Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

18 декабря в публичном пространстве появилась информация о прошедших обысках в доме Михаила Гуцериева и связанных с ним компаниях. При этом представитель группы «Сафмар» опроверг информацию об обысках: «Все компании группы «Сафмар» и ее руководитель Гуцериев работают в штатном режиме». Сам Гуцериев в интервью РЕН ТВ назвал сведения об обысках провокацией.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

20.01.2010 | Татьяна Становая

Преемник Козака

Вчера, спустя два месяца после соответствующего обещания, президент, наконец, объявил о назначении спецуполномоченного по делам Северного Кавказа. Вопреки ожиданиям, им оказался не силовик и не «авторитетный» кавказский бизнесмен, а губернатор Красноярского края Александр Хлопонин. Заниматься проблемным регионом, который выведен в новый Северо-Кавказский федеральный округ, он будет в ранге полпреда президента и одновременно вице-премьера правительства. Главной же задачей станет восстановление нормальной социально-экономической жизни региона и помощь в привлечении инвестиций. Учитывая, что решение принято с заметным опозданием после анонса, можно предположить, что изначальные намерения президента были пересмотрены, а текущие выразились в более импровизированном виде.

Решение президента в отношении Северного Кавказа оказалось очень многослойным. Во-первых, образуется новый федеральный округ – Северо-Кавказский. Туда войдут все кавказские регионы, а также Ставропольский край. Краснодарский край и Адыгея, Астраханская, Волгоградская и Ростовская область, а также Калмыкия останутся в Южном округе, полпредом в котором является бывший Генпрокурор и бывший министр юстиции Владимир Устинов. Конечно, определенная логика в выделении кавказского региона есть – здесь своя специфика экономики и управления, традиционный уклад жизни и преобладающее мусульманское население. Однако это объяснение подходит, скорее, для публичного обоснования. Реально еще несколько гораздо менее проблемных регионов не сильно помешали бы полпреду заниматься Северным Кавказом. Скорее всего, в данном случае на лицо очередное проявление неэффективности системы управления и кадровой политики: Кремль посчитал, что проще будет создать новый округ, чем менять Устинова – человека с амбициями и занятной карьерной историей (известно, что он также претендует на пост губернатора Краснодарского края, к чему Кремль пока точно не готов). Но в любом случае это ослабление Устинова.

Во-вторых, Хлопонин получит должность не только полпреда, но и вице-премьера правительства России. Вот это, пожалуй, самая главная загадка и интрига новой должности и ее перспектив. Похожий опыт уже был использован относительно недавно: в сентябре 2004 года была создана особая федеральная комиссия по Северному Кавказу, которую возглавил полномочный представитель президента в Южной федеральном округе Дмитрий Козак. Тогда Козак получил беспрецедентные полномочия: он был наделен правом координировать действия ряда федеральных гражданских министерств, а по определенным функциям - силовых правоохранительных ведомств. Это было по статусу приравнено к уровню вице-премьера по Северному Кавказу.

Однако в итоге Козак остался все-таки полпредом, который не сумел встроиться в вертикаль исполнительной власти. Комиссия по Северному Кавказу оказалась малоэффективной и полпреду не удавалось выйти через нее на эффективные механизмы взаимодействия с основными министрами. Причем в то время это было создано в условиях моноцентризма, когда президентом был Владимир Путин. Сейчас два лидера и ситуация кажется как минимум более сложной.

Хлопонин, в отличие от Козака, формально получил статус вице-премьера. Как заявил вчера Дмитрий Медведев, обращаясь к Хлопонину, в «Ваших руках будут полномочия экономического порядка, полномочия, связанные с исполнением обязанностей вице-председателя правительства России, а с другой стороны, полномочия, связанные с исполнением обязанностей президентской вертикали, то есть те полномочия, которые традиционно принадлежат представителю президента в федеральном округе, - по кадрам, по работе с силовыми и правоохранительными структурами и по всем тем другим вопросам, которые находятся в ведении полномочного представителя», - отметил глава государства. То есть в экономических вопросах Хлопонин будет подчиняться Владимиру Путину как главе правительства, а в вопросах безопасности – Дмитрию Медведеву как президенту.

В какой мере такая конструкция окажется жизнеспособной, пока сказать трудно. Все будет зависеть от того, в какой степени он сумеет аккумулировать свое влияние внутри правительства. Проблема состоит в том, что Хлопонин занял пост вице-премьера как менеджер, в то время как большинство членов правительства и другие вице-премьеры – фигуры политические. Опыт назначения менеджера уже был: это вице-премьер Александр Жуков, который с годами растерял и влияние, и полномочия и сегодня кажется наиболее слабой фигурой среди заместителей Путина. В данном случае неформальный вес будет иметь большое значение.

В то же время тот факт, что Хлопонин подчиняется и Медведеву, также имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, он может апеллировать к президенту в случае сопротивления внутри правительства. Однако, с другой стороны, маневрирование между двумя начальниками может стать своего рода дестабилизирующим фактором, источником внутриэлитных конфликтов. В итоге есть опасность, что полноценным вице-премьером Хлопонин так и не станет, оставшись преимущественно полпредом. То, насколько полпреды в России эффективны, хорошо известно.

Наконец, одним из важных недостатков этого решения является отсутствие у Хлопонина опыта работы на Северном Кавказе и понимания специфики региональной экономики и механизмов принятия решений. Конечно, в прессе уже много сказано о том, что Хлопонин «внешний», богатый (а значит не подкупный), хороший менеджер. Однако все-таки Кавказ требует особого подхода. Вряд ли все это не понимал президент, когда принимал решение. И все это указывает лишь на то, что нынешний маневр похож на импровизацию и попытку переиграть изначально задуманные планы. А это уже половина провала.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

В Никарагуа свыше 40 лет с краткими пере­рывами на вершине власти находится революционер, испытан­ный в боях - Даниэль Ортега Сааведра. Он принимал активнейшее участие в свержении отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) диктатуры Анастасио Сомоса Дебайло 19 июля 1979 года.

В самом начале октября страна забурлила. Поводом резкого обострения ситуации в Эквадоре, расположенном по обе стороны экватора, явилось решение властей отпустить цены на горючее, что привело к повышению стоимости жизни, в частности, проезда на общественном транспорте.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net