Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Модернизация

19.11.2009 | Владислав Иноземцев

О терминах и не только

Все выступления Президента Д.Медведева на протяжении последних месяцев, его статья «Россия, вперед!» и озвученное 12 ноября Послание Федеральному Собранию наполнены призывами к модернизации страны. При довольно широкой поддержке данной стратегии многие эксперты критически оценивают возможность Президента и в целом политической элиты модернизировать Россию, обращая внимание, прежде всего, на то, что глава государства нигде не подвергает сомнению оптимальность сложившейся в стране политической системы.

Несмотря на слова Д.Медведева о том, что «стране необходима модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии», ситуация в российской политике не позволяет, по мнению многих политологов, говорить о ее демократизме. Подтверждений тому масса – от хода и итогов выборов 11 октября до законодательства о партиях, сложных отношений власти и прессы, зажима критики и полной бесконтрольности властных структур. Поэтому те, кто считают главным препятствием для модернизации косность отечественной политической системы, во многом правы. Единственное, что не позволяет согласиться с ними целиком и полностью – исторический опыт модернизаций, практически нигде не проводившихся типично демократическими режимами. Практика Азии и Латинской Америки свидетельствует о том, что демократия становилась скорее итогом модернизации, чем ее предпосылкой. Поэтому, уверен, дискуссия о том, может ли современная политическая система Российской Федерации стать главным препятствием на пути модернизации страны, далеко не окончена. На мой взгляд, может, но не обязательно станет. Проблема адекватности политического лидерства сегодня и заключена в том, чтобы суметь реализовывать программу модернизации в условиях «псевдо-» или «квазидемократии», которая имеется в нашем государстве.

Однако, несмотря на многочисленные рассуждения на тему модернизации и демократии, гораздо меньшее число экспертов останавливаются на вопросе соотношения модернизации и технологического развития. Видимо, считается, что этот вопрос, по сути, решен в выступлениях Президента, который, начиная с выступления на первом же заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, а затем в уже упоминавшихся статье и Послании, развернул картину «модернизации по пяти направлениям». Этот подход, судя по всему, «выстрадан» Д.Медеведевым и пользуется поддержкой в его окружении – которое почти наверняка внесло свою лепту в данный список. Напомним: Президент считает, что модернизация страны может «сложиться» из прорывов в энергосбережении, фармацевтических, ядерных, телекоммуникационных и авиакосмических технологиях. На наш взгляд, предложенный подход неверен и модернизация, выстроенная в соответствие с ним, имеет мало шансов состояться.

Почему? Как ни странно, потому что Президент пытается убедить все в том, что модернизация тождественна быстрому развитию новых технологий, или, как он сам говорит, построению инновационной экономики. Отчасти в силу его убежденности в этом термины «модернизация» и «инновационная экономика» в последние месяцы уже употребляются у нас чуть ли не как синонимы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что они обозначают существенно отличные друг от друга процессы – и эти отличия прослеживаются как минимум в двух аспектах.

Во-первых, в теоретическом. Слово «модернизация» всегда использовалось для обозначения процесса становления зрелого индустриального общества, для описания демонтажа архаичных структур. Термин «инновационная экономика» относится к более высокому типу общества, в котором, как писал Карл Маркс в XIX столетии и Даниел Белл в XX-м, «наука становится непосредственной производительной силой», а «прогресс общества все более однозначно определяется успехами в области знания». Модернизации в ХХ веке неоднократно превращали аграрные и полуиндустриальные общества в про-мышленные державы, но пока нигде не приводили к становлению экономики знаний. Последняя развивалась естественно, а на формирование ее уходило, как правило, несколько десятилетий. Поэтому весьма вероятно, что попытка, «засыпав деньгами» некоторые прорывные отрасли, добиться от них невероятной отдачи, не приведет к взрывному росту технологических инноваций и не сделает Россию их экспортером, как того хотят некоторые наивные мечтатели.

Во-вторых, в практическом. Модернизации имели и имеют место там и тогда, где и когда элиты осознают: их страна настолько отстает в своем развитии от конкурентов, что этот разрыв становится нетерпимым. Последнее заметно и в президентских выступлениях – особенно в Послании Федеральному Собранию. Но довольно странно считать, что для отстающих стран выгоднее создавать собственные технологии (которые почти наверняка окажутся похожими на уже имеющиеся в мире), чем заимствовать их извне. «Новая индуст-риализация», которой, собственно, на мой взгляд, и не хватает России, должна базироваться на максимальной экономии сил и средств при обеспечении предельной эффективности производства. Инновации – это не чье-то знакомство с хорошо известными технологиями, а создание качественно новых технических решений. Инновации не могут быть национальными; они либо являются инновациями (если не имеют аналогов), либо нет (если таковые уже предложены). Поэтому как в теоретическом, так и в практическом аспектах модернизация и создание инновационной экономики – не синонимичные термины, а понятия, обозначающие последовательные стадии хозяйственного развития.

Перенося акцент на инновационную тематику, Президент делает, на наш взгляд, две ошибки: стратегическую и тактическую. В стратегическом плане понятно, но инновации в стране создавались и создаются – но только не применяются. Где, например, была создана технология трубобетона, повышающая прочность монолитнобетонных конструкций в 3-5 раз? В России. А где они в основном применяется? В Китае и США. И так будет со всеми новыми технологиями, которые создадут на государственные средства. Российская промышленность не хочет – и не захочет в ближайшем будущем – их применять, так как вся она ориентирована не на долгосрочное повышение конкурентоспособности, а на присвоение, а на работу с текущими финансовыми потоками. В тактическом плане Президент сильно рискует, так как внятных итогов создания новых технологий он вряд ли добьется не то что к 2012-му, но и к 2018-му году. Между тем именно внедрение уже имеющихся практик, создание новых промышленных образцов, сокращение энергопотребления и тому подобные результаты могут быть достигнуты гораздо раньше.

В общем, если не трогать демократию – либеральную, суверенную или какую там еще – основная проблема российской модернизации состоит в том, что ее упорно не хотят воспринимать так, как это необходимо: как новую индустриализацию. Именно так выходили в мировые лидеры даже не вполне демократические страны Азии и Латинской Америки. Именно так их народы проникались доверием к собственным правителям и видели, что процесс развития экономики становится необратимым. А говорить об инновациях лучше начинать потом – намного позже того момента, когда хотя бы в Георгиевском зале Кремля, где выступал Президент, допотопные лампочки накаливания будут заменены на энергосберегающие, причем не китайского, а российского производства.

Владислав Иноземцев - доктор экономических наук, директор Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала «Свободная мысль»

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net