Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.04.2005 | Татьяна Становая

СОЮЗ НЕЗАВИСИМЫЙ ГУУАМ

22 апреля в Кишиневе прошел саммит ГУУАМ. По его итогам принята Декларация "Во имя демократии, стабильности и развития". Кроме того, президент Украины предложил свой план урегулирования приднестровской проблемы. В качестве наблюдателей на саммит были приглашены представители Литвы и Румынии. Россия приглашения на саммит не получила.

Организация ГУУАМ (тогда ГУАМ) была создана в 1997 году при участии Грузии, Украины, Молдавии и Азербайджана. В 1999 году в Вашингтоне в рамках встречи на высшем уровне Совета Евроатлантического партнерства прошла встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана, в результате которой было принято Вашингтонское заявление, а формат форума трансформировался в ГУУАМ. На начальном этапе на ГУУАМ возлагалось решение проблем разработки нефтяных месторождений Каспия и создание сети трубопроводов для транспортировки энергоносителей на мировые рынки. Организацию активно поддерживали США. В 2002 году из ГУУАМ вышел Узбекистан, мотивировав свое решение отсутствием прогресса в развитии этой организации. Стоит подчеркнуть, что основой объединения была попытка ее учредителей получить энергетическую автономию от России, США же рассматривали союз как сдерживающий фактор по отношению к геополитическим устремлениям России на постсоветском пространстве.

Возрождение ГУУАМ в 2005 году связано с "цветными революциями" в Грузии и Украине и сближением руководства Молдавии с "новыми режимами" в этих странах. Все три страны рассматривают организацию как альтернативу СНГ и противовес влиянию России. Молдавия заинтересована в минимизации роли России в вопросах приднестровского урегулирования, Украина пытается получить пальму первенства на постсоветском пространстве в качестве наиболее продвинутой страны в отношениях с ЕС и США, претендуя на роль посредника в территориальных конфликтах. Грузия рассматривает ГУУАМ как инструмент коллективного давления на Россию с целью ускорения вывода российских военных баз. Присоединение Азербайджана скорее носит инерционный характер: страна заинтересована в транспортировке своей нефти. Кроме того, союзнические отношения с "оранжевыми" президентами, с точки зрения азербайджанского руководства, могут обезопасить от конфронтации с ними в случае появления симптомов "цветной революции" в стране - особенно с учетом приближающихся парламентских выборов. Напомним, что президент Молдавии, идя на выборы, заручился поддержкой президентов Грузии и Украины, перехватив инициативу у "желтой" и "оранжевой" оппозиции.

Подготовка к саммиту велась очень тщательно: в основном этим занимались Украина и Грузия. Украина пыталась обеспечить присутствие на саммите представителей Литвы, Румынии, Венгрии, ЕС и США. Грузия вела переговоры с руководством Узбекистана. Министры иностранных дел Украины и Грузии Борис Тарасюк и Саломе Зурабишвили в конце марта провели переговоры с новыми киргизскими властями в Бишкеке. Было очевидно, что на роль неформальных лидеров ГУУАМ претендуют Украина и Грузия - именно они выступили инициаторами восстановления организации. Правда, переговоры с Киргизией и Узбекистаном окончились провалом: Киргизия отказалась от участия в саммите, судя по всему, опасаясь ухудшения отношений с Россией. Узбекистан был представлен только своим послом в Кишиневе. Ислам Каримов последние годы становился все более пророссийским, а его отношения с США существенно испортились: в прошлом году США наложили мораторий на военную и - частично - экономическую помощь Узбекистану.

По сути, воссоздание ГУУАМ стало попыткой противостояния влиянию России на постсоветском пространстве. Президент Грузии, готовясь к саммиту ГУУАМ, недавно заявил, что "мы не сидим сложа руки и не ждем, как будут развиваться события, а делаем все для разрушения империи на этом пространстве". Как заявила перед началом саммита в Кишиневе Саломе Зурабишвили, "даже не надо думать о том, будет ли ГУУАМ альтернативой СНГ. У СНГ уже нет никакой перспективы". Ранее министр экономики Украины Сергей Терехин также заявил, что Украина может прекратить финансирование СНГ, так как у этой структуры "нет перспектив".

Сам саммит прошел достаточно спокойно. Президент Молдавии Владимир Воронин подчеркнул, что сегодняшний саммит будет иметь большое значение для региона, в который входят эти страны. Он также сообщил, что на саммите было принято совместное заявление о "создании демократии от Балтики до Черного моря". Выступая после заседания, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что сейчас наступает третья волна революций, которая должна охватить остальную часть Европы. Он привел параллели между цветными революциями, происшедшими в Грузии и Украине, с пражской революцией и падением Берлинской стены. Саакашвили также назвал Белоруссию следующей страной, в которой может произойти "цветная революция". Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что "наша организация превращается в мощную силу, участвующую в решении проблем в каспийско-черноморском регионе". По его мнению, страны ГУУАМ объединяет единый подход в борьбе с терроризмом, сепаратизмом. Президент Румынии Траян Бэсеску сказал, что многие проблемы в регионе стран ГУУАМ нужно решать с Россией, "находя с ней консенсус". Он объяснил свою точку зрения тем, что "Россия является очень серьезной политической силой в регионе". По итогам переговоров была подписана совместная рамочная декларация "Во имя демократии, стабильности и развития". В ней, в частности, говорится о необходимости "активизации мер по демократизации общества в странах ГУУАМ, урегулировании "замороженных" конфликтов, объединении усилий по европейской интеграции стран-членов организации".

Главной сенсацией саммита стала инициатива Украины по приднестровскому урегулированию. Президент Украины Виктор Ющенко подчеркнул, что "в нашем регионе имеются четыре горячие точки. И Украина ставит перед собой цель сдвинуть, наконец, с мертвой точки хотя бы одну из этих проблем - проблему Приднестровья". Он сообщил, что украинская инициатива по урегулированию приднестровской проблемы, названная "Семь шагов", является основой плана урегулирования приднестровской проблемы. В соответствии с планом тираспольская администрация создаст демократическую многопартийную систему и гражданское общество, проведет свободные выборы в верховный совет, разрешит международным наблюдателям вести мониторинг выборов, изменит состав миротворческих сил (что означает прекращение монополии российских военных), поддержит намерение США и ЕС участвовать в урегулировании конфликта, позволит организовать краткосрочную миссию ОБСЕ для контроля над границей и разрешит ОБСЕ мониторинг заводов по производству оружия, расположенных на территории региона. В действительности речь идет о передаче основных посреднических функций ОБСЕ и Украине, которая может использовать свое право перекрыть границу с Приднестровьем, приведя де-факто к экономической блокаде.

Предложения Ющенко властями Молдавии были восприняты прохладно. Во-первых, они не были согласованы с Кишиневом. Во-вторых, план предусматривает зависимость от политической воли Украины, что для Молдавии мало чем отличается от аналогичной зависимости от России. Кроме того, план исключает подключение к урегулированию Румынии. Как заявил президент страны Траян Бэсеску, формат переговоров следует изменить, включив в него США, ЕС и Румынию. Последнее же вряд ли приемлемо не только для России, но и для Тирасполя. Киев не может не учитывать наличие в Приднестровье значительной части украинского населения, так что слишком активно "подыгрывать" Кишиневу накануне парламентских выборов нынешняя киевская власть не может. Точно так же она не в состоянии поссориться с Кишиневом - последнее может поставить под угрозу перспективы ГУУАМ. Неудивительно, что на саммите не было достигнуто никаких решений по приднестровскому урегулированию.

Саммит ГУУАМ является попыткой объединения "новых режимов", пришедших к власти (Грузия, Украина) или оставшихся у нее (Молдавия) вопреки России. Основной вектор организации - прозападный и альтернативный СНГ и созданным в ее рамках организациям (ОДКБ и ЕврАзЭС). Однако ГУУАМ может столкнуться с серьезными ограничителями: во-первых, далеко не все ее члены заинтересованы в "демократизации" своих режимов. Во-вторых, даже США и ЕС, поддерживающие ГУУАМ, настороженно относятся к антироссийской риторике, понимая, что резкость заявлений лидеров Грузии и Украины ведет к обострению отношений с Россией. Жизнеспособность ГУУАМ будет определяться ее способностью эффективно играть свою роль - способствовать сближению с Западом участников этой организации, а также тем, насколько Украина сможет добиться прогресса в решении приднестровской проблемы, не испортив отношений с Молдавией. В противном случае в ГУУАМ может вновь наступить "кризис мотиваций".

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net