Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

18.08.2009 | Татьяна Становая

Ударили по Ющенко, больно Украине

Президент России Дмитрий Медведев объявил, что Россия откладывает направление в Киев нового посла Михаила Зурабова. Это было сделано в максимально жесткой форме: Медведев обвинил президента Украины Виктора Ющенко в проведении антироссийской политики, а затем, уже по итогам переговоров с канцлером ФРГ Ангелой Меркель, и вовсе заявил, что отношения России и Украины пока не подлежат восстановлению. Москва дает понять, что персонально с Виктором Ющенко Москва выстраивать диалог не готова. Однако такой жесткий шаг бьет по российско-украинским отношениям в целом и существенно затрудняет продвижение «российской повестки» внутри страны.

Заявление Медведева, судя по всему, является общей позицией участников диархии – с учетом того, что Владимир Путин и в настоящее время активно занимается украинскими делами, в частности, в крайне политизированной газовой сфере. По крайней мере, характер данного заявления более напоминает путинский политический стиль.

Дипломатический кризис стал логическим следствием общего системного ухудшения двусторонних отношений. Кризис усугубляется персональным фактором: резким неприятием Москвой политики Виктора Ющенко и его как политического лидера. Если после «оранжевой революции» кризис в двусторонних отношениях начал быстро набирать обороты на фоне развития евроатлантического вектора, который олицетворялся политикой всей «оранжевой команды», то сейчас для Кремля воплощением прозападной линии (а одновременно антироссийской) становится лично президент. За последний год кризис отношений в политической сфере усугубился. Помимо традиционного набора проблем: статус и нахождение Черноморского флота, русский язык, трактовка исторических событий и т.д., добавились новые – Украина оказала поддержку Грузии в период августовских событий в прошлом году, а ранее поставляла ей вооружения, использованные во время войны (в том числе против российской авиации). Это стало ключевым моментом, приведшем к полному разочарованию Москвы в фигуре Ющенко. Все это происходит на фоне полного распада «оранжевой коалиции» и разрастания конфликта между Ющенко и Юлией Тимошенко, которая, напротив, пытается диверсифицировать свои внешнеполитические приоритеты.

Диверсификации отношения Кремля к бывшим союзникам по «оранжевому лагерю» способствовал кризис энергетических отношений – наиболее важных для обеих стран. И тут снова Виктор Ющенко оказался для России более «проблемным» лидером. Напомним, что первая «газовая война» началась в конце 2005 года, когда Россия объявила о значительном повышении цен на газ. Тогда двум сторонам удалось договориться только на условиях появления в схеме поставок газа нового посредника в лице «РосУкрЭнерго» (RUE). Однако за два года ситуация сильно поменялась. Во-первых, «Газпром» рассорился с партнерами из RUE в лице Дмитрия Фирташа, и началась борьба за его выведение из схемы и одновременно за получение контроля над его активами. Во-вторых, с Фирташем вступил в фактический альянс Виктор Ющенко, который стал сторонником сохранения компании в схеме. В такой ситуации Юлия Тимошенко, которая всегда выступала за устранение посредников, стала ситуативным союзником Москвы, и ей вместе с Владимиром Путиным в январе 2008 года удалось добиться изменения схемы, хотя борьба вокруг RUE и якобы принадлежащего ему газа в Украине продолжается.

Набор всех этих системных проблем не мог не привести в итоге к кризису дипломатических отношений. Кандидатура бывшего министра здравоохранения и социального развития России, советника президента Михаила Зурабова как нового посла была согласована в Госдуме и СФ в конце июня, но Украина более месяца не давала агреман. Киев нарушил все писанные дипломатические правила, давая понять, что фигура нового посла неприемлема. По данным «Коммерсанта», Виктор Ющенко неофициально дал понять, что в ближайшее время у Зурабова не будут приняты верительные грамоты. Россия отреагировала максимально жестко, насколько это было возможно. Россия оказалась перед непростым выбором: менять посла – значит признать украинское вето, отправлять Зурабова в непонятном статусе – оказываться в положении «просителя», чего Россия в условиях кризиса отношений делать принципиально не намерена.

В итоге, судя по всему, было принято решение не отправлять Зурабова в Украину и усилить это решение публичным именно антиющенковским посланием. Москва воспользовалась случаем для того, чтобы показать недовольство лидером Украины персонально, а в СМИ послание Медведева расценили как желание дождаться президентских выборов и решать вопрос с послом уже с новым президентом Украины.

Сам Виктор Ющенко, судя по всему, изначально хотел проигнорировать послание Медведева. Однако после того как пауза уже стала неприлично долгой, Ющенко выступил с заявлением, в котором выразил глубокое разочарование недружественным тоном послания. Он отметил, что адресатом является весь украинский народ, и не согласился с антироссийским характером проводимой политики. Достаточно резко на послание отреагировала и Юлия Тимошенко. Она заявила, что Украина сама будет определять свою внутреннюю и внешнюю политику и никому не позволит вмешиваться в свои внутренние дела. Как рассказала Тимошенко, «согласно конституции внешняя политика является прерогативой президента», но она «не могла обойти молчанием последние события в украинско-российских отношениях». Такая позиция соответствует умонастроениям большинства политической элиты Украины, которая сдержанно относится к Ющенко и считает нерациональной его политику на российском направлении, но при этом не может одобрить резкие высказывания Медведева. В то же время основные участники украинского политического процесса не хотят ссориться с Россией накануне выборов и публично солидаризоваться со своим конкурентом Ющенко. Лично для Тимошенко такая тональность заявления была вынужденной, так как в противном случае президентская сторона в очередной раз обвинила бы ее в измене интересам Украины.

Наиболее лояльную в отношении России позицию из реальных кандидатов в президенты занял лидер оппозиционной Партии регионов Виктор Янукович. Он отметил, что при нынешней власти в Украине каких-либо надежд на нормализацию и улучшение отношений с Россией практически нет. Лидер движения «Фронт перемен», экс-спикер Верховной Рады Украины Арсений Яценюк занял более сбалансированную позицию. С одной стороны, он отметил, что «президент Украины дал очень много поводов для того, чтобы считать его политику антироссийской. Этим немедленно воспользовались наши российские партнеры». С другой стороны, предостерег Россию от влияния на избирательную кампанию в Украине. Такие заявления Януковича и Яценюка понятны. Если первый имеет имидж пророссийского политика и ориентируется на лояльный России восточный электорат, то второй выглядит в публичном пространстве настолько «прозападным», что дистанцирование от Ющенко вряд ли оттолкнет от Яценюка его нынешних избирателей, зато может создать возможности для диалога с Россией.

Выступив против Ющенко, Москва в итоге ударила по российско-украинским отношениям в целом, затруднив всем политическим силам в Украине продвигать приоритет нормализации отношений с Россией. Ситуация похожа на то, что Кремль предпринимал в последние месяцы правления Джорджа Буша в США: тогда, на фоне резкого ухудшения отношений с Западом в связи с грузинской войной, Москва давала понять, что прежний курс администрации Белого дома не способствует нормализации двусторонних отношений и ведет к новой «холодной войне». Тем самым, Россия готовилась к смене, вместе с президентом, внешнеполитического курса Вашингтона. Однако здесь Россия, получается, ударила не только по внешнеполитическому курсу Ющенко, но и по национальной идентичности украинцев.

Сегодня есть два важнейших фактора, которые будут влиять (потенциально как в позитивную, так и в негативную стороны) на российско-украинские отношения. Первый – это внутриполитическая ситуация. Сейчас в Украине наиболее перспективными кандидатами на выборах называют Виктора Януковича, Юлию Тимошенко и Анатолия Яценюка. Каждый из них в той или иной мере будет вынужден учитывать фактор Москвы и сегодня, когда для украинской повестки дня он кажется «провальным», может начаться конкуренция на направлении оптимизации отношений с Москвой. Однако возможно и обратное: после российского демарша все кандидаты в президенты получили маневр для отстраивания от Москвы, а слишком промосковская позиция сделает их уязвимыми перед оппонентами. Второй – отношения Украины и Запада. Отказ Запада форсировать евроатлантическую интеграцию и признание того факта, что Украина (как и Грузия) пока не готовы к вступлению в НАТО создает более благоприятный фон вокруг отношений России и Украины. Неудивительно, что во время встречи с Ангелой Меркель Медведев хотя и подтвердил высказанную им ранее позицию в отношении Ющенко, но постарался не обострять ситуацию.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net