Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.12.2009 | Татьяна Становая

Не безнадежное стратегическое сотрудничество

Вчера в Москву прибыл генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, который сегодня проводит официальную часть своего визита: встречи с президентом Дмитрием Медведевым, премьером Владимиром Путиным, спикерами обеих палат парламента, а также секретарем СБ Николаем Патрушевым. Визит отличается особым пафосом: со стороны официальных лиц России и североатлантического альянса звучат слова о «перезагрузке», новом стратегическом партнерстве, новой эре отношений и т.д. Однако неофициально мало кто ожидает каких-либо решений, способных повлиять на формирование обоюдно интересной повестки дня. На этом фоне позитивом является хотя бы тот факт, что двусторонний диалог вытесняет конфронтацию.

В основе сближения два важнейших фактора. Первый – это новое качество отношений России и США. По мере оптимизации диалога с Вашингтоном, происходит нормализация отношений и России – НАТО. Иными словами, постепенно снижается роль главных препятствий – обостренного обоюдного недоверия (которое правда при этом никуда не уходит), нежелания слушать друг друга, уходят и факторы «грузинской войны», которые были преодолены еще летом этого года на греческом острове Корфу. Созданы условия для снижения уровня конфронтационности. Сейчас никто ни с кем не хочет ссориться.

Это необходимое, но не единственное условие нормализации отношений. Для выстраивания продуктивного взаимодействия нужна содержательная повестка дня и она тут действительно переполнена. НАТО в первую очередь видит в России партнера по решению афганской проблемы. В частности, по данным «Коммерсанта», НАТО всерьез интересуется возможностью расширения наземного транзита через РФ в Афганистан за счет так называемых летальных грузов - вооружений и боеприпасов. При этом в альянсе хотели бы оформить соглашение на этот счет по аналогии с июльской договоренностью президентов России и США о воздушных перевозках военных грузов.

Для России важно решить другие проблемы, скорее более стратегического характера. Прежде всего, это втягивание североатлантического альянса в дискуссию по новому договору о европейской безопасности, обсуждение проблем расширения НАТО, ратификации ДОВСЕ. Для этого нужно искать новые форматы диалога, что оказывается более чем проблематично. Попытки России встроиться в обсуждение долгосрочной стратегии развития НАТО также наталкивается на вполне понятное сопротивление.

Получается в общем не самая лучшая, но при этом и не безнадежная ситуация, при которой нет сильного неприятия набора определенных тем, например, по Афганистану, но при этом и не может быть качественного сближения по важнейшим для России вопросам. Обсуждать есть что, но обоюдного интереса практически очень мало. Сотрудничество может выстраиваться скорее локально, эпизодически, сосредотачиваясь на решении отдельных проблем, но не на изменении общего характера отношений. В итоге стороны пытаются сконцентрировать свои усилия на том, что имеет хотя бы какой-то положительный потенциал. Как заявил Медведев, кто мог знать, что нам придется совместно реагировать на такую проблему, как пиратство. Расмуссен добавил к этому также проблему распространения ядерного оружия и терроризм.

Однако для Москвы эти вопросы политически периферийны и играют больше инструментальное значение, как возможность начать выстраивать мост к более значимым для России темам, таким как договор о европейской безопасности, вызывающий большие споры на Западе. Кремль готов ради этого содействовать по афганскому направлению и обсуждать периферийные темы.

Пока Москва ощущает готовность НАТО к диалогу в принципе, а значит и готовность не сильно сопротивляться напору Москвы в продавливании диалога о европейской безопасности, отношения будут складываться более или менее спокойно. Однако как только Кремль понимает, что по главным для него направлениям нет обратной связи, идеи отвергаются сходу, а сотрудничество становится все более односторонним, нельзя исключать возвращение конфронтационной риторики. Все это оказывается в прямой зависимости от успешности осуществления «перезагрузки» между Россией и США: пока в Москве надеются, что в условиях обновленной геополитической стратегии администрации Барака Обамы удается втягивать Вашингтон в дискуссию по набору «больных точек» (расширение НАТО и ПРО), обоюдный пафос в отношении «новой эры стратегического партнерства» будет сохраняться. Такое ощущение, что вместе с Обамой нобелевскую премию мира получил и Расмуссен, а Москва это поддерживает своими оптимистическими авансами, за которыми, по большом счету, ничего кроме последней надежды нет.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net