Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

30.11.2009 | Алексей Макаркин

Подрыв «Невского экспресса»

Теракт, совершенный вечером 27 ноября на Октябрьской железной дороге, стал самым трагическим массовым преступлением, совершенным в Центральной России после взрыва двух пассажирских самолетов 24 августа 2004 года. Три хвостовых вагона поезда, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, сошли с рельсов на перегоне Угловка-Лыкошино возле деревни Хмелевка примерно в 25 километрах от станции Бологое (граница Тверской и Новгородской областей). Особенно сильно пострадали два «хвостовых» вагона, которых взрывом оторвало от состава. Причиной катастрофы стал террористический акт - взрыв самодельной бомбы мощностью около 7 килограммов в тротиловом эквиваленте. В поезде ехали в общей сложности 682 человека, 26 из которых погибли, более 90 получили ранения. В субботу днем на месте подрыва путей было найдено еще одно взрывное устройство, которое сработало в неполную силу - этот взрыв, в отличие от первого, никакого ущерба не нанес. Уголовное дело возбуждено по статьям 205 («террористический акт») и 222 («незаконный оборот взрывчатых веществ») УК РФ.

Источник «Газеты.ру» в ОВД Бологое пояснил, что заминировать пути на глухом перегоне не составляет труда: «Это совершенно безлюдное место, до ближайших населенных пунктов десятки километров. Террористу нетрудно спрятаться». При этом на оперативном совещании в штабе по ликвидации последствий аварии министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву доложили, что за 44 минуты до «Невского экспресса» по взорвавшемуся участку Октябрьской железной дороги прошел скоростной поезд «Сапсан» по тому же маршруту Москва – Петербург: он в это время проходил испытания. Этот состав не пострадал и остался цел. Таким образом, выходит, что террорист (или террористы) изначально намеревались взорвать именно «Невский экспресс».

Северокавказская версия

Теракт был совершен во время суда над обвиняемыми в участии в подрыве этого же экспресса (хотя и другого состава) 13 августа 2007 года. Тогда поезд сошел с рельсов на перегоне Бурга - Малая Вишера. В результате происшествия 60 человек пострадали, половине из них потребовалась госпитализация, но никто не погиб. Причиной аварии также был подрыв железнодорожных путей. Тогда заявлялось, что сработало взрывное устройство мощностью около двух килограммов в тротиловом эквиваленте. Представители правоохранительных органов заявляли, что устройство приводилось в действие воздушной волной от находившегося в движении состава: волна воздуха впереди поезда давила на специальный лепесток, замыкавший контакты «адской машинки». Возможно, нечто подобное произошло и сейчас – с той разницей, что мощность устройства оказалась существенно больше.

По версии следствия, диверсию в 2007 году организовал лидер северокавказских боевиков Доку Умаров, провозгласивший себя лидером «Кавказского эмирата». Это, разумеется, сугубо виртуальное образование, направленное на привлечение фундаменталистских элементов, принадлежащих к различным народам Кавказа. Неизжитые проблемы региона – коррумпированность клановой системы, низкий уровень экономического развития, снижение авторитета традиционного ислама, идентифицирующегося с кланами – все это способствует притоку в ряды экстремистов новых сторонников. Кроме того, лидерами группировок часто являются молодые люди, участвовавшие во второй чеченской войне – они не представляют себе мирной жизни; вся их жизнь прошла в военных условиях, причем они обладают достаточно серьезными боевыми навыками (в том числе и во взрывном деле). Договариваться о компромиссах с религиозными фанатиками невозможно – в отличие от националистов, противостоявших России во время первой чеченской войны, они не заинтересованы в создании ни собственного стабильного государства, стремившегося обрести международную легитимность, ни субъекта Федерации с реально расширенными полномочиями, подобного Чечне при Рамзане Кадырове, выходце из среды сторонников чеченской национальной идеи.

Двое обвиняемых в совершении теракта в 2007 году предстали перед судом – ранее они отрицали свою вину, но в этом месяце один из них - житель Ингушетии Макшарип Хидриев - признался в причастности к организации подрыва поезда. Он заявил, что привез взрывчатку в Маловишерский район Новгородской области на легковом автомобиле, и именно эта взрывчатка впоследствии, вероятно, была использована для проведения теракта. По словам Хидриева, в машине вместе с ним был его брат Амирхан, которого сначала тоже задержали, но позднее освободили из-под стражи. Несмотря на признание, он подтвердил свое предыдущее заявление о том, что он под давлением следствия оговорил жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева. Дзахкиева, которого арестовали вместе с Хидриевым, позднее приговорили к двум годам и четырем месяцам колонии общего режима за то, что он пытался дать взятку следователю. Таким образом, некоторые вопросы к версии следствия все же остаются.

Основная версия причин нынешнего взрыва – также северокавказская. Президент РЖД Владимир Якунин в ходе видеоконференции с оперативным штабом по ликвидации последствий аварии, заявил, что характер взрыва на месте крушения «Невского экспресса» напоминает аналогичный инцидент 2007 года. В пользу этой версии свидетельствует не только знаковое совпадение с судом и характер взрыва, но и неоднократные взрывы на железных дорогах Северного Кавказа в последние годы. Еще в 2004 году поезд Москва-Владикавказ сошел с рельсов в результате взрыва. Летом 2005 года в Дагестане были подорваны технический и грузовой поезда.

13 ноября нынешнего года на Северо-Кавказской железной дороге в Дагестане сработало взрывное устройство; уже после теракта в отношении «Невского экспресса», 30 ноября, в том же Дагестане на пути следования пассажирского поезда Тюмень-Баку вновь прогремел взрыв (в этих случаях обошлось без жертв). Обращает на себя внимание, что при теракте 13 ноября также использовались два взрывных устройства. В регионе в целом усилилась террористическая активность – только в этом году убит министр внутренних дел Дагестана, тяжело ранен президент Ингушетии, произошел мощный взрыв около ОВД Назрани. Отметим, что для религиозных экстремистов, как показывает пример 11 сентября, нет ограничителей в вопросе о количестве жертв; они готовы убивать случайных людей, в том числе одной с ними веры (об этом же свидетельствуют и многочисленные теракты на Северном Кавказе, в том числе на железной дороге).

На первый взгляд, северокавказской версии противоречат приметы одного из подозреваемых, обнародованные в субботу вечером – речь идет о коренастом рыжеволосом мужчине. Однако опыт раскрытия преступлений свидетельствует о том, что первоначальные данные могут оказаться неверными. И, кроме того, среди религиозных экстремистов есть и русские, принявшие ислам и присоединившиеся к числу приверженцев наиболее радикального направления в этой религии. Так, среди обвиняемых в совершении теракта 2007 года был Павел Косолапов, находящийся сейчас в розыске. Выходец из Волгоградской области, бывший курсант военного училища, он принял ислам после окончания военной службы. По версии следствия, именно он был руководителем группы, совершившей теракт 2007 года; его подозревают и в ряде других преступлений – например, во взрыве магистрального газопровода и ЛЭП в Московской области в 2004 году. Другой этнический русский, Максим Понарьин, возглавлял террористическую группу, организовавшую взрывы на автобусных остановках в Воронеже и московском метро в 2004 году. В 2007 году он был приговорен Мосгорсудом к пожизненному лишению свободы.

Националистическая версия

Вторая версия – взрыв совершили радикальные русские националисты. Двое из них были ранее признаны виновными во взрыве поезда «Грозный – Москва», который произошел 12 июня 2005 года на 153 км перегона Узуново-Богатищево Павелецкого направления Московской железной дороги. Тогда в результате взрыва пять вагонов сошли с рельсов. Обошлось без жертв и тяжких телесных повреждений. Из трехсот пассажиров – двое, в том числе ребенок, получили легкие телесные повреждения, третья пассажирка – повреждения средней тяжести. Тогда по обвинению в совершении этого преступления были арестованы столичные инженеры Владимир Власов и Михаил Клевачев; последний имел опыт боевых действий в Югославии. По приговору Московского областного суда с участием присяжных заседателей от 10 апреля 2007 года они были признаны виновными и приговорены к лишению свободы сроками на 18 и 19 лет. Обратим внимание на то, что первый состав присяжных, по данным защиты, подготовил оправдательный вердикт, но был распущен по решению судьи (напрашивается аналогия с «делом Квачкова», оправданного присяжными по обвинению в покушении на Анатолия Чубайса).

Кроме этого прецедента в пользу этой версии свидетельствуют, что представитель некоей националистической группировки «Комбат 18» взял на себя ответственность за подрыв «Невского экспресса». Правозащитники заявили, что такая группировка действительно существует. Заместитель директора антифашистского аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова сообщила «Интерфаксу», что эта группировка скинхедов возникла в Европе, и с 90-х годов в России есть люди, которые называют себя ее активистами: «Это очень старый брэнд. В России очень давно есть люди, которые реально приписывают себя к этой очень известной неонацистской международной сети». «Два дня назад они взяли на себя ответственность за подбрасывание муляжа бомбы в метро в Санкт-Петербурге. При этом они сообщили подробности, которых не было в прессе. Больше никакой ответственности они на себя не брали», - сказала Кожевникова. Она считает также, что ничего не мешает любой группировке скинхедов назвать себя частью «Комбат 18».

Однако эта версия менее вероятна – взрыв поезда в 2005 году был направлен против конкретного поезда, символизировавшего для националистов «засилье» выходцев с Кавказа в Москве. Обычно преступления, совершаемые националистами, направлены против их конкретных противников из числа антифашистских активистов (по версии следствия именно они убили в нынешнем году адвоката Маркелова и журналистку Бабурову). Если националистическая версия подтвердится, это будет означать, что данная часть радикалов переходит к массовому террору, в том числе против представителей российских элит – среди пострадавших в результате теракта немало предпринимателей. А среди погибших - руководитель Федерального агентства по государственным резервам (Росрезерв) Борис Евстратиков и бывший член Совета Федерации Сергей Тарасов, с октября возглавлявший правление Росавтодора.

Отметим, что «Невский экспресс» значительно отличается от остальных новым необычным интерьером и расположением мест в вагонах. В составе поезда курсируют вагоны повышенной комфортности, сидячие вагоны бизнес-класса оборудованы ортопедическими креслами, 5-ти канальной видео- и аудиоустановкой и разделены перегородками из тонированного стекла. Площадь каждого купе значительно шире, чем в других фирменных поездах, и рассчитана на 6 человек. В каждом два LCD-монитора с широким выбором программ и фильмов. То, что среди жертв оказались статусные персоны, неудивительно – многие российские чиновники и бизнесмены регулярно пользуются этим поездом, курсируя между Москвой и «Северной столицей», выходцами из которой некоторые из них являются. Этот маршрут стал более популярным, чем самолет – отъезд осуществляется из центра города, то же относится и к приезду; поезд не отменяется из-за погодных условий.

Еще один возможный мотив националистов назвал замглавы комитета Государственной Думы по безопасности Геннадий Гудков. Он считает, что в теракте прослеживается кавказский след, либо, наоборот, имитация кавказского почерка с целью направления общественного мнение в поддержку националистов. Действительно, так как кавказский след признается наиболее вероятным, то это может способствовать росту ксенофобских настроений в обществе. В Москве они могут усилиться и из-за недавнего убийства священника Даниила Сысоева, публично выступавшего с резкой критикой ислама. Однако эти настроения вряд ли выльются во что-то масштабное – несмотря на потрясения, общество настроено достаточно сдержанно.

Теракт, власть и общество

Что касается российской власти, то она демонстрирует высокую степень оперативности и стремится быть максимально активнее в публичном пространстве, выполняя при этом терапевтическую функцию в отношении общества. Президент России Дмитрий Медведев провел утром в субботу селекторное совещание с членами оперативного штаба, а в середине дня принял министров, занимающихся ликвидацией последствий теракта. Во встрече принимали участие руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, первый вице-премьер, глава правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы Виктор Зубков, главы Минздравсоцразвития Татьяна Голикова, Минтранса Игорь Левитин, МВД Рашид Нургалиев, МЧС Сергей Шойгу, а также директор ФСБ Александр Бортников и первый замгенпрокурора Александр Буксман. На видеосвязи был также глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Глава СКП Александр Бастрыкин выехал на место преступления и чуть было не стал жертвой второго взрыва. Быстро был решен вопрос с компенсациями для погибших и пострадавших – семьи первых получат от РЖД по 500 тысяч рублей, вторые – по 200 тысяч (первоначально речь шла о 100 тысяч, но по просьбе Медведева эта сумма к вечеру в субботу была увеличена вдвое). Средства будут выплачиваться за счет прибыли компании.

В любом случае, кто бы ни совершил теракт, очевидно, что речь идет о политическом преступлении, целью которого является «раскачивание» ситуации в стране. Преступники стремятся посеять страх, вызвать недоверие к эффективности российских властей. Однако, по крайней мере, сразу же после теракта паники не произошло – общество шокировано, но признаков паники не было, хотя власти изначально постарались принять превентивные меры. На утреннем совещании в субботу Медведев обратил внимание главы МВД Рашида Нургалиева на важность обеспечения правопорядка на железной дороге: «Надо сделать так, чтобы не было хаоса, потому что ситуация такая нервная, все всё знают, все всем позвонили, естественно, поэтому надо, чтобы милиция помогала людям», - сказал президент.

Отсутствие панических настроений среди пассажиров «Невского экспресса», в том числе оказавшихся в наиболее трудной ситуации, отмечает один из них, известный бизнесмен Николай Коварский, находившийся в одном из последних вагонов. Он рассказывал, что «несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами - они и организовали первичную помощь. Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции - освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски - в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены».

Журналисты отмечали и внешне спокойное отношение людей на Московском вокзале Петербурга, ожидавших информации о судьбе «Невского экспресса» или купивших билеты на опаздывавшие из-за терактов поезда – не было ни хаоса, ни истерик. По данным журналистов, они либо терпеливо ждали новой информации, либо получали от сотрудников железной дороги справки для работодателей. Таким образом, общество продемонстрировало достаточно высокую степень дисциплины, необходимой в столь драматических ситуациях.

В то же время высказываются серьезные претензии к администрации «Невского экспресса». По данным одного из пассажиров, питерского инженера Станислава Арановского, пострадавшие ждали помощи больше часа. По его словам, бригада «Невского экспресса», включая начальника поезда, не сумели организовать ни экстренной помощи пострадавшим в трех последних вагонах, ни даже попытаться объяснить пассажирам остальных вагонов, что происходит. У него есть и другие претензии: «Мы ничего не могли сделать с ранеными: в поезде почти не было врачей, а аптечек, необходимых для оказания хотя бы самой простой помощи, кажется, в поезде вообще не было - у всех спрашивали, нет ли у них каких-то лекарств, хотя бы болеутоляющего нурофена. На перевязки шли простыни. Непонятно откуда взялось лишь чуть больше десятка матрасов, на которые укладывали пострадавших. Не было даже фонариков, чтобы искать раненых». При этом его нельзя назвать «человеком, потерявшим голову» из-за трагедии – его сравнение работы сотрудников «Невского экспресса» и «Сапсана», на котором эвакуировали в Петербург пассажиров, выглядит явно в пользу второго. Коварский также отмечает, что «в криках о помощи, разбивании стекол и постепенной ликвидации завалов прошел где-то час».

На этом фоне позитивной оценки заслуживает работа различных служб Тверской области, оказавшихся в экстраординарной ситуации. Деятельность медиков из Бологого Коварский оценивает высоко: «Больницы - ну какая может быть больница в Бологом? Но люди - прекрасные. Душевные, отзывчивые, все кидались помочь, эксплуатировали в хвост и в гриву старенький рентген, организовали места для ночлега, разносили чай. Им спасибо». Он полагает также, что «работа профессионалов - с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора - в целом порадовала. Работали быстро, знали, что делать. Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно - с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать - это же непролазная чаща».

По мнению губернатора области Дмитрия Зеленина, высокая оперативность спасательных и медицинских служб позволила избежать еще большего числа жертв среди пассажиров. Он отметил, что на место крушения поезда «машины «скорой помощи» прибыли в достаточном количестве», несмотря на то, что трагедия произошла уже ночью. Был создан специальный оперативный штаб по оказанию социального, медицинского и психологического содействия жертвам, а также их родственникам. «Администрация области предоставляет все необходимое: гостиницу, питание, консультации, средства связи и информации», - сказал губернатор Тверской области.

Взрыв «Невского экспресса» может стимулировать как власти, так и общество к большей бдительности в вопросе противодействия террору. По словам думца Владимира Васильева, «в Израиле общество уже давно вылечилось от раздолбайства. А нам еще предстоит пройти приличный путь… И вот тогда действительно у нас раздолбайства будет меньше». Разумеется, общая оценка деятельности государства в этой ситуации будет во многом зависеть от эффективности действий правоохранительных органов в деле раскрытия этого преступления.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net