Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

В середине февраля Басманный суд заочно арестовал бизнесмена, владельца O1 Group Бориса Минца, а 31 января были заочно арестованы два его сына - Дмитрий и Александр. Причиной ареста стали обвинения в растрате 34 млрд руб. (ч. 4 ст. 160 УК) средств банка «ФК Открытие» и последовавшее обвинение в межгосударственный розыск. На данный момент Борис Минц и его семья с весны 2018 года проживают в Великобритании.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Главное

24.06.2009 | Татьяна Становая

Просто поговорить

Вчера в Вене на ежегодной конференции ОБСЕ по безопасности министр иностранных дел России Сергей Лавров презентовал видение России в отношении нового договора о европейской безопасности (ДЕБ). О ДЕБ Россия говорил уже почти год, однако пока мало кто понимает, как это может выглядеть на практике. Речь Лаврова не внесла больше ясности: фактически министр повторил то, что говорил Дмитрий Медведев в октябре прошлого года на первой Конференции по мировой политике, прошедшей в Эвиане. Проблема состоит и в том, что Запад пока не готов говорить о европейской безопасности с Россией.

В отличие от речи в Эвиане, нынешнее выступление Лаврова не было антиамериканским (что понятно – в октябре в США был еще прежний президент Джордж Буш, с которым отношения складывались хуже некуда). Тогда же выступление Медведева походило на попытки настроить Европу против США. Раскритиковав действия Вашингтона, президент указывал, что все предпринимаемые США действия принимаются «без консультаций, в том числе и со своими партнёрами по НАТО и ЕС, по сути, без консультаций внутри Европы». Тогда ДЕБ выглядел как антиамериканский инструмент изменения существующей системы европейской безопасности.

Сейчас, несмотря на уход от антиамериканской риторики, в целом суть предложений не изменилась. Собственно набор российских идей на протяжении многих лет достаточно стабилен: приоритетность и всеобщность международного права, отказ государств от войны как средства, как инструмента своей политики, недопустимость навязывания другим государствам собственного национального права, как и решений внутреннего суда, сохранение центральной и координирующей роли ООН. За всем этим набором – список претензий или к США или к Западу в целом – война в Ираке, признание Косова, чрезмерная геополитическая активизация на постсоветском пространстве, содействие евроатлантической интеграции Грузии и Украины…

Однако к этому набору добавилась более продуманная и более масштабная идея заключения ДЕБ. Начало диалога на эту тему – уже потенциально может стать большим успехом России. В октябре прошлого года Медведев в Эвиане назвал 5 основных принципов, на которых может основываться Договор. Сейчас Лавров во главу угла поставил идею неделимости европейской безопасности. «Сегодня мы являемся свидетелями нарушения базового принципа отношений государств, который был заложен в Хартии европейской безопасности 1999 года и в документах Совета Россия-НАТО, – это обязательство не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других», - заявил Лавров.

Москва предлагает реформировать ОБСЕ, снисходительно соглашаясь не требовать распустить НАТО вслед за роспуском Организации Варшавского договора. Через реформу ОБСЕ фактически предлагается пересмотреть и значительно ограничить роль НАТО: прекратить «недальновидную политику «отщипывания» кусков бывшей территории ОВД с соответствующим передвижением на Восток», «снять коллизии между общеевропейским и внутриблоковым подходами к безопасности» (придать обязательствам в ОБСЕ юридическую силу, как в НАТО).

Лавров назвал 4 смысловых блока ДЕБ. Первый – базовые принципы, о которых речь шла выше. Второй - базовые принципы развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. Фактически речь идет о проблеме ДОВСЕ и ПРО. Третий блок, по мнению России, должен быть посвящен принципам урегулирования конфликтов. И, наконец, четвертый блок посвящен механизмам взаимодействия государств и организаций по противодействию новым угрозам и вызовам, включая распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной организованной преступности.

Сейчас многие признают, что предложения России по ДЕБ стали обсуждаться. Об этом говорит и Лавров, указывая, что диалог активно набирает обороты на политическом уровне, по дипломатическим каналам, по линии контактов экспертов и политологов. Однако надо признать, что обсуждение идет непредметное. Обсуждение касается мотивов и перспектив России в продвижении этих идей, формата обсуждения, потенциала Москвы изменить что-либо. И, как правило, обсуждение оборачивается не в пользу России, хотя неэффективность ОБСЕ признается многими.

При этом сам факт неэффективности ОБСЕ Россия считает достаточным, чтобы обратить внимание на свои предложения. «Ни одной из этих угроз международному сообществу не удается эффективно противостоять», - констатировал Лавров. Однако на деле этого оказывается недостаточным. Россия фактически обращается к Европе и США с предложением «дайте жить дружно», ссылаясь на Канта, Библию и даже Декларацию прав Великой французской революции. Россия пытается говорить с Западом на языке idealpolitik, но при этом действуя, исходя из принципов realpolitik. Не удивительно, что Запад не верит. Проблема состоит в том, что Россия не имеет достаточного авторитета и реального веса для того, чтобы инициировать и быть ведущей в диалоге по новому ДЕБ. Для Запада есть и проблема мотивов Москвы – продвижение идей в области безопасности рассматривается как попытка компенсировать свое реальное геополитическое ослабление за счет изменения институтов безопасности, формулирования новых правил игры. В данном случае дело не в самих правилах (Европа и США, возможно, и готовы признать, что существующая система не работает), а в мотивах и интересах участников диалога, в мотивах и интересах России.

Тем не менее, речь Лаврова – первый серьезный шаг, призванный хотя бы начать диалог. Сейчас главная задача Кремля - подтолкнуть Запад к проведению единой конференции с участием ЕС, ОБСЕ, СНГ, ОДКБ и НАТО. До сих пор Европа, например, была готова выслушивать российские предложения лишь на площадке ОБСЕ. Москву этот подход не устраивает (хотя и это уже некоторое достижение). Здесь особую роль должен сыграть первый осторожный опыт: 27-28 июня на греческом острове Корфу по инициативе действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Греции Д.Бакоянни пройдет неформальная встреча министров иностранных дел и представителей ОДКБ, СНГ, НАТО, ЕС и ОБСЕ. Встречу на высшем уровне Москва хочет провести в 2010 году.

Другая проблема – это парадоксальное противоречие в существующей внешнеполитической повестке дня России. ДЕБ с его принципами и основными идеями противоречит интересам, прежде всего, США (неслучайно Москва апеллирует именно к Западной Европе). Гипотетически принятие такого Договора означает невозможность размещения элементов ПРО в Чехии и Польше, расширения НАТО, игнорирования соглашения об адаптации ДОВСЕ, войны в Ираке, отделения Косова. Россия стремится к такой системе, в которой она имела бы право вето. С другой стороны, Россия и США сейчас пытаются «перезагрузить» отношения (хотя сейчас уже ожидания в отношении перспектив этого стали снижаться). Такое в итоге движение навстречу друг к другу с вилами способно скорее породить новый виток противостояния, чем дать результаты в виде устраивающего обе стороны компромисса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net