Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.03.2005 | Людмила Столяренко

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША В "СРЕДЕ ОБИТАНИЯ"

18-27 марта в залах Центрального дома художников проходит VIII Московский международный художественный салон-2005. Тема салона - "Среда обитания". Его организаторами выступила Международная конфедерация творческих союзов - правопреемник бывшего Союза художников СССР. В салоне участвуют творческие союзы стран СНГ - Армении, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Украины... Самостоятельные экспозиции представлены Союзами художников России, Москвы и Санкт-Петербурга, Российской академии художеств. Выставлены также персональные проекты, созданные такими известными мастерами, как Ольга Булгакова, Александр Ситников, Юрий Рысухин, Акоп Акопян.

Слово "салон" давно стало почти ругательным. Его связывают с явлением слишком изысканно-претенциозным, "высоколобым". Или - наоборот - безапелляционно приписывают мастерам кисти или мастихина исключительно корыстное использование салона для того, чтобы продать свои работы.

Истина же, как известно, в середине. Салон - абсолютно нормальное явление общественной жизни, имеющее среди прочих безусловную художественную ценность.

Нынешний салон - диалог между творческой личностью и средой обитания. И тема выставки выбрана не случайно: современное состояние экологии давно вызывает озабоченность мировой общественности. Сегодня насущная необходимость заботы об окружающей среде абсолютно очевидна, а достижение гармонии человека с окружающим миром становится едва ли не главным условием выживания человечества вообще.

Пожалуй, самое интересное в экспозициях нынешнего салона - персональные проекты, вмещающие в себя все мировоззренческое и эстетическое многообразие их авторов.

Вне зависимости от формата, материала, изобразительных форм и жанров в персональных проектах делается попытка осознать, что для человека нового тысячелетия является средой обитания, и может ли искусство влиять на эту самую среду. Злободневные вопросы XXI века! Потому и названия проектов носят характер размышлений: "Вечность. Среда любви", "Гора света", "Физика времени", "Де-формы"… Но есть и вполне земные - "Север", "Ночной город", "Коммуналки"… И даже актуально-политические - например, на тему "оранжевой революции" под названием "Майдан": революционную площадь художники Украины представили в виде стоящей на ледяных шарах огромной ярко-оранжевой стеклянной вазы округлой, тяжелой формы, оплетенной белоснежными полосками.

В море экспозиций можно утонуть. Потому, придя в ЦДХ, нужно сразу определяться с выбором.

Каждому, как говорится, - своё. Моя слабость - керамика. Может быть, потому, что это самый древний изобразительный материал на земле. Теплый, податливый, мудрый.

И, как будто для того, чтобы специально "потрафить" моим пристрастиям, именно керамическая экспозиция открывает весь вернисаж. Да и художник известный, точнее - скульптор, за творчеством которого я слежу уже много лет: Валерий Малолетков - народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор знаменитой "Строгановки", автор книг и огромного количества публикаций об искусстве.

Небольшой зальчик экспозиции персонального проекта Малолеткова вообще выделяется среди прочих какой-то своей мягкой уютностью и колористической теплотой. Ощущение - будто здесь живут люди, и только что, сию минуту, куда-то отлучились. Стены драпированы сиреневой тканью. В центре - огромная ажурная декорация, на которой в пастельных тонах парковой листвы утопает изящная обнаженная женская скульптура.

В углу - фрагмент старинного флигеля в розовых тонах. Ни дать-ни взять - уютный дворик какого-нибудь 18-19 века. На стенах - пласты из шамотной глины, рельефы, покрытые глазурью, а на треугольных черных флагах (дань урбанистике!), свисающих с потолка,- графические рисунки, на которых… - да мы с вами! На стеклянных стеллажах - керамические скульптурные формы, смысл которых не сразу и поймешь - подумать надо.

С рисунками понятно: что из того, что Малолетков - скульптор? Сама видела: карандаш не выпускает из рук. Бытописатель!

Но рисунки все же - форма, что называется, "малая". Очевидная же заслуга Малолеткова в изобразительном искусстве - в другом: он взял и перевернул традиционные представления о декоративном искусстве и сделал керамику живой. Вообще ему удается каким-то непостижимым образом неординарно увязывать "в клубок" композицию цвета, форму рисунка и пространства.

Название его проекта: "Россия - Восток - Запад". И он действительно соединяет в своем творчестве, как пишут критики, "прагматичный рационализм Запада и чувственный гений Востока". Еще и книжки пишет. Одна так и называется: "Между Востоком и Западом".

Малолетков - экспериментатор, но и любитель вечных ценностей. Он убежден: гремучая евро-азиатская смесь, текущая в жилах миллионов россиян - причина всех наших исторических, экономических, политических и культурных парадоксов и нелепостей. Малолеткова эта непостижимость России, в равной мере непонятная и Востоку, и Западу, давно заботит, но в тоже время эта генетическая двойственность для него - неиссякаемый источник идей и творческого вдохновения.

Он - скульптор неожиданный и парадоксальный. Его работы - стихия метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз. На глиняных пластах изображены летающие рыбы и люди, у которых за плечами - крылья, а на лицах - маски, скрывающие их истинную суть. Древние морские раковины, странные птицы, причудливые космические превращения… Философское осмысление бытия (влияние Индии!) застает тебя, вечно бегущую, врасплох - тут надо остановиться, стряхнуть суету и пристально вглядеться в цвета, рельеф, расшифровывая, извлекая из глубокого цвета пластов скрытые знаки и образы. И названия - соответствующие: "Люди и маски", "Ловцы счастья", "Тризна смерти", "Полет рыб"…

Кстати сказать, созданные Малолетковым в Палеонтологическом музее РАН рельефы под названием "Сотворение мира" вошли в Книгу рекордов Гинесса как крупнейшие произведения керамики ХХ века. Да что там - его работы хранятся в лучших музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Греции, Италии, ФРГ, Бразилии, США, Японии….

Вот казалось бы: "титульный", известный художник. Недавно исполнилось 60 лет. Но кто знает малолетковский (вот уж, правда, смешно!) возраст - смеются: годы теряются в его энтузиазме и оптимизме, которого хватит на десятерых: живой, общительный, остро воспринимающий жизнь во всех ее проявлениях. Потому не удивительно, что рядом с фигурами людей-животных из очень сложного философского цикла "Переселение душ" он взял и расположил вполне земные вещи - глиняные пласты цвета морской волны с добросовестно выписанными на них частушками, из которых, кстати, не выброшены даже самые ядреные слова. Собственными глазами видела, как сановные чиновники из кремлевской администрации на одной из выставок стыдливо прикрывали их бумажкой, дабы не смущать начальственных персон - и смех, и слезы! А тут публика охотно читает: "Не любите, девки, море, а любите моряков…" или "Лучше Гагров места нету…"

Этот художник - как эквилибрист: не только на стыке культур, но и на стыке скульптуры, графики, живописи и пространства. Но, несмотря на мозаичность, - невероятно цельный. Узнаваем в каждой своей работе. Вот схвачены в остановившемся мгновении узнаваемые персонажи (серия "Россияне"), каждый - в своем образе, но в едином авторском стиле: тут и Ахматова, и Цветаева, и Гоголь, и Есенин, и Татлин, и Пушкин с Натали… У многих за спиной… крылья. Сделанные примерно в одном масштабе, они воспринимаются живой ностальгической картинкой ушедших эпох. Тут и цари, и поэты… Но все - равны: все - россияне.

Про любовь у Малолеткова разговор особый. Она воплощается в самых немыслимых формах - женском сапожке-крепости, в морской вазе, в ночном полете двоих, в одинокой фигуре женщины, повернувшейся к нам спиной… Мягкие, приглушенные краски, причудливые формы пластов и рельефов…

Чуть в сторону - вот вам и летние забавы: скульптура стоящей на голове женщины, смешно жонглирующей мячом, или другая - в дурашливом кувырке. Пласт с беззаботными дачниками, другой - где девочка с бабочкой… Радость разлита - будто всюду льется летнее солнце. Ну, разве что только птички в ЦДХ не поют…

Что и говорить: среда обитания нынче, особенно в громадном городе, - сплошь "постмодерн", причем в самом неприглядном его воплощении: от ржавых железяк на обочинах дорог до бил-бордов с кричащей рекламой на автозаправках, от паутины проводов, опутавших старинные московские улочки до мусорных свалок во дворах - чуть сверни в ближайшую арку…

Человеческая среда обитания - это то, что внутри. Что греет, что дает повод радоваться жизни. Что заставляет смеяться и плакать. Думать. Что не дает поддаваться суете, лености и тяжести будней, но заставляет вас однажды вдруг взять и заглянуть в мир, где обитает непобедимая внешней средой живая человеческая душа.

А вы говорите - салон!

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net