Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

19.01.2010 | Алексей Макаркин

Виктор Федорович Лукашенко

Относительный успех Виктора Януковича в первом туре украинских президентских выборов внешне выглядит как позитивный результат для России. Действительно, Партия регионов является политическим партнером «Единой России», а ее лидер неоднократно выражал лояльность политике Кремля, в том числе во время позапрошлогодней войны на Кавказе. На самом деле, ситуации значительно сложнее. Если победа Юлии Тимошенко может придать российско-украинским отношениям крайне непредсказуемый характер, то Янукович, напротив, достаточно понятен. Он будет подчеркнуто благожелателен и много говорить о славянской дружбе, как это в свое время делал Леонид Кучма и сейчас нередко делает Александр Лукашенко…

Но при этом, насколько это возможно, не идти на уступки восточному соседу, а если и уступать, то после многомесячного (а то и многолетнего) торга и по относительно второстепенным вопросам. Если отношения Москвы и Киева в случае президентства Тимошенко можно сравнить с рискованным слаломом, то при Януковиче – с болотом, в котором способны увязнуть самые амбициозные планы Кремля.

Действительно, в газовом вопросе Янукович выступает за пересмотр соглашений, заключенных с правительством Тимошенко. У Януковича есть свое представление о справедливой цене российского газа для Украины – 70 долларов за тысячу кубометров (для справки - сейчас цена более чем в три раза выше). Янукович хотел бы вернуть кучмовские времена, когда в обмен на расплывчатые обещания Украина получала газ по 49 долларов. Сейчас даже Белоруссия вынуждена покупать газ по 150 долларов – и это после того, как согласилась на продажу «Газпрому» половины «Белтрансгаза» и (что не менее политически важно) на единую с Россией систему ПВО. При этом за слова, сказанные во время избирательной кампании, Януковичу придется отвечать перед собственными гражданами, особенно восточными избирателями, которые ждут от него чуда в газовых отношениях с Россией. Но ни Кремль, ни «Газпром» эти чудеса совершать не хотят и подарков делать не будут.

Есть вопрос признания Абхазии и Южной Осетии, которым Янукович публично сочувствовал. Но между словами оппозиционера и делами президента – дистанция огромного размера. Даже Лукашенко – партнер России по находящемуся в летаргическом состоянии Союзному государству – уже полтора года не решает признать их независимость, не желая ссориться с Западом, с которым только недавно начал выстраивать отношения. Тем менее удобно это будет делать Януковичу, который открыто декларирует необходимость для Украины европейской интеграции, пусть и с оглядкой на Россию. Для Кремля же признание республик – вопрос принципиальный; иначе Россия не стала бы тратить силы и средства на стимулирование крохотного государства Науру. Правда, если Лукашенко полностью контролирует свой парламент (и ссылки на самостоятельную позицию законодателей вызывают в Кремле только раздражение), то Янукович, наверное, сможет сослаться на нежелание депутатов плюралистичной украинской Рады.

Есть вопрос статуса русского языка – эта тема считается в Москве политической. Конституцию ради придания ему характера государственного, Янукович менять не намерен. Максимум, что возможно – официальный статус на муниципальном уровне на Юго-Востоке страны; понятно, что Россия хотела бы большего. Вопрос о Черноморском флоте тоже непрост – Янукович говорит о том, что может решить его на основе предложений Дмитрия Медведева о новой архитектуре европейской безопасности. Однако пока что абсолютное большинство европейских стран относятся к этой инициативе без энтузиазма, и вряд ли ситуация изменится в будущем. Похоже, что вязкие консультации о судьбе флота будут продолжаться, и существенного прогресса в ближайшем будущем ожидать не приходится. Впрочем, и эпатирующих действий со стороны украинских властей по отношению к флоту в случае победы Януковича станет меньше. Только устроит ли такая программа-минимум Кремль?

В общем, Янукович будет для России непростым партнером – равно как, впрочем, и любой украинский политик из числа реальных кандидатов на пост президента, как и белорусский лидер, любящий поговорить о славянском братстве. Эта проблема объективна – новые государства «отталкиваются» от России при формировании собственной идентичности и проведении своего политического курса. Другое дело, что одни лидеры делают это жестче, даже провоцируя резкий конфликт, а другие, напротив, ориентированы на смягчение противоречий, хотя бы внешнее (что совершенно не исключает всплесков негативных эмоций и наличия конфликтных ситуаций). Янукович, как и Лукашенко, принадлежит ко второй категории, тогда как Тимошенко на разных этапах своей карьеры придерживалась противоположных позиций, исходя из собственных прагматических интересов. Таким образом, завышенные ожидания при любом исходе второго тура для России были бы неуместны.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net