Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

29.12.2009 | Борис Макаренко

Внешняя политика: начинаем умнеть?

Примерно год назад мне довелось принять участие в подготовке доклада (под руководством профессора А.Ю.Мельвиля) о внешнеполитическом потенциале России в 2009 г. (http://www.inop.ru/files/Chapter11.pdf). Вывод, к которому пришли авторы доклада: «на приоритетных международных направлениях, где у России имеется значительный потенциал влияния (например, в отношениях со странами СНГ) эффективность его использования зачастую оказывается невысокой». Авторы рассматривали ситуацию начала 2009 г. как точку бифуркации для внешней политики России, когда в новой складывающейся геополитчиеской ситуации открывалась возможность воспользоваться складывающейся полицентричностью структуры международных отношений. Иначе говоря, речь шла о модернизации внешнеполитического курса. Что же нам принес 2009 г.? Как всегда в России – хорошие новости перемешаны с плохими.

Главное – страна устами своего президента – провозгласила намерение перейти к «умной политике» - это прозвучало в статье Д.А.Медведева «Россия, вперед», а потом повторено с трибуны Ярославского форума – первой попытки организовать международный диалог политиков и экспертов на тему современного миропорядка на российской почве (сам по себе шаг в сторону «поумнения» политики). Фраза про «нечего надувать щеки» из Послания Президента – из того же ряда. Отношения с внешним миром ставятся в прямую зависимость от нужд модернизации страны – в том числе, притока инвестиций, технологий, кадров из наиболее развитых стран. Но от декларации до воплощения путь неблизкий.

Если в одной фразе – то в 2009 г. удалось не создать новых завалов (кроме, может, запутавшейся до предела ситуации с вступлением в ВТО) и начать выстраивание новых, неконфронтационных отношений с Европой и США - прогресс на американском направлении более заметен, но лишь потому, что слишком далеко они откатились назад в предшествующие годы. Но и на этих направлениях «новое качество» пока не создано, а в «ближнем зарубежье» особенно радоваться нечему.С Европой год начался очередной «газовой войной», итоги которой однозначно не оценишь. С одной стороны, кризис «разрулили», а 2010 Европа встретит без страхов за подачу российского газа; подписали даже соглашение о механизмах взаимодействия на случай возможных конфликтных ситуаций. Но и поставки нашего газа в Европу сократились, и приверженность «Старого света» диверсификации импорта энергоностелей лишь усилилась. Да и по Энергетической хартии продвижения нет, а без нее трудно выйти на новое базовое соглашение о сотрудничестве с ЕС. Диалог по проблемам безопасности начался, но далеко не продвинулся: возобновил работу совет Россия – НАТО и приняла реальную форму российская концепция новой европейской безопасности. Но эти диалоги начинаются с весьма низкой точки: без НАТО Европа свою безопасность не видит, так что если мы хотим продвинуть свое видение «Хельсинки – бис», то надо строить архитектуру европейской безопасности с учетом этого фактора. Да, традиционный атлантизм безнадежно устарел, да, в интересах России не допустить его расширения на Восток, но единственный способ подвигнуть Европу на «переосмысление НАТО» - это показать конструктивную роль России в обеспечении безопасности в Европе и за ее пределами.

Последствия грузинской войны, казалось бы, купированы – но «Восточное партнерство ЕС» - прямое ее следствие. Европа четко обозначает свой интерес к усилению влияния в СНГ, предпочитая действовать «мягкой силой» даже в отношениях с таким изгоем, каковым до недавнего времени была Беларусь. Мы же слишком медленно излечиваемся от роли «большого брата», командующего некогда братскими республиками. Попытки сохранить монополию влияния должны смениться той же «мягкой силой» и умением находить взаимовыгодные решения конфликтных проблем. Наши соседи дают к тому достаточное количество сигналов – будь то туркменский (с участием и других центральноазиатских государств) газопровод в Китай, участие в проекте «Набукко» или нормализация отношений Армении с Турцией.

На пространстве СНГ есть примеры «умной политики» - взвешенная и конструктивная позиция России по затяжному политическому кризису в Молдавии или декларированный нейтралитет в украинской избирательной кампании и заблаговременное решение «газовых отношений» с этой страной на будущий год. Но на Украине российская власть не без оснований предполагает смену президента и уже делает «домашнее задание» по выстраиванию «постющенковских» отношений. Что же касается другого нашего «проблемного соседа» - Грузии, то будем надеяться, что 2010 год продолжит череду событий, начатую открытием пограничного пункта «Верхний Ларс» и допуском чартерных рейсов грузинской авиакомпании в Россию. Гнев в адрес Саакашвили многократно им заслужен, и реально говоря – перспективы коренного улучшения отношений при его президентстве практически равны нулю, но нужно учиться разделять правителя и народ, который всегда будет нам соседом и соседом важным. Нужно сохранить гуманитарную базу отношений с Грузией и сообщение с союзной нам Арменией.

Что же касается российско-американских отношений, то здесь хороших новостей больше, чем плохих. Вместе с Бушем с повестки дня двусторонних связей ушли такие болезненные темы, как размещение элементов американской ПРО в Центральной Европе и форсированное принятие в НАТО Украины и Грузии. Не нужно только заблуждаться относительно ставшего постоянным интереса Запада притянуть обе страны поближе к себе – этот тренд никуда не уйдет, значит, нужно договариваться о «правилах игры». Устранение этих острых разногласий позволило добиться существенного прогресса и в переговорах о контроле над стратегическими наступательными вооружениями, и по иранской проблематике. Можно огорчаться тому, что договор не удалось подписать ни к дате истечения срока действия предыдущего, ни даже к концу года. Но логичнее радоваться, что обе стороны не делают из этого трагедию и полны решимости заключить такой договор в обозримом будущем, когда каждая сторона будет уверена, что он соответствует ее интересам. По Ирану сохраняются разногласия, но, по крайней мере, Россия демонстрирует большую решимость не допустить нуклеаризации этой страны и не молчит, когда иранский режим выступает с воинственными антисемитскими заявлениями или подавляет силой демонстрации оппозиции. Пора отучаться заигрывать с экстремистами, даже назло Америке – достаточно посмотреть, до чего ту же Америку довело заигрывание назло нам с исламистами в соседнем Афганистане.

По совокупности – год кажется переходным. Россия осознает необходимость «умной политике» и начинает ей учиться – будем надеяться, что ученик окажется способным.

Борис Макаренко – Председатель Правления Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net