Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

24.06.2009 | Татьяна Становая

Просто поговорить

Вчера в Вене на ежегодной конференции ОБСЕ по безопасности министр иностранных дел России Сергей Лавров презентовал видение России в отношении нового договора о европейской безопасности (ДЕБ). О ДЕБ Россия говорил уже почти год, однако пока мало кто понимает, как это может выглядеть на практике. Речь Лаврова не внесла больше ясности: фактически министр повторил то, что говорил Дмитрий Медведев в октябре прошлого года на первой Конференции по мировой политике, прошедшей в Эвиане. Проблема состоит и в том, что Запад пока не готов говорить о европейской безопасности с Россией.

В отличие от речи в Эвиане, нынешнее выступление Лаврова не было антиамериканским (что понятно – в октябре в США был еще прежний президент Джордж Буш, с которым отношения складывались хуже некуда). Тогда же выступление Медведева походило на попытки настроить Европу против США. Раскритиковав действия Вашингтона, президент указывал, что все предпринимаемые США действия принимаются «без консультаций, в том числе и со своими партнёрами по НАТО и ЕС, по сути, без консультаций внутри Европы». Тогда ДЕБ выглядел как антиамериканский инструмент изменения существующей системы европейской безопасности.

Сейчас, несмотря на уход от антиамериканской риторики, в целом суть предложений не изменилась. Собственно набор российских идей на протяжении многих лет достаточно стабилен: приоритетность и всеобщность международного права, отказ государств от войны как средства, как инструмента своей политики, недопустимость навязывания другим государствам собственного национального права, как и решений внутреннего суда, сохранение центральной и координирующей роли ООН. За всем этим набором – список претензий или к США или к Западу в целом – война в Ираке, признание Косова, чрезмерная геополитическая активизация на постсоветском пространстве, содействие евроатлантической интеграции Грузии и Украины…

Однако к этому набору добавилась более продуманная и более масштабная идея заключения ДЕБ. Начало диалога на эту тему – уже потенциально может стать большим успехом России. В октябре прошлого года Медведев в Эвиане назвал 5 основных принципов, на которых может основываться Договор. Сейчас Лавров во главу угла поставил идею неделимости европейской безопасности. «Сегодня мы являемся свидетелями нарушения базового принципа отношений государств, который был заложен в Хартии европейской безопасности 1999 года и в документах Совета Россия-НАТО, – это обязательство не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других», - заявил Лавров.

Москва предлагает реформировать ОБСЕ, снисходительно соглашаясь не требовать распустить НАТО вслед за роспуском Организации Варшавского договора. Через реформу ОБСЕ фактически предлагается пересмотреть и значительно ограничить роль НАТО: прекратить «недальновидную политику «отщипывания» кусков бывшей территории ОВД с соответствующим передвижением на Восток», «снять коллизии между общеевропейским и внутриблоковым подходами к безопасности» (придать обязательствам в ОБСЕ юридическую силу, как в НАТО).

Лавров назвал 4 смысловых блока ДЕБ. Первый – базовые принципы, о которых речь шла выше. Второй - базовые принципы развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. Фактически речь идет о проблеме ДОВСЕ и ПРО. Третий блок, по мнению России, должен быть посвящен принципам урегулирования конфликтов. И, наконец, четвертый блок посвящен механизмам взаимодействия государств и организаций по противодействию новым угрозам и вызовам, включая распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной организованной преступности.

Сейчас многие признают, что предложения России по ДЕБ стали обсуждаться. Об этом говорит и Лавров, указывая, что диалог активно набирает обороты на политическом уровне, по дипломатическим каналам, по линии контактов экспертов и политологов. Однако надо признать, что обсуждение идет непредметное. Обсуждение касается мотивов и перспектив России в продвижении этих идей, формата обсуждения, потенциала Москвы изменить что-либо. И, как правило, обсуждение оборачивается не в пользу России, хотя неэффективность ОБСЕ признается многими.

При этом сам факт неэффективности ОБСЕ Россия считает достаточным, чтобы обратить внимание на свои предложения. «Ни одной из этих угроз международному сообществу не удается эффективно противостоять», - констатировал Лавров. Однако на деле этого оказывается недостаточным. Россия фактически обращается к Европе и США с предложением «дайте жить дружно», ссылаясь на Канта, Библию и даже Декларацию прав Великой французской революции. Россия пытается говорить с Западом на языке idealpolitik, но при этом действуя, исходя из принципов realpolitik. Не удивительно, что Запад не верит. Проблема состоит в том, что Россия не имеет достаточного авторитета и реального веса для того, чтобы инициировать и быть ведущей в диалоге по новому ДЕБ. Для Запада есть и проблема мотивов Москвы – продвижение идей в области безопасности рассматривается как попытка компенсировать свое реальное геополитическое ослабление за счет изменения институтов безопасности, формулирования новых правил игры. В данном случае дело не в самих правилах (Европа и США, возможно, и готовы признать, что существующая система не работает), а в мотивах и интересах участников диалога, в мотивах и интересах России.

Тем не менее, речь Лаврова – первый серьезный шаг, призванный хотя бы начать диалог. Сейчас главная задача Кремля - подтолкнуть Запад к проведению единой конференции с участием ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и НАТО. До сих пор Европа, например, была готова выслушивать российские предложения лишь на площадке ОБСЕ. Москву этот подход не устраивает (хотя и это уже некоторое достижение). Здесь особую роль должен сыграть первый осторожный опыт: 27-28 июня на греческом острове Корфу по инициативе действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Греции Д.Бакоянни пройдет неформальная встреча министров иностранных дел и представителей ОДКБ, СНГ, НАТО, ЕС и ОБСЕ. Встречу на высшем уровне Москва хочет провести в 2010 году.

Другая проблема – это парадоксальное противоречие в существующей внешнеполитической повестке дня России. ДЕБ с его принципами и основными идеями противоречит интересам, прежде всего, США (неслучайно Москва апеллирует именно к Западной Европе). Гипотетически принятие такого Договора означает невозможность размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, расширения НАТО, игнорирования соглашения об адаптации ДОВСЕ, войны в Ираке, отделения Косова. Россия стремится к такой системе, в которой она имела бы право вето. С другой стороны, Россия и США сейчас пытаются «перезагрузить» отношения (хотя сейчас уже ожидания в отношении перспектив этого стали снижаться). Такое в итоге движение навстречу друг к другу с вилами способно скорее породить новый виток противостояния, чем дать результаты в виде устраивающего обе стороны компромисса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net