Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.10.2009 | Елена Супонина

Ядерный секрет иранского Фордю

Иранцы хотят, чтобы все остальные называли новый иранский завод по обогащению урана так же, как они сами: заводом в Фордю, но никак не в Куме, как это пошло с легкой руки американского президента Барака Обамы. Об этой их просьбе автору этих строк рассказал дипломат, участвующий в международных переговорах по судьбе иранской ядерной программы. По его словам, иранцы очень настойчивы и постепенно добиваются того, чтобы дипломаты из других стран не произносили слово «Кум».

Президент США в сентябре этого года на саммите промышленно развитых стран «большой двадцатки» в американском городе Питтсбург поведал миру о том, что иранцы как минимум два последних года тайно работают над созданием под землей засекреченного объекта возле города Кум. Западные спецслужбы знали о строительстве давно, но достоянием гласности эта информация стала только сейчас, когда, собственно, и сами иранцы решили рассказать об этом Международному агентству по атомной энергии (МАГАТЭ).

Сооружение завода еще не завершилось. Но он станет вторым в Иране предприятием по обогащению урана, в дополнение к уже имеющимся центрифугам в Натанзе (в центральной части Ирана). Для многих зарубежных политиков эти планы стали еще одним доводом в пользу подозрений, а не занимаются ли иранцы разработкой ядерного оружия под видом программ по развитию мирного атома. Есть мнение, что надо их остановить и в наказание за обман ужесточить международные санкции, действующие против Ирана уже два года. Существуют и радикальные предложения, поступающие, например, от израильтян и их союзников в США: о нанесении, пока не поздно, военного удара по ядерным объектам в Иране.

Город Кум, таким образом, подвергается серьезной угрозе. А ведь это важный центр для мусульман-шиитов не только в Иране, но и в Ираке, Ливане, Бахрейне и других странах. В этом городе к югу от Тегерана находятся религиозные святыни, такие как мавзолей с гробницей Фатимы, невинной дочери одного шиитского имама-мученика. Но иранцы не собирались подвергать свой любимый город опасности. Новый завод строится не в Куме и не в его окрестностях, а на удалении, возле малоизвестного местечка Фордю. Его именем и просят иранцы называть свой таинственный объект, чтобы не пугать больше единоверцев и не поминать всуе святыни Кума. Этой просьбе можно удивиться, только если плохо знать иранцев: это по большей части очень религиозные люди, которые любой официальный документ, в том числе по ядерной тематике, начинают с приветствия «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного».

Так что это не в священный город Кум, а в местечко Фордю отправятся 25 октября специалисты из МАГАТЭ для проведения инспекций. Договоренность об этом стала одним из аргументов тех, кто считает возможным не спешить с ужесточением санкций против Ирана и, тем более, с принятием против него еще более серьезных мер. «Иранцы проявляют готовность к сотрудничеству. Они дали разрешение на инспекции – это хороший знак. Ведь только инспекторы МАГАТЭ в состоянии убедиться и доказать, что Тегеран не замышляет ничего опасного, а концентрирует свои усилия на мирной атомной энергетике. Если вся деятельность иранцев в этой сфере будет проходить под международным контролем, то проблема будет решена», - сказал автору этих строк один из осведомленных российских чиновников, пожелавший остаться неизвестным.

Еще один положительный признак, по мнению сторонников более мягкого подхода к Ирану, - это готовность этой страны к сделке с Россией и Францией насчет того, чтобы на их территории было осуществлено обогащение урана для исследовательского реактора в Тегеране. Переговоры иранцев с международными посредниками об этом начались 1 октября в Женеве и продолжились 19 октября в Вене.Тегеранский исследовательский реактор, где в числе прочего вырабатываются изотопы для медицины, был построен американскими специалистами еще при дружественном США шахском режиме и затем модернизирован по французским технологиям аргентинцами. Работы там ведутся на урановом топливе с уровнем обогащения 19,75%, что относится к категории низкообогащенного урана и не может использоваться для оружейных целей. К весне 2010 года это топливо, закупленное иранцами за рубежом, «прогорит».

Иранцам нужно свежее топливо. Но МАГАТЭ разрешает им обогащать уран только до уровня 4,75%, что и происходит сейчас на центрифугах в Натанзе. В Тегеране решили не нарушать запрет, а обратиться за помощью к России и Франции, чьи технологии используются на этом реакторе. Иранцы могут предоставить свое урановое сырье для «дообогащения» его в России и изготовления из него во Франции топливных сборок, необходимых для тегеранского реактора.

Скептики рассуждают, что иранцы воспользуются затягивающимися переговорами на эту тему, чтобы отвлечь внимание международного сообщества от других иранских программ в ядерной области. У израильтян, в частности, есть подозрения, что на территории Ирана могут быть другие секретные объекты, где, не ровен час, иранцы могут добиться обогащения урана выше 80%, а это уже пригодно для изготовления атомной бомбы. К тому же 19 октября на переговорах в Вене иранцы выдвинули ряд финансовых условий по этой сделке и пригрозили в случае неудовлетворения этих требований взяться за «дообогащение» самостоятельно.

Однако руководство МИДа России настроено более оптимистично. «Иранцы для дополнительного обогащения урана на нашей территории могли бы предоставить 1200 килограмма своего низкообогащенного урана. Это немалый объем. Отсутствие такого объема в Иране, в любом случае, отдаляет иранцев от создания ядерной бомбы и, соответственно, оттягивает решение о нанесении военного удара», - сказал на днях автору один из российских высокопоставленных дипломатов, согласившийся, как всегда в таких случаях, побеседовать на условиях анонимности.

Другой его коллега, не менее осведомленный, добавил к этому, что Москва даже считает возможным отказаться от прежнего требования к иранцам приостановить обогащение урана собственными силами, хотя на этом все еще настаивают многие западные посредники: «Иранцы и так уже заморозили свои работы по обогащению урана на определенном уровне, отчасти по своим собственным техническим причинам. Они вправе продолжить деятельность по обогащению, если не будут выходить за рамки, установленные МАГАТЭ».

Иранцы опять выиграли время. Но обольщаться им не стоит. Хотя Россия и полагает, что еще можно повременить, но стратегическая цель Москвы совпадают с таковой Вашингтона и других западных столиц: не допустить появления ядерной бомбы у Ирана. Так что если в ближайшее время выяснится, что иранцы хитрят, то россиянам только останется повторить вслед за американцами то, что уже сказал во время сентябрьского визита в США президент Дмитрий Медведев: «Санкции - не лучший способ добиваться результата по Ирану, но, если все возможности исчерпаны, то иногда это необходимо».Елена Супонина - востоковед, заведующий международным отделом «Времени новостей», специально для «Политком.ру»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net