Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

25.04.2005 | Татьяна Становая

СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫЙ ГУУАМ

22 апреля в Кишиневе прошел саммит ГУУАМ. По его итогам принята Декларация "Во имя демократии, стабильности и развития". Кроме того, президент Украины предложил свой план урегулирования приднестровской проблемы. В качестве наблюдателей на саммит были приглашены представители Литвы и Румынии. Россия приглашения на саммит не получила.

Организация ГУУАМ (тогда ГУАМ) была создана в 1997 году при участии Грузии, Украины, Молдавии и Азербайджана. В 1999 году в Вашингтоне в рамках встречи на высшем уровне Совета Евроатлантического партнерства прошла встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана, в результате которой было принято Вашингтонское заявление, а формат форума трансформировался в ГУУАМ. На начальном этапе на ГУУАМ возлагалось решение проблем разработки нефтяных месторождений Каспия и создание сети трубопроводов для транспортировки энергоносителей на мировые рынки. Организацию активно поддерживали США. В 2002 году из ГУУАМ вышел Узбекистан, мотивировав свое решение отсутствием прогресса в развитии этой организации. Стоит подчеркнуть, что основой объединения была попытка ее учредителей получить энергетическую автономию от России, США же рассматривали союз как сдерживающий фактор по отношению к геополитическим устремлениям России на постсоветском пространстве.

Возрождение ГУУАМ в 2005 году связано с "цветными революциями" в Грузии и Украине и сближением руководства Молдавии с "новыми режимами" в этих странах. Все три страны рассматривают организацию как альтернативу СНГ и противовес влиянию России. Молдавия заинтересована в минимизации роли России в вопросах приднестровского урегулирования, Украина пытается получить пальму первенства на постсоветском пространстве в качестве наиболее продвинутой страны в отношениях с ЕС и США, претендуя на роль посредника в территориальных конфликтах. Грузия рассматривает ГУУАМ как инструмент коллективного давления на Россию с целью ускорения вывода российских военных баз. Присоединение Азербайджана скорее носит инерционный характер: страна заинтересована в транспортировке своей нефти. Кроме того, союзнические отношения с "оранжевыми" президентами, с точки зрения азербайджанского руководства, могут обезопасить от конфронтации с ними в случае появления симптомов "цветной революции" в стране - особенно с учетом приближающихся парламентских выборов. Напомним, что президент Молдавии, идя на выборы, заручился поддержкой президентов Грузии и Украины, перехватив инициативу у "желтой" и "оранжевой" оппозиции.

Подготовка к саммиту велась очень тщательно: в основном этим занимались Украина и Грузия. Украина пыталась обеспечить присутствие на саммите представителей Литвы, Румынии, Венгрии, ЕС и США. Грузия вела переговоры с руководством Узбекистана. Министры иностранных дел Украины и Грузии Борис Тарасюк и Саломе Зурабишвили в конце марта провели переговоры с новыми киргизскими властями в Бишкеке. Было очевидно, что на роль неформальных лидеров ГУУАМ претендуют Украина и Грузия - именно они выступили инициаторами восстановления организации. Правда, переговоры с Киргизией и Узбекистаном окончились провалом: Киргизия отказалась от участия в саммите, судя по всему, опасаясь ухудшения отношений с Россией. Узбекистан был представлен только своим послом в Кишиневе. Ислам Каримов последние годы становился все более пророссийским, а его отношения с США существенно испортились: в прошлом году США наложили мораторий на военную и - частично - экономическую помощь Узбекистану.

По сути, воссоздание ГУУАМ стало попыткой противостояния влиянию России на постсоветском пространстве. Президент Грузии, готовясь к саммиту ГУУАМ, недавно заявил, что "мы не сидим сложа руки и не ждем, как будут развиваться события, а делаем все для разрушения империи на этом пространстве". Как заявила перед началом саммита в Кишиневе Саломе Зурабишвили, "даже не надо думать о том, будет ли ГУУАМ альтернативой СНГ. У СНГ уже нет никакой перспективы". Ранее министр экономики Украины Сергей Терехин также заявил, что Украина может прекратить финансирование СНГ, так как у этой структуры "нет перспектив".

Сам саммит прошел достаточно спокойно. Президент Молдавии Владимир Воронин подчеркнул, что сегодняшний саммит будет иметь большое значение для региона, в который входят эти страны. Он также сообщил, что на саммите было принято совместное заявление о "создании демократии от Балтики до Черного моря". Выступая после заседания, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что сейчас наступает третья волна революций, которая должна охватить остальную часть Европы. Он привел параллели между цветными революциями, происшедшими в Грузии и Украине, с пражской революцией и падением Берлинской стены. Саакашвили также назвал Белоруссию следующей страной, в которой может произойти "цветная революция". Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что "наша организация превращается в мощную силу, участвующую в решении проблем в каспийско-черноморском регионе". По его мнению, страны ГУУАМ объединяет единый подход в борьбе с терроризмом, сепаратизмом. Президент Румынии Траян Бэсеску сказал, что многие проблемы в регионе стран ГУУАМ нужно решать с Россией, "находя с ней консенсус". Он объяснил свою точку зрения тем, что "Россия является очень серьезной политической силой в регионе". По итогам переговоров была подписана совместная рамочная декларация "Во имя демократии, стабильности и развития". В ней, в частности, говорится о необходимости "активизации мер по демократизации общества в странах ГУУАМ, урегулировании "замороженных" конфликтов, объединении усилий по европейской интеграции стран-членов организации".

Главной сенсацией саммита стала инициатива Украины по приднестровскому урегулированию. Президент Украины Виктор Ющенко подчеркнул, что "в нашем регионе имеются четыре горячие точки. И Украина ставит перед собой цель сдвинуть, наконец, с мертвой точки хотя бы одну из этих проблем - проблему Приднестровья". Он сообщил, что украинская инициатива по урегулированию приднестровской проблемы, названная "Семь шагов", является основой плана урегулирования приднестровской проблемы. В соответствии с планом тираспольская администрация создаст демократическую многопартийную систему и гражданское общество, проведет свободные выборы в верховный совет, разрешит международным наблюдателям вести мониторинг выборов, изменит состав миротворческих сил (что означает прекращение монополии российских военных), поддержит намерение США и ЕС участвовать в урегулировании конфликта, позволит организовать краткосрочную миссию ОБСЕ для контроля над границей и разрешит ОБСЕ мониторинг заводов по производству оружия, расположенных на территории региона. В действительности речь идет о передаче основных посреднических функций ОБСЕ и Украине, которая может использовать свое право перекрыть границу с Приднестровьем, приведя де-факто к экономической блокаде.

Предложения Ющенко властями Молдавии были восприняты прохладно. Во-первых, они не были согласованы с Кишиневом. Во-вторых, план предусматривает зависимость от политической воли Украины, что для Молдавии мало чем отличается от аналогичной зависимости от России. Кроме того, план исключает подключение к урегулированию Румынии. Как заявил президент страны Траян Бэсеску, формат переговоров следует изменить, включив в него США, ЕС и Румынию. Последнее же вряд ли приемлемо не только для России, но и для Тирасполя. Киев не может не учитывать наличие в Приднестровье значительной части украинского населения, так что слишком активно "подыгрывать" Кишиневу накануне парламентских выборов нынешняя киевская власть не может. Точно так же она не в состоянии поссориться с Кишиневом - последнее может поставить под угрозу перспективы ГУУАМ. Неудивительно, что на саммите не было достигнуто никаких решений по приднестровскому урегулированию.

Саммит ГУУАМ является попыткой объединения "новых режимов", пришедших к власти (Грузия, Украина) или оставшихся у нее (Молдавия) вопреки России. Основной вектор организации - прозападный и альтернативный СНГ и созданным в ее рамках организациям (ОДКБ и ЕврАзЭС). Однако ГУУАМ может столкнуться с серьезными ограничителями: во-первых, далеко не все ее члены заинтересованы в "демократизации" своих режимов. Во-вторых, даже США и ЕС, поддерживающие ГУУАМ, настороженно относятся к антироссийской риторике, понимая, что резкость заявлений лидеров Грузии и Украины ведет к обострению отношений с Россией. Жизнеспособность ГУУАМ будет определяться ее способностью эффективно играть свою роль - способствовать сближению с Западом участников этой организации, а также тем, насколько Украина сможет добиться прогресса в решении приднестровской проблемы, не испортив отношений с Молдавией. В противном случае в ГУУАМ может вновь наступить "кризис мотиваций".

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net