Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

28.10.2009 | Татьяна Становая

Модернизатор Сурков

Журнал «Итоги» опубликовал необычное интервью первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова. Необычное оно тем, что не совсем профильной выбрана тема – проблема модернизации российской экономики. И сам Сурков, выступая в таком не совсем привычном для наблюдателей статусе, позиционирует себя как активный сторонник модернизационных процессов, практик и помощник президента Дмитрия Медведева. Учитывая, что последнее время разговоров о судьбе Суркова ходит много, это интервью приобретает дополнительный смысл.

Собственно содержательно в интервью не сказано ничего особенного. Все вполне вписывается в риторику российских властей последнего года. В интервью Сурков рассказывает, что вопрос модернизации – это вопрос жизни и смерти для России. «Все мы знаем, что машины, которые мы производим, наши дороги, бытовые условия и так далее - все это весьма далеко от современных стандартов Западной Европы или Северной Америки. Все мы знаем и то, как низка у нас энергоэффективность. Выйти хотя бы на приличный уровень развития нормальных стран - это и есть первая часть нашей работы», - говорит он.

Гораздо интересней посмотреть на интервью с политической точки зрения. В нем есть несколько принципиально важных заявлений, которые во многом выдают цели его входа в свет. И здесь важно разделить два принципиальных момента: о чем реально хочет сказать Сурков, и что это означает для него самого.

Во-первых, задача Суркова состоит в том, чтобы показать, что внутри элиты существует консенсус относительно понимания того, как надо развивать российскую экономику. Показательно, что Сурков дает интервью в статусе зампредседателя комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. «Моя работа в рамках комиссии - совершенно прикладным образом выполнять поручения президента, помогать президенту, как он сам выразился, «проталкивать» нужные решения, которые способствуют изменению характера и уклада нашей экономической жизни. Надеюсь, я могу в этом плане быть полезен», - заявил он.

Во-вторых, ему важно показать, что нынешний курс на модернизацию является преемственным, а не ревизионистским. Сейчас модно искать противоречия между путинским курсом и медведевской риторикой. Сурков дает понять, что модернизация – не новое слово в российское политике, а приоритет, который был обозначен еще Путиным. «Еще несколько лет назад Владимир Путин говорил о необходимости преодоления технологической отсталости России. Тогда и были сделаны первые шаги по созданию институтов развития. Сегодня президент выводит эту работу на качественно новый уровень. Если мы остаемся сырьевой дер¬жавой, мы обречены на прозябание», - заявил Сурков.

При этом, выступая как практик, который работает в интересах президента, Сурков легко адаптирует свои любимые «игрушки» к новой реальности. Так, по его словам, «чем более открытыми и дружелюбными мы будем и чем больше мы благодаря этому сможем получить от передовых стран денег, знаний, технологий, тем сувереннее и сильнее станет наша демократия». Иными словами, даже термин «суверенная демократия» наполняется новым смыслом, вполне приличным для Медведева и его либеральной стилистики.

Наконец, в-третьих, Сурков защитил политический режим от либерализационных проектов. «Неконсолидированная и несбалансированная власть, слабые демократические институты не способны обеспечить экономический подъем. Даже сейчас, когда власть достаточно консолидирована и упорядочена, многие проекты идут очень медленно и трудно. Если добавится какая-то политическая неустойчивость, то наше развитие будет просто парализовано. Будет много демагогии, много болтовни, много лоббирования и растаскивания России по кусочкам, но не будет развития», - заявил он. Идея понятна: либеральная и значительная часть экспертного сообщества выступает хором за политические реформы, давление нарастает, и Суркову важно послать сигнал, что никакой плюрализации ждать не следует, а если перемены и будут, то очень осторожными и скорее периферийными. Важнейшим посылом Суркова является то, что власть не намерена принципиальным образом менять режим.

Все эти мотивы более или менее понятны и в решении этих задач сегодня в целом заинтересован тандем, который постоянно испытывается на прочность. Интересно, что это интервью имеет особое значение для самого Суркова. Он предстает в относительно новом качестве, его участок работы приобретает несколько иное наполнение. Как идеолог «суверенной демократии» он уже не востребован Кремлем, Кремлю нужен менеджер, как сам Сурков сказал, «практик», который будет включен в решение тех задач, которые актуальны сегодня для политической власти. Это интервью можно расценивать и как попытку Медведева адаптировать Суркова и его функции к новой реальности и новым задачам.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net