Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.06.2009 | Татьяна Становая

Автопрому указали путь

На прошедшей неделе глава Сбербанка Герман Греф дал интервью «Первому каналу». В нем он заявил, что у нынешней продуктовой линейки «АвтоВАЗа» перспектив нет, и предложил два возможных варианта развития предприятия. Первый – передача в управление Renault (концерну принадлежит блокпакет акций «АвтоВАЗа»). Второй - альянс с Magna и Opel. Напомним, что Сбербанк в настоящее время осуществляет сделку по покупке 35% акций Opel, канадский производитель автокомпонентов Magna будет владеть 20% акций. Планируется, что некоторые модели могут выпускаться на заводе ГАЗ, принадлежащем Олегу Дерипаске. Глава Сбербанка выразил надежду, что в течение полугода решение о будущем «АвтоВАЗа» будет сформулировано.

Это заявление Грефа вызвало большой резонанс. Фактически речь идет о признании тупиковым нынешнего пути развития «АвтоВАЗа». «АвтоВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России, лидер отрасли, который в последние годы испытывает большие трудности. Если традиционно продукция ВАЗа занимала достаточно большую прочную нишу на рынке, то с развитием потребительского кредитования, а также приходом в Россию иностранных производителей конкурентоспособность АвтоВАЗа начала быстро снижаться. В 2006 году доля российских автомобилей впервые уступила лидерство иностранным маркам. В середине 2008 года доля российских машин снизилась до 25% (по данным агентства «Автостат»). Тем не менее, LADA в середине 2008 года имела самую большую долю на рынке – 23%.

В условиях кризиса автомобильный рынок оказался одним из самых пострадавших. «АвтоВАЗ» был вынужден несколько раз останавливать конвейер. Ожидается, что в 2009 году АвтоВАЗ продаст вдвое меньше машин, а операционный убыток составит $136 млн. Эта ситуация в целом общая не только для российского автопрома, но и для всех мировых автогигантов. «АвтоВАЗ» обратился за эксклюзивной помощью к правительству и получил ее. В рамках посещения завода Владимиром Путиным в конце марта было объявлено, что АвтоВАЗ получит 700 млн рублей на поддержание рабочих мест, 300 млн - на развитие малого и среднего предпринимательства. Однако главная поддержка поступит из федерального бюджета в качестве имущественного взноса через «Ростехнологии». Около 25 млрд рублей «АвтоВАЗ» получит в качестве беспроцентной ссуды от госкорпорации. Кроме того, планируется, что 90 млрд рублей будут предоставлены госбанками. Заметим, что остальные автомобильные компании не получили даже малой части того, что получит АвтоВАЗ. Государство обещает гарантии ГАЗу, КамАЗу и ОАО «Соллерс» (собирает модели Ssang Yong и Fiat из машинокомплектов) на получение кредитов для реструктуризации задолженности. Однако пока не принято решения ни по одному из них.

Взамен помощи «АвтоВАЗ» утвердил антикризисную программу, по которой по итогам вложения 80 млрд рублей планируется выпустить 8-9 новых моделей автомобилей. Планируется также вложить средства в разработку новых коробок передач. Этим займется ООО «Катэ», принадлежащая супруге главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, который реально контролирует АвтоВАЗ. При этом заметим, что сама корпорация «Ростехнологии» находится сегодня в критическом положении. В интервью «Ведомостям» в конце мая сам Чемезов признал, что во всей подконтрольной ему организации нет и «2-3 абсолютно здоровых» предприятий. «Практически все в очень плохом состоянии, в предбанкротном - более 30%», - заявил он. По словам Чемезова, предварительная кредиторка предприятий составляет 600 млрд руб.Покупка Сбербанком и Magna Opel вызвали в СМИ на этом фоне много вопросов: неясно, каким образом Сбербанк будет кредитовать АвтоВАЗ, который оказывается прямым конкурентом ГАЗа, на котором планируется производить автомобили Opel. Возникали вопросы по поводу гарантированного сбыта автомобилей, а также мотивов вложений Сбербанком: являются ли инвестиции портфельными (с целью потом удачно перепродать) или стратегическими? Большинство экспертов склонялись к первому.Заявление Грефа в связи с этим стало сенсацией. Речь фактически идет о совершенно новой политике в автопроме России. В сущности Греф предложил новый подход, сутью которого является консолидация автопроизводительных мощностей (ГАЗ и АвтоВАЗ) и в рамках альянса с Opel и Magna, формирование единого гиганта.

Это предложение интересно и с политической точки зрения. Во-первых, это удар по позициям одной из самых влиятельных фигур в российской элите – Сергея Чемезова, который за последнее два года провел беспрецедентную экспансию в российской промышленности, создав госкорпорацию «Ростехнологии». Причем Чемезов до сих пор не терял поддержки политического руководства страны: корпорация продолжала развиваться при содействии Дмитрия Медведева (все ключевые Указы были подписаны уже после ухода Путина), а также Путина – при его личном участии АвтоВАЗ и получил поддержку. Причем не только финансовую, но и имиджевую – Путин купил себе один из автомобилей.

Президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин уже назвал заявление Грефа спорным. «Греф - известный и уважаемый человек, у него есть собственное мнение, но оно небесспорно», - прокомментировал его заявление Алешин. Он добавил, что компания довольна сотрудничеством со Сбербанком, и «хорошо, что Герман Греф держит проблемы автопрома «в фокусе». Фактически Алешин свел слова Грефа к его личному мнению, не имеющему отношения к выработке госполитики в отношении автопрома.

Во-вторых, заявление Грефа – это, пожалуй, один из самых болезненных ударов по госкорпорациям, среди которых «Ростехнологии» были едва ли самой влиятельной и «непоколебимой». Греф впервые, пусть и косвенно, поставил вопрос об эффективности госкорпорации в автопроме в условиях кризиса. Ранее судьба госкорпораций поднималась президентским советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, который предложил упразднить эту форму некоммерческих организаций. Это стало настоящей сенсацией: действующие корпорации были созданы в период президентства Владимира Путина; это стало значимым элементом его экономической политики. С одной стороны, корпорации позиционировались как своего рода «точки роста», прорыва российской экономики: в них концентрировались огромные финансовые ресурсы и промышленные активы. С другой стороны, корпорации стали механизмом перераспределения собственности и «скрытой приватизации», вызвав неоднозначные оценки внутри правящей элиты и со стороны общественности.

В начале июня на эту тему высказался и президент Дмитрий Медведев. В своем интервью «Коммерсанту» он назвал «неправильным» способом «реформирование» экономики через создание госкорпораций. «Их жизнь должна быть конечна», - сказал он, приведя в пример фонд ЖКХ. «Другие корпорации, которые занимаются чистым бизнесом, должны быть, в конечном счете, приватизированы (кроме «Росатома»). Государственные корпорации должны превратиться в акционерные общества», - сказал президент.В правительстве и Кремле обсуждаются два варианта поддержки российского автопрома: первый – под руководством Чемезова, в альянсе с Renault, на базе АвтоВАЗа. Второй – создание единого гиганта, что означает фактически передел всего рынка. Конкуренция между двумя проектами значительно ужесточается, а споры выходят на политический уровень, что в итоге может принять концептуальный характер, превратившись в дискуссию между дирижистами и либералами. Причем первые могут опираться в большей степени на поддержку Путина, а вторые апеллируют к президенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net