Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

11.01.2010

Какова будет конфигурация власти после президентских выборов на Украине?

«Горячей темой» в украинских СМИ стало обсуждение кандидатуры будущего премьер-министра после вероятной победы Виктора Януковича. Ходят слухи (возможно, это целенаправленные «утечки» либо провокации), что Партия регионов уже договорилась о распределении власти после выборов с одним из ведущих кандидатов (называются имена «открытия года» Арсения Яценюка, «серого кардинала-финансиста» Сергея Тигипко, действующего Президента Виктора Ющенко, давнего соратника Януковича Николая Азарова и др.). В этой связи «Политком.ру» поинтересовался у украинских экспертов, кто мог бы стать Премьером при Президенте Януковиче.

Владимир Корнилов, директор Украинского филиала Института стан СНГ:

Дело в том, что не только и не столько от Президента Украины зависит назначение премьер-министра. Поэтому всерьез договоренности по этому поводу расценивать нельзя. В любом случае, для подобного назначения необходимо будет переформатирование большинства в Верховной Раде, а это может оказаться не под силу ни Президенту Януковичу, ни Президенту Тимошенко. Если же ради этого переформатирования будущий президент пойдет на роспуск парламента (а еще не факт, что это удастся сделать), то никто не может дать гарантий о будущем формате большинства.

Если же обсуждать не сиюминутные договоренности и «гарантии», а намерения основных кандидатов в президенты, то, уверен, они в случае своей победы постараются сделать все от них зависящее, чтобы премьером стало очень доверенное им лицо. В случае с Тимошенко таковым, конечно же, является Турчинов. А в случае с Януковичем выбор может быть между Азаровым и Колесниковым.

Однако еще раз подчеркну: это выбор намерений, а не премьеров. При определенных условиях мы можем получить ситуацию, когда президентом станет Янукович, а сместить Тимошенко с поста премьера ему не удастся. И эта ситуация может продлиться не один месяц.

Владимир Фесенко, директор Центра политического анализа «Пента»:

Я очень скептично отношусь к заявлениям о формировании новой коалиции и нового правительства сразу после второго тура президентских выборов в случае возможной победы В.Януковича. Подобные заявления носят спекулятивный характер либо отражают очередные коалиционные иллюзии в верхушке Партии регионов.

Возможность формирования нового правительства под эгидой Президента В.Януковича сразу же после президентских выборов маловероятна и вот почему.

Первое, что необходимо отметить. Парламентскую коалицию формируют не отдельные депутаты, которые могут перебежать на сторону победителя президентских выборов. Коалицию формируют только парламентские фракции. Даже если регионалов при формировании новой коалиции поддержат фракции КПУ и Блока Литвина и часть перебежчиков из БЮТ и НУНС, этого будет недостаточно. Просто 226 или более народных депутатов могут отправить правительство Ю.Тимошенко в отставку, но коалицию формировать не имеют права. Коалицию могут сформировать только фракции, чей суммарный состав насчитывает 226 и более депутатов. Иначе говоря, регионалам придется договариваться либо с БЮТ, либо с фракцией НУНС. Только в этом случае новая коалиция будет отвечать требованиям Конституции и регламента Верховной Рады.

В случае если В.Янукович станет Президентом, часть БЮТовских депутатов может перейти на его сторону. Не думаю, что таких перебежчиков будет много, еще менее вероятно, что их будет большинство фракции. БЮТовские депутаты-бизнесмены хорошо помнят печальную судьбу своих бывших товарищей, перешедших на сторону Януковича весной 2007 года. Абсолютное большинство тогдашних перебежчиков в конечном итоге оказались без депутатского мандата и были выброшены из политической жизни.

Для того чтобы сформировать коалицию с БЮТ регионалам надо или договариваться с Ю.Тимошенко (на условиях, что она останется Премьером), либо договариваться с не менее чем 78 депутатами фракции БЮТ, что выглядит почти фантастически.

С фракцией НУНС ситуация еще проще. В.Ющенко и сейчас не контролирует свою бывшую фракцию, а после президентских выборов его влияние на фракцию НУНС станет еще меньше. Даже если Виктор Андреевич открыто призовет группу «За Украину» поддержать коалицию с Януковичем, Вячеслав Кириленко и его товарищи этот призыв наверняка не поддержат. Их уже интересует собственное политическое будущее. А союз с Януковичем для национал-демократов будет означать верную политическую смерть. Во фракции НУНС коалицию с Партией регионов могут поддержать только депутаты, связанные с группой «Приват» и «Единым центром» В. Балоги, может быть, еще несколько депутатов-бизнесменов. Но это далеко не большинство. С высокой степенью вероятности, патовая ситуация во фракции НУНС (отсутствие какого-либо реального и устойчивого большинства) сохранится и после президентских выборов.

Договоренности регионалов с Тигипко или Яценюком вообще не могут повлиять на формирование новой коалиции в нынешнем составе Верховной Рады. Ни у Тигипко, ни у Яценюка в нынешнем составе украинского парламента нет не только собственных фракций, но даже неформальных депутатских групп.

Поэтому если Янукович побеждает на президентских выборах, ему придется выбирать из двух вариантов: 1) договоренности о сосуществовании с Премьером Ю.Тимошенко; 2) досрочные парламентские выборы. Второй вариант представляется более логичным и вероятным.

Только после досрочных парламентских выборов можно будет сформировать новое правительство с новым Премьером. Кто им станет, в решающей мере будет зависеть от результатов выборов и потенциальных участников новой коалиции.

Если регионалы после досрочных парламентских выборов получат абсолютное большинство, либо будут практически полностью доминировать в новой коалиции, то они поставят Премьером своего человека. Два главных претендента от ПР на этот пост – Н.Азаров и Б.Колесников. На кого сделает ставку ПР, будет зависеть от многих факторов – от выбора самого Януковича, от влияния Ахметова и Колесникова на новый состав фракции ПР, от позиции самого Ахметова, от влияния нового окружения Януковича, после того как он станет Президентом, и т.д.

Если в новом составе парламента будет достаточно весомым представительство политических сил во главе с С.Тигипко и А.Яценюком, то и они могут претендовать на премьерство. Пока больше шансов у С.Тигипко.

Так или иначе, новый Премьер (а не исполняющий обязанности) при возможном президентстве Януковича в стране появится только во второй половине 2010 года. Даже если досрочные парламентские выборы состоятся 30 мая 2010 года (а это самый ранний возможный срок их проведения), новое правительство удастся сформировать не ранее конца июля.

Антон Финько, эксперт Киевского Центра политически исследований и конфликтологии:

Избрание нового главы государства не влечет за собою [автоматически] смены Премьер-министра. Для того чтобы сменить правительство необходимо:

1) вынести вотум недоверия Кабинету министров;

2) сформировать новую коалицию или добиться проведения новых парламентских выборов;

3) создать новое парламентское большинство по итогам досрочных парламентских выборов.

Все это необходимо будет сделать в условиях ожесточенного сопротивления БЮТ.

Пойдем по персоналиям:

- Если ПР победит на президентских выборах, но разрыв между ПР и БЮТ будет незначительным, у Юлии Тимошенко высокий шанс благополучно остаться Премьер-министром по согласию «регионов» с отказом последних от попыток ее сместить. В таком случае признание легитимности выборов будет, скорее всего, зависеть от закулисной сделки между ПР и БЮТ по поводу признания выборов легитимными проигравшей стороной и западными регионами соответственно.

- Н.Азаров популярен среди сине-белых масс, но против его кандидатуры будет решительно возражать бизнес-крыло партии.

- по поводу А. Яценюка распространяются слухи о том, что, дескать, егопереход в ПР лоббируется влиятельной в партии «группой Фирташа-Левочкина-Бойко». Его появление на посту главы правительства в случае проведения досрочных парламентских выборов по-своему выгодно ПР, поскольку будет представлять собою контролируемое «отступное» западным регионам страны.

Однако лично В. Янукович весьма сдержано отозвался о такого рода вариантах (касательно как А. Яценюка, так и С. Тигипко), поскольку еще неизвестно, сколько каждый из них получит голосов на выборах. Незначительная поддержка на президентских выборах будет рассматриваться как препятствие для выдвижения на должность премьера. Важно иметь в виду: появление молодого премьера (и строптивого, каковым является Арсений Петрович) будет рассматриваться в политических кругах как сигнал по выдвижению преемника В. Януковича в качестве лидера «сине-белого» стана. Вряд ли последний в этом заинтересован;

- выдвижение С. Тигипко было бы весьма выигрышным ходом для значительной части общественного мнения (молодой-компетентный-энергичный-хорошая картинка-успешный-разумный). Распространяются слухи о том, что его приход лоббируется влиятельной впартии группой Клюева-Сивковича. Однако для В. Януковича назначение С. Тигипко означало бы сделанный заранее выбор преемника. У С. Тигипко есть к тому же один изъян, делающий его весьма уязвимым длякритики в среде «сине-белых». Он покинул пост главы избирательного штаба В. Януковича в 2004 году после второго тура. На Юго-Востоке, как и в России, предпочитают политиков, демонстрирующих стойкость. Отметим: ближайшее окружение В. Януковича уже в уничижительной форме поспешило напомнить об этой истории.

Таким образом, если бы выбор главы правительства зависел бы от решений в сугубо «бело-синей» среде (т.е. исключая те или иные договоренности с БЮТ), то выбор главы правительства мог бы пасть на одного из представителей «бизнес-крыла» ПР (почему не Б. Колесников?).

Однако в таком случае, В. Янукович, скорее всего, оговорил бы, чтоправоохранительные ведомства и налоговая администрация оказались бы подконтролем ориентирующихся лично на него людей.

Василий Волга, лидер партии «Союз левых сил»:

Янукович хочет, чтобы Правительство возглавил Азаров. Азаров этого хочет тоже. Янукович, каждый раз поднимает этот вопрос при встрече с руководством РФ, но утвердительного ответа не получил до сих пор. Боюсь, что он будет вынужден отдать пост Премьера Тимошенко. По моей информации, Тимошенко уже шантажирует Януковича массовыми беспорядками и разного рода действиями, как например захват ЦИК, в случае если он не даст ей гарантий премьерского кресла. Одним словом, в случае победы Тимошенко наиболее высокие шансы возглавить Кабмин у Тигипко, а в случае победы Януковича премьером, скорее всего, останется Тимошенко.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net