Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.07.2009 | Виталий Кулик

Что принесет американо-российская «перезагрузка» Украине?

Первый рабочий визит президента США Барака Обамы в Россию должен был ознаменовать собой начало «перезагрузки» американо-российских отношений. В мировых СМИ высказывались оптимистические прогнозы о готовности Москвы и Вашингтона отказаться от практик «холодной войны» и начать новое стратегическое партнерство. Однако, как оказалось, «прорыва» или «перезагрузки» не произошло. Улучшение отношений США и РФ, если на это будет политическая воля элит, может быть только постепенным, равномерным, длительным, а главное прозрачным и открытым процессом, предусматривающим внешних наблюдателей и игроков. Последнее не мало важно, поскольку, потенциально, открывает шанс для Киева быть услышанным мировыми лидерами. Вот только сможем ли мы им воспользоваться…

Осторожное движение

Состояние американо-российских отношений при президентстве Дж.Буша, в преддверии визита в Россию Обамы, точно описал Дмитрий Медведев. «Нужно признать, что в последние годы отношения между нашими странами, по сути, деградировали. Кризис доверия, бездействие, нежелание что-либо предпринимать - можно подбирать самые разные слова. Факт в том, что при довольно неплохом личном контакте с прежним президентом, отношения между Россией и США скатились едва ли не на уровень “холодной войны“, - отметил российский президент.

С подобной характеристикой состояния дел согласны и в окружении Барака Обамы. Во время избирательной кампании Обамы ряд членов команды нынешнего президента неоднократно указывали на необходимость поиска компромиссов с Москвой и установления определенных «правил игры», предусматривающих неконфликтные схемы решения спорных вопросов. Именно Обама первым предложил своему коллеге во время личной встречи в Лондоне в апреле этого года начать «перезагрузку» американо-российских отношений.

Как и предполагалось, главной темой переговоров Обамы и Медведева, стал контроль вооружений. Дело в том, что 5 декабря 2009 г. истекает строк действия российско-американского договора СНВ-1. Этот договор ограничивает стратегические вооружения и обеспечивает систему контроля над ними.

В России неоднозначно отнеслись к данной проблеме. В последние время в российских СМИ началась кампания против ограничения собственного наступательного ядерного потенциала. По словам заместителя директора Института США и Канады Виктор Кременюка, «Россия не склонна слишком урезать свои арсеналы ядерных вооружения из-за нашей сравнительной слабости и крупномасштабного преимущества НАТО - в области обычных вооружений. И нам приходится беспокоиться об американском развитии противоракетных систем, которые в будущем могут изменить баланс наступательных вооружений».

Все же президентам США и РФ удалось достичь компромисс и подписать рамочный документ по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). «Каждая сторона будет сокращать и ограничивать свои стратегические и наступательные вооружения таким образом, чтобы через 7 лет после вступления в силу Договора и в дальнейшем предельные уровни для стратегических носителей лежали бы в пределах 500-1100 единиц и для связанных с ними боезарядов в пределах 1500-1675 единиц”, - говорится в документе.

В то же время, стороны согласовали один принципиальный для России пункт о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. Речь идет в первую очередь о системе ПРО в Восточной Европе, а, если взять шире, о всем комплексе вопросов, связанных с функционированием и расширением НАТО на Восток. В Москве надеются, что за согласие Кремля поддержать инициативу США по сокращению боеголовок, Вашингтон пойдет на отказ от ПРО. В качестве стратегической задачи рассматривается попытка втянуть американцев в диалог о переформатировании европейской системы безопасности, а в перспективе выбить из США признание «зон политической ответственности» России на постсоветском пространстве. Иными словами, создать такие правила игры, которые бы исключили повторение «цветных» революций и, в краткосрочной перспективе, сдерживали активное вмешательство США в региональную политику в СНГ.

Однако в Белом доме не намерены идти на такие фронтальные уступки. Пока что, Обама пообещал Медведеву «рассмотреть» российские замечания по этому вопросу. Хотя тут же специальный помощник президента США по России Майк Макфаул заявил, что «США не будет заверять Россию или давать или обменивать с русскими что-либо, что касается расширения НАТО или противоракетной обороны».

В Кремле надеялись, что на уступчивость Обамы повлияет готовность России открыть военный транзит американцев в Афганистан. Соглашение об этом было таки подписано в Москве. Но как отмечают эксперты, в этом договоре были в равной степени заинтересованы как в Кремле, так и в Белом доме. Американцам нужен сам транзит в Афганистан, а также более активная роль России по умиротворению талибов, россиянам – сделать шаг на встречу НАТО, с целью разморозить диалог с Альянсом после грузино-российского конфликта. В результате, каждая из сторон получила то, что хотела.

В целом, оценивая переговоры на высшем уровне в Москве нужно отметить, что США и РФ вышли на взаимное понимание необходимости осторожного движения на встречу друг другу. Кремль и Белый дом постепенно начинают слышать и понимать мотивацию друг друга. А это не мало важно, в условиях разбалансирования системы глобальной безопасности.

Не секрет, что кризис в отношениях между США и РФ возник не на пустом месте и не является артефактом «ястребиной» политики Дж.Буша. Стороны имеют диаметрально противоположные взгляды на формирование глобальной системы безопасности, решение таких болевых вопросов как ядерная программа Ирана и Северной Кореи, разрешение конфликта в Грузии и пр. Несмотря на готовность Вашингтона к диалогу с Москвой, новая администрация не сможет полностью отказаться от преемственности курса Белого дома. «Трансформационная дипломатия», сформулированная еще Кондолизой Райс, предполагает некоторые стратегические приоритеты США, и они останутся незыблемыми при Обаме: сохранение доминирования в мировом масштабе, укрепление собственной обороноспособности и защита своих национальных интересов в любой точке Земли.

Кроме того, США не откажется от давления на руководство России в вопросе обеспечения демократических свобод. Недаром, в своем интервью российской оппозиционной «Новой газете» Обама подчеркнул, что считает вопросы укрепления демократии и свобод является составной частью, предлагаемой американцами, «перезагрузки». По мнению экспертов, Вашингтон попытается увязать динамику собственного сближения позиций с Москвой с уровнем демократизации в самой России. А это значит, что «прорывов» долго не будет…

Украинский контекст

Маловероятно, что Обама специально обсуждал с Медведевым или Путиным «украинский вопрос». Для Вашингтона и Москвы очевидно, что любые изменения в их политике в отношении Украины возможны только после окончания у нас избирательного трека.

Это уже привело к некоторой смене акцентов в диалоге Вашингтона и Киева в сторону «откладывания окончательного решения «украинского вопроса» на дальнюю перспективу». Американские дипломаты, аккредитованные в Украине, указывают на то, что наша страна перестала быть для Госдепартамента «сложной». Кроме того, ожидается, что на смену Уильяму Тейлору в Киев, в качестве посла США в Украине, приедет кадровый дипломат, а не политтехнолог.

США намерены законсервировать существующий расклад на постсоветском пространстве: введение режима «ограниченного вмешательства» в дела России на своем «заднем дворе» (в Беларуси, Центральной Азии) и лишь политическая поддержка Грузии и Украины.

Конечно Обама не собирается отказываться от интеграции Украины в НАТО и ЕС. В его совместной публикации с вице-президентом Байденом «Партнерство с Европой для безопасной Америки» отмечается, что «процесс расширения НАТО … должен продолжаться» до той поры, пока новые «кандидаты на членство в Альянсе являются демократическими, мирными и желающими внести свою лепту в нашу общую безопасность странами». Это, в первую очередь, относиться к Украине и Грузии. Но теперь, после начала нового диалога с Москвой, Вашингтон не будет педалировать процесс.

По словам главного редактора журнала ‘Россия в глобальной политике’ Федора Лукьянова, «вполне очевидно, что Обама меньше озабочен постсоветским регионом, чем Буш до него. Но, кроме того, очевидно, что он никогда не объявит, что расширение НАТО прекратилось. Так что, лучшее, на что мы можем надеяться, это то, что Вашингтон будет действовать осторожно. Этот регион полон потенциала для непредсказуемых взрывов».

Задача же России максимально поддерживать состояние «непредсказуемости» постсоветского пространства и доказывать наличие у нее эксклюзивного инструментария для ведения дел в этом регионе. Речь идет о так называемой зоне политической ответственности, куда входит не только постсоветское пространство, но и регионы, которые с геополитической точки зрения соседствуют с ней. У России достаточно ресурсов и возможностей, чтобы влиять на это пространство и продвигать свои экономические интересы, и США не могут этого не учитывать. Но в Вашингтоне также понимают, что ни о каком торге, а тем более обмене пространствами с Москвой речи быть не может. Белому дому предстоит выстроить новую систему балансов и противовесов, которые бы обеспечили ему продвижение своих интересов в формате неконфликтных алгоритмов. А это, в свою очередь, значит, что необходимо отказаться от практики фронтального давления на Россию, создания пояса недружественных Москве стран постсоветского региона и Восточной Европы, строительства стеклянных стен в Европе и Евразии.

Виталий Кулик - директор Центра исследований проблем гражданского общества (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net