Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

26.08.2009 | Татьяна Становая

Бороться с коррупцией будет проще

Правительство пересматривает правила антикоррупционной экспертизы: на сайте Министерства юстиции опубликованы проекты постановлений правительства, которые устанавливают новый порядок и методику проведения антикоррупционной экспертизы. Из 17 коррупциогенных факторов новая методика сохранила только 12. СМИ расценили это как отступление от выбранной ранее линии и попытку правительства пересмотреть правила в сторону смягчения. А по данным «Ведомостей», чиновники Минюста, тем самым, пытаются облегчить себе работу.

Напомним, что правила были утверждены в марте этого года. Тогда создавалось ощущение, что Кремль на фоне кризиса решил активизировать борьбу с коррупцией. Как раз в это время президент провел второе заседание Совета по борьбе с коррупцией (на первом был принят план, вылившийся в набор законопроектов, уже принятых Госдумой). Речь шла о реализации уже ранее запланированных мероприятий или планов. Медведев дал понять, что принятием законов по борьбе с коррупцией дело не ограничится и теперь предстоит принять целый набор подзаконных актов, которые снизили бы коррупционные возможности чиновников. На этом фоне принятие правил проведения антикоррупционной экспертизы в правительстве должно было подчеркнуть синхронность работы правительства и президента.

Правила оценки (критерии) коррупциогенности подзаконных нормативных актов содержали приметы, по которым можно выявить опасную норму. Среди них – неопределенность или отсутствие сроков принятия решений, определении компетенции по формуле «вправе», отсутствие четкой регламентации и т.д. Тогда же было решено, что проведение экспертизы возьмет на себя Генпрокуратура и Минюст. «Это фактически своего рода фильтр, который должен действовать для муниципальных, региональных и федеральных органов власти», - говорил Медведев.

В мае Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект, который предусматривает антикоррупционную экспертизу. Закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» (НПА) будет касаться всех НПА всех «органов государственной власти, организаций и их должностных лиц» в вопросах, касающихся прежде всего «прав, свобод и обязанностей человека и гражданина». В отдельный перечень вынесены документы, регулирующие вопросы «государственной и муниципальной собственности, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства и законодательства о лицензировании».

Функции по экспертизе разделят между собой Минюст и Генпрокуратура. Первое займется проектами федеральных законов, указов президента и правительства, «проектами концепций и технических решений», предполагающих разработку законопроектов, а также мониторингом действующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Весь остальной поток нормативных актов станет предметом исследования прокуратуры, хотя реально ее функцией будет реагирование на выявленные факторы коррупционогенности или отслеживание эффективности действующего законодательства (что и так входит в ее функции). Напомним, что сам Генпрокурор России Юрий Чайка не так давно говорил, что наибольшее число коррупциогенных НПА выявлено на муниципальном уровне. Учитывая, что он самый политически бесправный, сразу появляются сомнения в эффективности борьбы с коррупцией как системной проблемой.

2 августа закон об антикоррупционной экспертизе вступил в силу. Именно это и стало для Минюста поводом поменять правила. Как пишут «Ведомости», по новым правилам число коррупциогенных факторов, которые следует искать в творчестве чиновников, сократилось почти на треть: с 17 до 12. В правительстве больше не хотят учитывать такие признаки коррупции, как отсутствие запретов и ограничений для органов государственной власти, отсутствие ответственности должностных лиц и госслужащих за действия (или бездействие), отсутствие указания на виды контроля (в том числе общественного) за действиями органов власти, отсутствие норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов власти. Наконец, из методики исчезло упоминание о коррупциогенных факторах системного характера, т. е. таких, которые можно обнаружить только при комплексном анализе документов: например, нормативные коллизии, возможность разрешения которых зависит исключительно от усмотрения чиновников.

Эксперты издания объясняют это бюрократическими интересами: гораздо проще проверять каждый документ по 12 позициям, чем по 17, объясняет Владимир Южаков из Центра стратегических разработок. Минюст пытается минимизировать собственные усилия. Из списка коррупциогенных факторов исчезли те, которые сложнее всего выявить и устранить. Заметим, что Минюст – политический союзник президента, который даже в такой приоритетной для Медведева теме вынужден искать баланс между своими корпоративными интересами и политическими задачами. Что уж говорить о других ведомствах.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net