Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

25.04.2005 | Татьяна Становая

ТЯНУТ-ПОТЯНУТ - ВЫТЯНУТ ЛИ ВЕТКУ?

21-22 апреля министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко совершил визит в Японию. Одной из тем переговоров было строительство нефтепровода из Восточной Сибири на Находку (бухта Перевозная). 5 апреля помощник президента России Виктор Иванов совершил визит в Китай, по итогам которого сообщил о достижении договоренности построить нефтепровод до Китая.

Напомним, что в 2003 году в правительстве развернулась дискуссия о том, в каком направлении строить нефтепровод с месторождений Восточной Сибири. Компания ЮКОС тогда лоббировала строительство нефтепровода Ангарск-Дацин. Однако "Роснефть" и "Газпром" при поддержке полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе К.Пуликовского предложили концепцию разработки месторождений Восточной Сибири, предполагающей создание государственного консорциума. Это означало бы долевое участие в разработке месторождений, пересмотр лицензионных соглашений с частными компаниями, то есть реализацию новой госполитики в сфере ТЭКа, означающей доминирование интересов государства. Тогда и возникла идея строительства трубопровода на Находку в Японию и страны АТР: ее поддержала компания "Транснефть". Кроме того, у главы "Роснефти" Сергея Богданчикова были хорошие связи с японскими властями, сложившиеся еще в 90-е годы, когда он руководил сахалинской "дочкой" "Роснефти". Направление на Китай тогда было прерогативой "ЮКОСа

", который являлся единственной компанией, экспортирующей нефть в эту страну.

Два года правительство не могло определиться с направлением строительства трубопровода. Китай был крайне заинтересован в строительстве ответвления на Дацин и даже предлагал профинансировать проект. Однако даже после переговоров по ВТО (когда шел торг и по вопросам, не имеющим прямого отношения к вступлению России в эту организацию), Китай был вынужден признать, что нефть будет доставляться железнодорожным транспортом, а не по трубопроводу. Японии же объявили, что строительство нефтепровода на Находку - вопрос решенный. Однако окончательно никаких решений правительство так и не приняло.

Однако пока шли споры, компания ЮКОС лишилась своего главного добывающего предприятия - "Юганскнефтегаза", которое и поставляет нефть в Китай. Сейчас ЮНГ контролируется "Роснефтью", председателем совета директоров которой является заместитель руководителя президентской администрации Игорь Сечин. Объективно новые владельцы ЮНГ становятся преемниками интересов компании ЮКОС, а значит, уже заинтересованы в экспорте нефти в Китай.

3-5 апреля состоялся визит в Китай помощника президента России Виктора Иванова, которого вместе с Сечиным причисляют к "питерским чекистам". Возможно, он как раз представлял интересы "Роснефти". Как заявил журналистам по итогам визита Виктор Иванов, Россия и Китай урегулировали все вопросы, связанные с поставками нефти в КНР. "Одно время, видимо, из-за недостатка информации, было определенное напряжение, связанное с известной нефтяной компанией. Эти озабоченности полностью сняты", - заявил он. По его словам, строительство ветки нефтепровода от Сковородино в направлении Китая позволит "в ближнесрочной перспективе увеличить количество поставляемой нефти до 20-30 млн.т." "В дальнейшем поставки в этот регион, в том числе и танкерным флотом, будут доведены до 80 млн.т., - сказал помощник президента. - В Китае очень признательны, что Россия приняла конкретные и понятные решения о сотрудничестве". Здесь же он добавил, что строительство нефтепровода от Тайшета в бухту Перевозная придаст импульс развитию инфраструктуры во всем регионе. Очевидно, что Виктор Иванов говорит о строительстве ответвления до Китая как о решенном деле, но в тоже время признает и стратегический характер трубы до Находки.

Спустя несколько недель тема трубопровода была поднята министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко в Японии. 22 апреля он заявил, что не существует проблемы выбора между "японским" и "китайским" маршрутами нефтепровода, поскольку российское правительство приняло решение о постройке трубопровода по маршруту Тайшет - бухта Перевозная. "Осуществление первого этапа реализации проекта строительства нефтепровода Тайшет-Находка потребует как минимум два с половиной года и порядка 6 млрд долларов", - отметил министр. По словам Христенко, рабочий вариант предполагает, что до тех пор, пока трубопровод не будет проложен до Находки, от Сковородино можно будет доставлять туда нефть по железной дороге. Несколько ранее (20 апреля) Виктор Христенко сказал более точно: в ходе реализации проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" планируется построить нефтеналивную эстакаду в пункте Сковородино. В бухте Перевозная будет построена аналогичная эстакада, которая "позволит от Сковородино на побережье доставлять нефть железнодорожным транспортом", а также нефтеналивной терминал. "При этом возможна и доставка нефти трубопроводным транспортом в Китай", - сказал министр. Из слов Христенко следует, что в первую очередь трубу будут строить в Китай, а в Японию нефть станут доставлять по железной дороге.

Официально правительство России еще 31 декабря 2004 году определилось, что будет строительство трубопровода Тайшет-Находка с ответвлением на Дацин. Однако для реализации этого решения необходимо провести экспертизы, по результатам которых планируется принять окончательное решение. Однако здесь возникает ряд проблем - как объективного, так и субъективного характера. Первые связаны с вопросами финансирования столь масштабного проекта, а также загрузки трубопровода. Эксперты утверждают, что транспортировать нефть одновременно в Японию и Китай невозможно: для этого надо разведать и разработать месторождения в Восточной Сибири, что также требует времени, а также желания со стороны российских компаний и инвесторов, в том числе японских. Пока это является главной проблемой. Тем более что продажа ЮНГ изменила ситуацию: теперь часть президентского окружения хочет экспортировать нефть в Китай из Западной Сибири.

Очевидно, что интересы конкретных игроков на российском нефтяном рынке встроены в общую систему государственных приоритетов в отношениях с Японией и Китаем. При этом проблемными являются два основных вопроса: на каком этапе строить "ветку" на Дацин (если вначале, то маршрут на Находку может стать невыгодным) и где взять нефтяные ресурсы для двух направлений.

Россия сейчас не может в открытую говорить о приоритете китайского или японского направления: это негативно скажется на отношениях с Японией, которую Владимир Путин скоро должен посетить с визитом. Более того, на фоне напряженности японо-китайских отношений явное предпочтение Китаю может серьезно сказаться на отношениях России и Японии. Тем самым, в ближайшее время руководство России, очевидно, будет придерживаться тактики обещаний и китайской, и японской сторонам, тем более что в нем, как представляется, нет единства по этому вопросу.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В последнее время политическая обстановка в Перу отличатся фантастичной нестабильностью. На минувшей неделе однопалатный парламент - Конгресс республики, насчитывающий 130 депутатов, подавляющим большинством голосов отстранил от должности в виду моральной неспособности выполнять обязанности президента Мартина Вискарру.

18 октября 2020 года в Боливии прошли всеобщие выборы. Предстояло избрать президента, вице-президента, двухпалатную законодательную Ассамблею. Сенсации не произошло. По подсчетам 90 процентов голосов победу одержал Луис Арсе, заручившийся поддержкой 54, 51 % граждан, вышел вперед в 6 департаментах из 9, в том числе в 3 набрал свыше 60 %. За ним следовал центрист Карлос Месса, имевший 29, 21 % голосов.

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net