Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

23.05.2005 | Алексей Макаркин

УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ: ПРОТИВОРЕЧИЯ НАРАСТАЮТ

Конфликты в украинской власти все чаще выходят на поверхность. Очевидно, что новые лидеры страны, победившие на президентских выборах под знаменем популизма, теперь стоят перед выбором - или продолжать популистскую линию, по крайней мере, до парламентских выборов 2006 года, или проводить рыночную политику, без которой невозможна интеграция страны в Европу, то есть выполнение стратегической задачи, которую поставил перед собой Виктор Ющенко.

19 мая во время совещания в секретариате президента Украины с российскими нефтетрейдерами, на которой речь шла о прекращении навязанного правительством регулирования бензиновых цен, глава государства Виктор Ющенко предложил премьер-министру Юлии Тимошенко написать заявление об отставке, сообщил в субботу украинский еженедельник "Зеркало недели" Еженедельник также приводит слова доверенного лица премьера: "С самого начала Тимошенко заявила, что не согласна с первой частью указа президента, в которой деятельность правительства по урегулированию кризиса признается нерыночной. В свою очередь президент извинился перед российскими нефтетрейдерами за то, что правительство Украины не давало им возможности работать. И добавил, что украинское правительство худшее в Европе, и он сожалеет, что назначил Тимошенко на эту должность". Якобы Ющенко "призвал российскую сторону вести себя партнерски по отношению к Украине и не устраивать топливный кризис всякий раз, как начинается посевная. Также он сказал о том, что правительство не в меру использовало нерыночные рычаги при урегулировании кризиса.

Однако Юлия Тимошенко заявила, что категорически не согласна с указом президента и убеждена, что правительство все делало правильно. Президент не стал вдаваться в дискуссию и попросил Юлию Владимировну воздерживаться от таких публичных комментариев, которые демонстрируют разобщенность в команде. Тимошенко опять повторила, что категорически не согласна с оценкой президента". "После очередного замечания президента она в третий раз сказала о своем несогласии, при этом поблагодарив отдельно украинские и татарскую компании и сообщив, что у нее будет отдельный разговор с российскими нефтетрейдерами", - утверждает участник встречи с президентской стороны. По его мнению, пишет газета, "премьер позволила себе неслыханное: перед иностранными гостями критиковать решения президента, в связи с чем Виктор Ющенко сказал ей, что в таком случае она может написать заявление об отставке и идти вместе с СДПУ(о) и Регионами дудеть в дудки и стучать в барабаны" (имеются в виду оппозиционные партии, которые развернули компанию с критикой "нарушений прав человека" режимом Ющенко, нашедшую поддержку со стороны российских депутатов Госдумы, принявших по этому поводу специальное заявление).

Юлия Тимошенко в свою очередь назвала "политическими слухами и сплетнями" информацию о том, что президент Виктор Ющенко предложил уйти ей в отставку. "Мы - единая команда, которая пришла к власти всерьез и надолго. Мы чувствуем огромную ответственность перед людьми, которые привели нас к власти, которые надеются и рассчитывают на нас. Мы никогда не предадим эти надежды, вместе идем вперед и никто нас не остановит никакими информационными диверсиями". Виктор Ющенко также опроверг, что хочет отправить Тимошенко в отставку. Судя по всему, президент все же сделал такое устное заявление на встрече, будучи раздражен отказом Тимошенко хотя бы внешне выразить свое согласие с его решением. Однако по здравому размышлению он все же воздержался от жестких мер.

Дело в том, что Тимошенко может быть опасным конкурентом Ющенко во время парламентских выборов. Их рейтинги примерно равны - по состоянию на апрель президенту полностью доверяет 28,6% украинцев, премьеру - 26,2%. Более того, популизм премьера может сыграть ей на пользу в случае отставки - Тимошенко в этом случае будет позиционировать себя как защитница интересов народа. В то же время и сама Тимошенко не слишком хочет уходить в отставку, так как в этом случае она лишается административного ресурса, полезного в ходе избирательной кампании. Не случайно, что в воскресенье три лидера нынешней власти - Ющенко, Тимошенко и спикер Рады Владимир Литвин выступили за объединение усилий своих сторонников на выборах в Раду.

Однако заявления президента и премьера о "единой команде" являются хорошей миной при плохой игре. Разногласия между ними растут и касаются принципиальных вопросов.

Первым из них был бензиновый кризис. Склонность Тимошенко к административным мерам вызвала неприятие не только у нефтяных компаний. Министр энергетики США Сэмюэл Бодман заявил, что рост иностранных инвестиций в украинскую энергетику возможен лишь при поддержке свободного рынка в отрасли, основным признаком которого является свободное рыночное ценообразование. "Украина выразила желание присоединиться к Европейскому Союзу и ВТО. Лучшим способом реализации этой цели является соблюдение рыночных стандартов, принятых этими организациями", - сказал он. Таким образом, Киеву достаточно ясно дали понять, что популистские и антирыночные решения могут стать препятствием в вопросе интеграции Украины в западное сообщество.

Второй проблемой стало как раз вступление в ВТО. Украина находится на грани завала вступления в ВТО в 2005 году, заявил Ющенко в ходе заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины (характерен выбор площадки для этого выступления - СБНО возглавляет главный конкурент Тимошенко Петр Порошенко). По словам президента, его, в частности, беспокоит, что до сих пор не представлены на рассмотрение парламента двадцать необходимых законопроектов, а еще четыре только рассматриваются. Очевидно, что и в этом случае мишенью для критики оказалось правительство. Кстати, тот же Порошенко заверил, что уже на наступившей неделе кабинет министров рассмотрит упомянутые президентом двадцать законопроектов - таким образом, секретарь СНБО явно вмешивается в компетенцию премьера.

Третья проблема - Единое экономическое пространство, интеграция в которое Украины практически прекратилась, что может нанести ущерб интересам промышленников страны. Официальный Киев отвергает возможность присоединения к большинству из 29 подготовленных к подписанию в рамках создания ЕЭП, что поставило на повестку дня вопрос о членстве Украины в этой структуре. И здесь Порошенко перехватывает инициативу у Тимошенко. СНБО порекомендовал Ющенко активировать переговоры Украины по вступлению в ЕЭП. Порошенко считает, что вступление в ЕЭП и в ВТО не противоречат друг другу, и для интеграции в каждом из этих направлений можно найти свой инструментарий. Более того, СНБО пришел к тому, что Украина может объявить о готовности присоединиться не к 29, а даже ко всем предложенным 93 проектам соглашений между участниками ЕЭП.

Четвертая проблема - перспектива реприватизации ("доплаты" за приобретенные инвесторами предприятия), сторонницей которой выступает Тимошенко. Ющенко в этом отношении более осторожен - подобные решения могут снизить инвестиционную привлекательность Украины, тем более что среди пострадавших могут оказаться и иностранные (российские) инвесторы. Президент поэтому выступает за обнародование ограниченного списка предприятий, за которые нынешним собственникам надо доплатить, после чего проблема, по его мнению, будет закрыта (проект такого списка на 29 юридических лиц уже подготовлен под руководством первого вице-премьера Анатолия Кинаха). Понятно, что в этот список попадают предприятия, при приватизации которых были допущены очевидные нарушения, или их новые владельцы не захотели осуществлять сколько-нибудь значительные инвестиции. В то же время Тимошенко настаивает на принятии специального закона, согласно которому практически любое предприятие (включая и принадлежащие россиянам успешно работающие НПЗ) может быть реприватизировано - таким образом, бизнес "подвешивается" и оказывается в зависимости от позиции власти. Последние сообщения свидетельствуют о том, что и в этом вопросе победу одерживает Ющенко - по его мнению, список на реприватизацию может быть обнародован уже на наступившей неделе.

Пятая проблема - единство действий самого правительства. Противостояние между премьером Тимошенко и министром юстиции Романом Зварычем, имеющее экономические корни, стало, по мнению ряда СМИ, причиной вброса компромата в отношении министра, который был обвинен в искажении своих биографических данных - так, он не получал степени магистра в Колумбийском университете, а в Нью-Йоркском университете был не профессором, а лектором-почасовиком. Подобные конфликты, связанные с выносом сора из избы, могут привести к снижению авторитета украинской власти.

Популизм Тимошенко сталкивается с объективно стоящей перед Ющенко задачей вестернизации страны, что делает конфликт между ними вполне закономерным. Обе стороны вносят в него эмоциональную составляющую, но из соображений политической рациональности хотели бы оттянуть принятие решения о размежевании. В этой ситуации может усилиться роль сильных игроков, на которых мог бы опереться Ющенко, создавая противовесы влиянию премьера: среди них Порошенко и Кинах. Однако при этом и Ющенко, и Тимошенко хотели бы "дотянуть" до выборов в Раду, оставив разрешение конфликтов на поствыборный период.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net