Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

24.08.2009 | Татьяна Становая

Игра на опережение

В этом году Международный авиакосмический салон (МАКС) стал местом, где, в частности, обсуждалась судьба российского авиастроения. На совещании по развитию отрасли премьер-министр России Владимир Путин обрушился с критикой на Объединенную авиастроительную корпорацию, а глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов объявил тендер на поставку в 2011-2017 годах 65 узкофюзеляжных самолетов для авиакомпании «Росавиа»: основными претендентами станут Airbus и Boeing, а не ОАК.

В первый день работы МАКС Владимир Путин провел совещание с участием руководителей авиакосмической отрасли. На нем Путин неожиданно очень резко раскритиковал деятельность ОАК. «Целый ряд военных контрактов ОАК на продажу самолетов за границей и внутри страны принес ОАК, как ни странно, не прибыль, а одни убытки... В гражданской авиации - тоже убытки», - заявил он. «И хотелось бы предостеречь от иллюзий, - сказал премьер, заметно раздраженный, - что государство будет и дальше исправлять корпоративные ошибки. Нам говорят, что конкуренты имеют постоянную поддержку своих правительств. Но не нужно повторять чужих дурацких ошибок! И постоянно ссылаться на чужой опыт! Да, мы будем помогать, но отрасль должна работать в рыночных условиях!».

Критика Путина – это сильнейший удар по Алексею Федорову – главе ОАК. Ранее он потерпел поражение на другом направлении – из-за острых экономических проблем из РСК «МиГ» был уволен Анатолий Белов – ставленник Федорова. Федоров ранее сам возглавлял РСК «МиГ», а до этого – «Иркут». Взлет Федорова обусловлен его близостью к Сергею Чемезову, с которым он в свое время вместе учился в одной школе. РСК сотрясла также скандальная ситуация, связанная с возвратом Алжиром 15 из 34 истребителей МиГ-29, поставленных Россией в 2006-2007 гг. Основной причиной срыва сделки, по официальным сообщениям, стало обнаружение алжирскими инженерами в МиГ-29 деталей низкого качества.

В апреле этого года Владимир Путин, выступая в Госдуме с антикризисным планом, был вынужден отвечать на вопрос депутата Сергея Собко о судьбе ОАК. «Производственные планы ОАК ежегодно срываются, хотя бюджетные обязательства государство выполняет в полном объеме. «Ил-96» предлагается исключить из плана, и за этим, видимо, последует закрытие Воронежского завода. «Ан-148» не запущен в серию. Поставка «Суперджет-100» сдвигается более чем на 2 года. «МС» не прошел даже стадию эскизного проекта. Россия начинает отставать даже от Бразилии, Канады и Китая», - заявил тогда депутат. Путин отметил, что создание корпорации было единственно верным решением. Однако тогда же Путин признал, что российские авиаперевозчики не хотят покупать российские самолеты, потому что они неконкурентоспособны. «Знаете что, я сам требую от наших перевозчиков: берите наши. Они говорят: сам бери. Потому что они неконкурентоспособны на линиях», - сказал премьер, здесь же добавив: «даже если неэффективно будет на каком-то этапе, все равно будем поддерживать. Хотя, наверное, публично мне не стоило это говорить, потому что, как только скажешь, начинают просто: дай, дай, дай. И все планы по реструктуризации и по снижению издержек забываются».

Видимо сейчас давление на правительство с целью получения поддержки усиливается, в то время как возможности для оказания такой поддержки сужаются. В кризис конкуренция усиливается и даже Сергей Чемезов, который в свое время добился проведения на пост главы ОАК близкого к себе человека, сегодня в большей степени заинтересован в покупке самолетов у иностранных производителей.Так, в рамках авиасалона, Чемезов сделал ведущим производителям авиатехники официальный запрос на коммерческое предложение по поставкам 65 новых узкофюзеляжных самолетов для создаваемого госкорпорацией авиаперевозчика «Росавиа» (при этом и сама компания находится в кризисном положении). Речь идет о твердом контракте на поставку 50 самолетов и опционе еще на 15. Как пишет «Коммерсант», в присутствии журналистов Чемезов передал предложения представителям концернов Airbus и Boeing в России Вадиму Власову и Сергею Кравченко. Аналогичный запрос сделан для ОАК, но ее представителей на мероприятии не оказалось. Тем временем, в мае корпорация подписала соглашение о намерениях с «Ростехнологиями» о поставках самолетов, но подробности сообщить тоже отказались, сославшись на конфиденциальность документа. Однако ранее СМИ писали, что речь идет о покупке 63 машин. В конце апреля Сергей Чемезов оценил общие потребности «Росавиа» в более чем 200 новых самолетов, часть из которых придется на импортную технику. Контракты с ОАК выгодны не столько «Росавиа», сколько предприятиям «Ростехнологий», для которых поставки отечественных самолетов позволят загрузить ряд дочерних предприятий - поставщиков комплектующих для авиационной отрасли.

Тем временем, 21 августа Алексей Федоров заявил, что ОАК ведет переговоры с Уральской горно-металлургической компанией о приобретении контрольного пакета акций чешского авиазавода, производящего легкие самолеты для местных линий типа L-410. Как сообщают «Ведомости», Федоров даже посетил этот завод и назвал самолет современным, который может потребоваться для местных авиалиний в отдаленных районах Дальнего Востока, но реанимация этих линий возможна только при помощи государства. Инициатива о продаже завода исходит от УГМК. Авиазавод был приобретен год назад, а сейчас стал для УГМК проблемным активом.

Совещание с участием премьера показывает, что правительство готово признать неэффективность ОАК, однако пока не видит альтернативы такой политике. При этом даже «Ростехнологии», заинтересованные в загрузке своих производителей комплектующих, предпочитают иностранных производителей. На фоне кризиса образуется системная кризисная ситуация: ОАК убыточна, однако потенциальные крупные потребители продукции («Росавиа») также находятся в непростом положении, рассчитывая закупать иностранную продукцию и то на кредиты и под гарантии государства. В такой ситуации, при усугублении кризиса, Россия может столкнуться с недееспособностью и «Росавиа», и ОАК, что в итоге снова поставит проблему эффективности самого подхода к поддержке госкорпораций. Похоже, что, критикуя деятельность ОАК, Владимир Путин стремится «сыграть на опережение» в публичном пространстве – с учетом того, что вопрос об эффективности госкорпораций может вновь проявиться уже к ноябрю нынешнего года, когда завершится их проверка, проводимая по поручению Дмитрия Медведева.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net