Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.06.2009 | Татьяна Становая

Дороги частно-государственного значения

26 июня Госдума приняла в третьем чтении законопроект «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». «Автодор» станет восьмой госкорпорацией в России, несмотря на все разговоры о необходимости отказаться от этой формы.

Госкорпорации – особый вид организации, которые напрямую не контролируются правительством РФ, а его присутствие сводится лишь к квоте в наблюдательном совете. Прибыль корпораций может не подлежать распределению, правила раскрытия информации для таких структур менее жесткие, чем для ОАО. По сути, госкорпорация является холдинговой госкомпанией с особым статусом, при этом ее дочерние компании могут осуществлять любые действия на рынке, включая IPO.

Законопроект внесен группой депутатов Госдумы от «ЕР» и предусматривает создание госкорпорации для управления инвестиционно привлекательными автомобильными дорогами федерального значения, которые будут переданы ей в доверительное управление. В управление «Автодора» предлагается передать 18,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, в том числе 6,1 тыс. км - для создания сети автомагистралей и скоростных дорог и 12,2 тыс. км - с целью приведения автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, в нормативное состояние. К органам управления «Автодора» относятся наблюдательный совет, председатель правления и правление госкомпании. Наблюдательный совет утверждается правительством РФ сроком на 4 года. В его состав входят 12 членов (7 - по представлению правительства РФ, 4 - по представлению Федерального собрания РФ, 1 - по представлению Счетной палаты РФ). Госкомпания может формировать фонд за счет средств, полученных от своей деятельности. «Автодор» будет осуществлять полномочия заказчика при проектировании, строительстве и реконструкции автомобильных дорог и полномочия концедента при передаче автодорог госкомпании в концессию. К функциям компании отнесено взимание платы за пользование автодорогами. Финансирование госкомпании будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников. Все доходы государственной корпорации должны будут направляться на достижение целей ее деятельности.

Проблема финансирования строительства и реконструкции дорог давно является одной из самых острых. В 90-е годы проблема, так или иначе, решалась за счет дорожного фонда, который усиливал позиции региональных лидеров и поэтому был упразднен. На данный момент вопросы дорожного строительства курирует Росавтодор, который испытывает трудности (за отсутствием механизмов) с финансовыми ресурсами: схемы частно-государственнического партнерства в существующих условиях не работают. Разговоры о создании новой госкорпорации «Автодор» идут уже давно. Осенью 2007 года Минтранс предлагал создать госкорпорацию, которая модернизировала бы федеральные трассы на условиях концессии, а затем перевела их в платный режим. Однако Иванов заявил, что нужно создавать АО (по аналогии ОАО «РЖД»).

В феврале прошлого года Дмитрий Медведев на красноярском форуме (тогда была озвучена его, по сути, экономическая программа в преддверии президентских выборов) предложил «вместо существующей сегодня бюрократической структуры создать акционерное общество, принадлежащее государству». Госкомпания, по его словам, будет выполнять функции госзаказчика и координатора, ежегодно получая бюджетные средства, но сама не будет заниматься хозяйственной деятельностью. Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев категорично выступил против создания новой госмонополии. «Это попытка создать очередную монопольную структуру, которая будет заведомо неэффективной», - заявил он. Артемьев выразил надежду на то, что «правительство не поддержит создание еще одной госкомпании», сделает выбор «в сторону развития и демонополизации экономики и станет развивать независимые сервисные автодорожные компании». Минфин выступал также против изъятия под дорожное строительство земельных участков, размещения средств госкорпорации в коммерческих банках и порядка предоставления преференций при госзакупках (эти замечания учтены в законе).

За год отношение государства к госкорпорациям ужесточилось. Президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил упразднить эту форму. В начале июня президент Дмитрий Медведев в интервью «Коммерсанту» назвал «неправильным» способом «реформирование» экономики через создание госкорпораций. «Их жизнь должна быть конечна», - сказал он, приведя в пример фонд ЖКХ. «Другие корпорации, которые занимаются чистым бизнесом, должны быть, в конечном счете, приватизированы (кроме «Росатома»). Государственные корпорации должны превратиться в акционерные общества», - сказал президент. Ранее помощник президента Аркадий Дворкович также говорил, что пока о ликвидации действующих корпораций речи не идет, важно ограничить создание новых. Однако «Автодор» при этом все равно становится госкорпорацией, получая в связи с этим более высокий статус, чем АО с госучастием.

И, несмотря на все, законопроект все же был принят, что свидетельствует о наличии политической поддержки со стороны премьер-министра Владимира Путина. Главным лоббистом был Минтранс, который добивался создания госкорпорации еще со времени, когда Путин был президентом.

Принятие закона – победа министра транспорта Игоря Левитина, который давно лоббировал создание госкорпорации. Это стало его третьей существенной победой после ухода с поста гендиректора «Аэрофлота» Валерия Окулова (он переведен на куда менее значимый пост замминистра) и скандального снятия Евгения Бачурина с поста главы Росавиации (публично на него возложили ответственность за кризис вокруг компании AirUnion).

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net