного города можно, пятнадцати – наверное, тоже. А дальше?
Для справки. По данным Института региональной политики, в России в 2008 году насчитывалось 460 моногородов (то есть городов с одним направлением специализации и одним или несколькими градообразующими предприятиями). Это 40% от всех городов страны; в них проживает 25% населения и производится примерно 40% ВВП. Эти цифры без дополнительных комментариев демонстрируют масштаб существующей угрозы.
Но есть еще одна серьезная проблема, которую высветили события в Пикалево. Это крайне замедленная, неэффективная реакция управленческой системы, неумение действовать на опережение. Такие действия являются необходимыми для проведения успешной социальной политики. В противном случае у людей действительно может создастся впечатление, что решения принимаются не в результате разумного компромисса, уверенной в себе властью, полностью контролирующей ситуацию, а в виде уступок, которых можно добиться силой. Например, ворвавшись в здание местной администрации или перекрыв федеральную автотрассу.
Рассмотрим подробнее пример Пикалево. Все три предприятия в городе не работают с декабря. Долги по зарплате в настоящее время достигли десятков миллионов рублей. Однако сколько-нибудь серьезное внимание к проблемам города было привлечено лишь после того, как в мае в нем из-за долгов отключили горячую воду и люди через несколько дней бросились штурмовать мэрию. Это произошло 20 мая; причем сделали они это после того, как никто из чиновников к ним не вышел, не нашел простых человеческих слов, чтобы успокоить людей. Отключение вызвало эффект «броненосца Потемкина», когда очередное решение, принятое без учета социальной психологии, привело к взрыву. В принципе, в городе, где не платят зарплату, таким решением могло быть практически любое, ухудшающее жизнь людей.
После этого начали приниматься какие-то решения – городу были выделены средства из областного бюджета (явно недостаточные для того, чтобы восстановить социальную стабильность, но большего количества средств у региона, видимо, просто нет; бюджеты субъектов Федерации сейчас трещат по швам). Депутаты внесли в Думу законопроект о национализации пикалевских предприятий, который до этого только находился в стадии разработки. Сам вопрос о полезности национализации спорен – должно ли государство принимать на себя груз массы «плохих активов», который может только нарастать, хватит ли у него управленческих технологий, чтобы вывести предприятия из состояния фактического банкротства. Однако важно и другое – конкретные действия (правильные или нет – покажет время) стали предприниматься, только когда «петух клюнул». Неудивительно, что за две недели сделать удалось немного, а терпение людей уже находилось на исходе. Отсюда и перекрытие федеральной трассы, вызвавшее 400-километровую пробку. Пришлось вмешаться центральной власти, взявшей инициативу в свои руки.
Почему же государство не реагировало (либо реагировало слабо и недостаточно) на очевидные проблемы? Проще всего найти «козла отпущения» в бизнесе, проявившем себя социально безответственным. Но это только часть ответа на вопрос. В настоящее время возможности серьезного общественного диалога минимизированы. Неформальные лидеры, возглавляющие социальные протест, воспринимаются не только предпринимателями, но и чиновниками как фактор дестабилизации, нарушающий спокойствие в период кризиса. Различные уровни власти перекладывают ответственность друг на друга и боятся проявлять инициативу, которая может быть «наказуема». Отсутствует способность к политическому поведению, которое подменяется бюрократической логикой, стремлением замолчать проблемы или принизить их значимость. Есть серьезные основания полагать, что если бы вопрос о ситуации в Пикалево был бы вынесен на федеральный уровень раньше (например, местными законодателями), то их, скорее всего, обвинили бы в паникерстве с соответствующими организационными выводами.
Для противодействия социальным последствиям кризиса недостаточно «наказать виновных» в конкретном провале. Надо выстроить систему общественного диалога, позволяющую действовать на опережение, не допуская перехода социальных конфликтов в острую фазу. Привлекать к участию в нем представителей различных организаций, в том числе и «неудобных», но пользующихся реальным влиянием, способных эффективно действовать в сложной ситуации. Необходимо, чтобы депутаты различных уровней в постоянном режиме и гласно занимались этими вопросами (в конце концов, они избранники народа), а не приезжали «тушить пожар», когда он уж вспыхнул. Если такие меры будут приниматься системно, есть возможность избежать цепной реакции, вызванной пикалевскими событиями.
Игорь Бунин, президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.