Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.03.2005 | Людмила Столяренко

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША В "СРЕДЕ ОБИТАНИЯ"

18-27 марта в залах Центрального дома художников проходит VIII Московский международный художественный салон-2005. Тема салона - "Среда обитания". Его организаторами выступила Международная конфедерация творческих союзов - правопреемник бывшего Союза художников СССР. В салоне участвуют творческие союзы стран СНГ - Армении, Таджикистана, Азербайджана, Молдовы, Украины... Самостоятельные экспозиции представлены Союзами художников России, Москвы и Санкт-Петербурга, Российской академии художеств. Выставлены также персональные проекты, созданные такими известными мастерами, как Ольга Булгакова, Александр Ситников, Юрий Рысухин, Акоп Акопян.

Слово "салон" давно стало почти ругательным. Его связывают с явлением слишком изысканно-претенциозным, "высоколобым". Или - наоборот - безапелляционно приписывают мастерам кисти или мастихина исключительно корыстное использование салона для того, чтобы продать свои работы.

Истина же, как известно, в середине. Салон - абсолютно нормальное явление общественной жизни, имеющее среди прочих безусловную художественную ценность.

Нынешний салон - диалог между творческой личностью и средой обитания. И тема выставки выбрана не случайно: современное состояние экологии давно вызывает озабоченность мировой общественности. Сегодня насущная необходимость заботы об окружающей среде абсолютно очевидна, а достижение гармонии человека с окружающим миром становится едва ли не главным условием выживания человечества вообще.

Пожалуй, самое интересное в экспозициях нынешнего салона - персональные проекты, вмещающие в себя все мировоззренческое и эстетическое многообразие их авторов.

Вне зависимости от формата, материала, изобразительных форм и жанров в персональных проектах делается попытка осознать, что для человека нового тысячелетия является средой обитания, и может ли искусство влиять на эту самую среду. Злободневные вопросы XXI века! Потому и названия проектов носят характер размышлений: "Вечность. Среда любви", "Гора света", "Физика времени", "Де-формы"… Но есть и вполне земные - "Север", "Ночной город", "Коммуналки"… И даже актуально-политические - например, на тему "оранжевой революции" под названием "Майдан": революционную площадь художники Украины представили в виде стоящей на ледяных шарах огромной ярко-оранжевой стеклянной вазы округлой, тяжелой формы, оплетенной белоснежными полосками.

В море экспозиций можно утонуть. Потому, придя в ЦДХ, нужно сразу определяться с выбором.

Каждому, как говорится, - своё. Моя слабость - керамика. Может быть, потому, что это самый древний изобразительный материал на земле. Теплый, податливый, мудрый.

И, как будто для того, чтобы специально "потрафить" моим пристрастиям, именно керамическая экспозиция открывает весь вернисаж. Да и художник известный, точнее - скульптор, за творчеством которого я слежу уже много лет: Валерий Малолетков - народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор знаменитой "Строгановки", автор книг и огромного количества публикаций об искусстве.

Небольшой зальчик экспозиции персонального проекта Малолеткова вообще выделяется среди прочих какой-то своей мягкой уютностью и колористической теплотой. Ощущение - будто здесь живут люди, и только что, сию минуту, куда-то отлучились. Стены драпированы сиреневой тканью. В центре - огромная ажурная декорация, на которой в пастельных тонах парковой листвы утопает изящная обнаженная женская скульптура.

В углу - фрагмент старинного флигеля в розовых тонах. Ни дать-ни взять - уютный дворик какого-нибудь 18-19 века. На стенах - пласты из шамотной глины, рельефы, покрытые глазурью, а на треугольных черных флагах (дань урбанистике!), свисающих с потолка,- графические рисунки, на которых… - да мы с вами! На стеклянных стеллажах - керамические скульптурные формы, смысл которых не сразу и поймешь - подумать надо.

С рисунками понятно: что из того, что Малолетков - скульптор? Сама видела: карандаш не выпускает из рук. Бытописатель!

Но рисунки все же - форма, что называется, "малая". Очевидная же заслуга Малолеткова в изобразительном искусстве - в другом: он взял и перевернул традиционные представления о декоративном искусстве и сделал керамику живой. Вообще ему удается каким-то непостижимым образом неординарно увязывать "в клубок" композицию цвета, форму рисунка и пространства.

Название его проекта: "Россия - Восток - Запад". И он действительно соединяет в своем творчестве, как пишут критики, "прагматичный рационализм Запада и чувственный гений Востока". Еще и книжки пишет. Одна так и называется: "Между Востоком и Западом".

Малолетков - экспериментатор, но и любитель вечных ценностей. Он убежден: гремучая евро-азиатская смесь, текущая в жилах миллионов россиян - причина всех наших исторических, экономических, политических и культурных парадоксов и нелепостей. Малолеткова эта непостижимость России, в равной мере непонятная и Востоку, и Западу, давно заботит, но в тоже время эта генетическая двойственность для него - неиссякаемый источник идей и творческого вдохновения.

Он - скульптор неожиданный и парадоксальный. Его работы - стихия метафор, ассоциаций, аллегорий, метаморфоз. На глиняных пластах изображены летающие рыбы и люди, у которых за плечами - крылья, а на лицах - маски, скрывающие их истинную суть. Древние морские раковины, странные птицы, причудливые космические превращения… Философское осмысление бытия (влияние Индии!) застает тебя, вечно бегущую, врасплох - тут надо остановиться, стряхнуть суету и пристально вглядеться в цвета, рельеф, расшифровывая, извлекая из глубокого цвета пластов скрытые знаки и образы. И названия - соответствующие: "Люди и маски", "Ловцы счастья", "Тризна смерти", "Полет рыб"…

Кстати сказать, созданные Малолетковым в Палеонтологическом музее РАН рельефы под названием "Сотворение мира" вошли в Книгу рекордов Гинесса как крупнейшие произведения керамики ХХ века. Да что там - его работы хранятся в лучших музеях и частных коллекциях России, Великобритании, Греции, Италии, ФРГ, Бразилии, США, Японии….

Вот казалось бы: "титульный", известный художник. Недавно исполнилось 60 лет. Но кто знает малолетковский (вот уж, правда, смешно!) возраст - смеются: годы теряются в его энтузиазме и оптимизме, которого хватит на десятерых: живой, общительный, остро воспринимающий жизнь во всех ее проявлениях. Потому не удивительно, что рядом с фигурами людей-животных из очень сложного философского цикла "Переселение душ" он взял и расположил вполне земные вещи - глиняные пласты цвета морской волны с добросовестно выписанными на них частушками, из которых, кстати, не выброшены даже самые ядреные слова. Собственными глазами видела, как сановные чиновники из кремлевской администрации на одной из выставок стыдливо прикрывали их бумажкой, дабы не смущать начальственных персон - и смех, и слезы! А тут публика охотно читает: "Не любите, девки, море, а любите моряков…" или "Лучше Гагров места нету…"

Этот художник - как эквилибрист: не только на стыке культур, но и на стыке скульптуры, графики, живописи и пространства. Но, несмотря на мозаичность, - невероятно цельный. Узнаваем в каждой своей работе. Вот схвачены в остановившемся мгновении узнаваемые персонажи (серия "Россияне"), каждый - в своем образе, но в едином авторском стиле: тут и Ахматова, и Цветаева, и Гоголь, и Есенин, и Татлин, и Пушкин с Натали… У многих за спиной… крылья. Сделанные примерно в одном масштабе, они воспринимаются живой ностальгической картинкой ушедших эпох. Тут и цари, и поэты… Но все - равны: все - россияне.

Про любовь у Малолеткова разговор особый. Она воплощается в самых немыслимых формах - женском сапожке-крепости, в морской вазе, в ночном полете двоих, в одинокой фигуре женщины, повернувшейся к нам спиной… Мягкие, приглушенные краски, причудливые формы пластов и рельефов…

Чуть в сторону - вот вам и летние забавы: скульптура стоящей на голове женщины, смешно жонглирующей мячом, или другая - в дурашливом кувырке. Пласт с беззаботными дачниками, другой - где девочка с бабочкой… Радость разлита - будто всюду льется летнее солнце. Ну, разве что только птички в ЦДХ не поют…

Что и говорить: среда обитания нынче, особенно в громадном городе, - сплошь "постмодерн", причем в самом неприглядном его воплощении: от ржавых железяк на обочинах дорог до бил-бордов с кричащей рекламой на автозаправках, от паутины проводов, опутавших старинные московские улочки до мусорных свалок во дворах - чуть сверни в ближайшую арку…

Человеческая среда обитания - это то, что внутри. Что греет, что дает повод радоваться жизни. Что заставляет смеяться и плакать. Думать. Что не дает поддаваться суете, лености и тяжести будней, но заставляет вас однажды вдруг взять и заглянуть в мир, где обитает непобедимая внешней средой живая человеческая душа.

А вы говорите - салон!

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net