Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.01.2010 | Алексей Макаркин

«Первая сотня» кадрового резерва Дмитрия Медведева

Почти год назад, 17 февраля 2009 года, был обнародован список ста человек, вошедших в «резерв управленческих кадров, находящихся под патронатом президента России». Это событие стало знаковым в публичном пространстве – впервые был обнародован состав «номенклатурного» кадрового резерва, который существовал и ранее, но не носил «гласного» характера. При этом фигуранты «первой сотни» действительно подбирались по меритократическому принципу из числа как государственных служащих, так и людей, работающих в частных структурах. В конце прошлого года было опубликовано продолжение списка – на 500 фамилий – которое было куда более противоречивым. Наряду с перспективными менеджерами в него входили политики со скандальной репутацией типа «жириновца» Абельцева или «единоросса» Шлегеля. Предполагалось, что «кадровый резерв» будет включать в себя тысячу человек, но фамилии остальных четырехсот обнародованы так и не были. По данным СМИ, это было связано с еще более сложной репутацией некоторых «выдвиженцев», оказавшихся не в ладах с законом.

Чиновники-модернизаторы

Похоже, что, несмотря на обнародование второй части списка, основной является все же первая, на которую наблюдатели продолжают ориентироваться при анализе кадровой политики российской власти. Показательно, что Дмитрий Медведев, упоминая о «кадровой тысяче», все же концентрирует внимание на сотне. 24 декабря прошлого года в интервью руководителям федеральных телеканалов президент заявил: «Я сформировал список из тысячи перспективных, приличных, на мой взгляд, интересных людей, которые могли бы занять высокие должности в нашей стране, причем не только в политике, но и в бизнесе, и в других структурах, которые являются определяющими для существования нашего государства. Так вот из первой сотни уже двадцать восемь человек назначены на должности. Честно сказать, я даже не ожидал, что это произойдет так быстро. Это здорово, практически треть уже получила назначения. Это действительно современные и достаточно молодые люди, которые хотят работать в самых разных сферах нашей жизни». Через несколько дней после этого состоялось еще одно назначение из «первой сотни» - Анатолий Бровко стал волгоградским губернатором. А в январе 2010 года Андрей Саватюгин стал заместителем министра финансов.

Концепция «первой тысячи» понятна – модернизационный проект Дмитрия Медведева нуждается в акторах, в серьезном кадровом обеспечении. В то же время государственная служба в целом в силу своей природы инерционна и такую функцию выполнять не в состоянии. Это не означает, что чиновники по определению являются противниками перемен, тем более активными – госслужба по определению носит конформистский характер. Скорее, они дистанцируются от изменений, готовы активно поддерживать лишь те из них, которые им непосредственно выгодны, но при этом не выступают в качестве сознательной и организованной оппозиции. Однако, как показывает исторический опыт (например, России середины XIX века), госслужба может выдвинуть из своих рядов передовой слой администраторов, не только идеологически поддерживающих модернизационные изменения, но и обладающих достаточными знаниями для участия в их инициировании и реализации. В России Александра II этот слой называли либеральной бюрократией, и он был дистанцирован как от требовавшей немедленных перемен радикальной интеллигенции, так и от консервативной части истеблишмента.

Серьезной проблемой либеральной бюрократии (не только в царской, но и в современной России) является узость этого слоя, недостаток профессиональных кадров, способных проявлять не только компетентность, но и инициативу. В XIX веке это привело к «истончению» этого слоя при усилении его оппонентов справа и слева, что способствовало замедлению модернизационных процессов, сокращению базы их поддержки. Проблему дефицита кадров Медведев стремится решить путем включения в «резерв» представителей бизнеса, однако их сколько-нибудь заметного перехода на госслужбу в минувшем году не наблюдалось. Карьеры госслужащих и представителей частного сектора обычно развиваются в «своих» секторах, что в значительной степени связано с их спецификой.

В то же время характер продолжения списка свидетельствует не только о том, что численность либеральной бюрократии ограничена. Речь идет о партийных интересах – при формировании «первой сотни» не были учтены интересы «Единой России», возглавляемой премьером – в том числе и ее «молодежной части», тесно связанной с движением «Наши» (большинство молодых думцев-«единороссов» как раз принадлежат к этой категории). Игнорировать их при дальнейшей работе над списком было уже невозможно, однако характер диалога президента с системной оппозицией привел к тому, что в числе «резервистов» оказались и ее представители, включая «соколов Жириновского».

История назначений

При ближайшем рассмотрении выясняется, что не все из трех десятков сменивших должности представителей «первой сотни» продвинулись наверх. Несколько фигурантов «первой сотни» получили назначения, которые вряд ли можно рассматривать как повышение. Например, президент «Вымпелкома» Александр Изосимов был назначен на пост главного исполнительного директора «Вымпелком Лтд.», созданного для объединения активов компаний Altimo (структура «Альфы») и Telenor в украинском операторе мобильной связи «Киевстар» и российском ОАО «Вымпелком». Впрочем, если процесс объединения завершится успешно, то Изосимов может стать главой новой «мегакомпании». Бывший гендиректор госучреждения «Дороги России» Олег Шахов стал вице-президентом центра «Стратегия». Олег Белозеров сменил должность главы Федерального дорожного агентства на примерно равноценную – заместителя министра транспорта. А бывшая министр финансов Калининградской области Елена Матвеева по семейным обстоятельствам переехала в Москву, где, по неофициальной информации, должна была занять пост в одной из бизнес-структур, которая имеет отношение к контролируемому губернатором Георгием Боосом светотехническому холдингу. Однако таких случаев немного.

Кроме того, два кандидата, по данным издания «Русский Newsweek», попали в «сотню» в последний момент. Речь идет о Гарри Минхе и Андрее Турчаке, которые должны были получить новые назначения – соответственно, представителя президента в Госдуме и губернатора Псковской области. Такое решение было необходимо для усиления демонстрационного эффекта – чтобы уже в первые дни после обнародования списка появились примеры значимых назначений.

Более важно другое. Изначально «первая сотня», как отмечалось выше, состоит под патронатом Медведева, но президент лишь аккумулировал кадровые приоритеты различных властных структур. Речь идет как о президентской, так и о правительственной составляющих номенклатуре, причем новые назначения нередко осуществляются на недостаточно публичные посты. При этом многие кандидаты являются непосредственными протеже ключевых фигур государственного аппарата (например, упомянутый выше Саватюгин – давний сотрудник Алексея Кудрина).

Обращает на себя внимание, что в прошлом году были назначены три новых руководителя департаментов аппарата правительства, причем все – из «первой сотни» кадрового резерва, но с разными карьерными путями. Руководитель правового департамента Анастасия Ракова (родилась в 1976 году) работала в Тюменской области и администрации президента под руководством Сергея Собянина. После его перехода в правительство недолго занимала пост заместителя министра регионального развития, а затем заняла нынешний пост, находящийся в непосредственном ведении Собянина. Главой департамента промышленности и инфраструктуры после перехода Александра Мишарина на должность губернатора Свердловской области стал Максим Соколов (родился в 1968 году), бывший на 9 лет моложе своего предшественника. Еще в начале прошлого года Соколов возглавлял комитет по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга, а затем стал руководителем более значимой городской структуры - комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ), который покинул Сергей Бодрунов. Судьба Бодрунова (не входившего в «сотню») может быть примером проблем выходца из бизнеса, непосредственно пришедшего во власть – он не вписался в управленческую команду и весьма нетактично выступил по городскому телевидению. С этим был связан его быстрый уход с госслужбы. В свою очередь, Соколов провел на своем новом посту чуть больше месяца, но не только остался на госслужбе, но и переехал в Москву с новым существенным повышением.

В прошлом году был создан новый департамент в аппарате правительства – информационных технологий и связи – который возглавил Константин Носков (родился в 1978 году). После окончания Высшей школы экономики, он с 2003 по 2008 годы работал в Минэкономразвития. В этом ведомстве он занимал ряд должностей, вплоть до заместителя директора департамента бюджетирования по результатам и сводного финансового баланса, после чего перешел на работу в аппарат правительства – вначале заместителем директора департамента региональной политики. Сейчас он должен заниматься проблемами создания «электронного правительства», являющимися составной частью комплексного процесса модернизации.

Несколько значимых назначений произошли вне государственной службы, но в структурах, контролируемых государством. Так, в соответствии с указом президента на базе московского ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» создано ОАО «Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем» («Российские космические системы»). В состав ее также вошли московские ОКБ МЭИ, НИИ Точных приборов и Космического приборостроения, подмосковные НПО Измерительной техники и НПО «Орион», пензенский НИИ Физических измерений. Генеральным директором и генеральным конструктором новой госкорпорации назначен Юрий Урличич, конструктор системы ГЛОНАСС, ранее возглавлявший ФГУП, ставший основой для новой фирмы.

Помощник полпреда президента в Сибирском федеральном округе Олег Бударгин возглавил Федеральную сетевую компанию, образованную в результате реформы РАО ЕЭС. Ранее он был мэром Норильска и губернатором Таймырского автономного округа, но после ликвидации округов на территории Красноярского края фактически остался не у дел. Сейчас он получил должность федерального уровня. Борис Ковальчук стал руководителем компании «Интер РАО ЕЭС», также созданной после реформы РАО – впрочем, его назначение объясняется не столько участием в «первой сотне», сколько другими причинами. Он является сыном давнего друга Владимира Путина банкира Юрия Ковальчука, а ранее курировал в правительстве национальные проекты, работая под непосредственным руководством нынешнего президента. Однако самым значимым назначением в «государственном бизнесе», полученном представителем «первой сотни», стала должность президента алмазной компании АЛРОСА, которым стал Федор Андреев, ранее являвшийся вице-президентом ОАО РЖД по финансовым вопросам.

Обращают на себя внимание региональные назначения из «первой сотни». Александр Бровко стал губернатором Волгоградской области. Отставка ее губернатора Максюты считалась предрешенной из-за ослабления его позиций как на региональном, так и федеральном уровнях. Однако фаворитом в этом регионе был Валерий Язев, поддержанный «Газпромом», с которым он тесно связан в течение многих лет. Однако Медведев выбрал самого малозаметного на федеральном уровне, но хорошо известного в регионе кандидата. Бровко в прошлом году исполнилось 43 года. В течение ряда лет он был топ-менеджером крупных предприятий, входящих в группу МДМ, в том числе директором Волжского трубного завода, находящегося на территории Волгоградской области; его работа на этом посту оценивалась специалистами как успешная, под руководством Бровко были реализован ряд крупных проектов. В 2005-2006 годах он возглавлял некоммерческое партнерство «Агентство инвестиций и развития Волгоградской области», в сентябре 2006 года стал заместителем губернатора. Он не является напрямую «человеком ЛУКОЙЛа», но его кандидатура – как члена команды Максюты – являлась наиболее приемлемой для Вагита Алекперова в ситуации, когда сохранить нынешнего губернатора на своем посту было невозможно.

Главой республики Коми стал 43-летний Вячеслав Гайзер, долгое время работавший в банковских учреждениях этого регион (последняя должность – председатель правления КБ «Коми социальный банк»). С 2003 года был министром финансов республики, в следующем году, одновременно, стал вице-премьером, а уже после включения его фамилии в список – первым вице-премьером. В начале нынешнего года он сменил на своем посту Владимира Торлопова, изначально считавшегося фаворитом.

Есть и кадровые решения меньшего масштаба. Выдвиженец Дмитрия Козака Павел Бородин, работавший в правительственном департаменте регионального развития, стал заместителем директора Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства. Татьяна Попова из Минэкономразвития (ранее – член Совета Федерации от Пермской области) сейчас является заместителем руководителя другой госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ. Первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области Евгений Редин стал вице-губернатором в своем регионе. 34-летний депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Терентий Мещеряков был назначен на должность главы администрации Фрунзенского района города, в котором провел детство и юность президент Медведев.

Малозамеченным прошло примечательное новое назначение Андрея Ярина. Бывший глава правительства Кабардино-Балкарии (а до этого первый вице-премьер Чечни в правительстве Бабича, не сработавшегося с кланом Кадыровых), он перешел на федеральный уровень, став руководителем аппарата Александра Беглова. Отметим, что Беглов - заместитель руководителя администрации президента и один из ближайших сотрудников Медведева, ответственный как за президентскую канцелярию, так и за организацию региональных приемных главы государства. Видимо, это далеко не предел карьеры Ярина с учетом его опыта работы на Кавказе, а также высоких оценок деятельности. По словам президента Кабардино-Балкарии Арсена Канокова, «его стиль руководства, весьма динамичный и довольно жесткий, в то время оказался очень востребован и принес свои плоды. Он был сильным премьер-министром».

Некоторые назначения в рамках «первой сотни»

 

Год рождения

Прежняя должность

Новая должность

Федор Андреев

1966

Вице-президент ОАО РЖД

Президент АК «АЛРОСА»

Анатолий Бровко

1966

Вице-губернатор Волгоградской области

Губернатор Волгоградской области

Олег Бударгин

1960

Помощник полпреда в Сибирском федеральном округе

Председатель правления Федеральной сетевой компании

Вячеслав Гайзер

1966

Первый заместитель главы республики Коми

Глава Республики Коми

Борис Ковальчук

1977

Руководитель департамента аппарата правительства

Руководитель ОАО «Интер РАО ЕЭС»

Константин Носков

1978

Заместитель руководителя департамента аппарата правительства

Руководитель департамента аппарата правительства

Анастасия Ракова

1976

Заместитель министра регионального развития

Руководитель департамента аппарата правительства

Алексей Саватюгин

1970

Директор департамента министерства финансов

Заместитель министра финансов

Максим Соколов

1968

Председатель комитета в правительстве Санкт-Петербурга

Руководитель департамента аппарата правительства

Андрей Ярин

1970

Премьер-министр Кабардино-Балкарии

Глава аппарата заместителя руководителя администрации президента

Будущие назначения

Некоторые участники «первой сотни» фигурировали в качестве кандидатов в губернаторы, но их назначения не состоялись – речь идет о депутате Госдумы Игоре Баринове (кандидат в губернаторы Курганской области) и председателе правительства Пермского края Валерия Сухих (кандидат в губернаторы Приморского края). Неофициально их участие в губернаторских списках объясняется стремлением «раскрутить» перспективные региональные фигуры. Однако в случае с Сухих дело может быть сложнее – после трагедии в пермском клубе «Хромая лошадь» правительство области ушло в отставку. И хотя карьере Сухих, видимо, ничего особенного не угрожает (на него никто не возлагает ответственности за ЧП), но все равно его новое столь быстрое назначение в этой ситуации было невозможным. Скорее всего, и Баринов, и Сухих в обозримом будущем получат новые посты. Тем более, что оба они принадлежат к тем категориям кандидатов, которые пользуются расположением Медведева. Первый – в прошлом офицер группы «Альфа», участник боевых операций на Северном Кавказе, был трижды ранен (напрашивается параллель с другим спецназовцем Юнус-Беком Евкуровым, ставшим президентом Ингушетии). Второй занимался бизнесом в области фармацевтики, долгое время возглавлял Пермскую городскую думу, затем был вице-губернатором. В 2008 году возглавил региональное правительство.

Еще один возможный кандидат на новое назначение из «первой сотни» – Максим Акимов, нынешний вице-губернатор Калужской области. В ноябре его кандидатура была предложена на пост курского губернатора. Его биография типична для регионального представителя, вошедшего в «первую сотню». Выпускник истфака Калужского пединститута, он недолго занимался бизнесом, а в 1996 году в возрасте 26 лет перешел на государственную службу в своем регионе. Возглавлял областную комиссию по рынку ценных бумаг, затем был одним из руководителей областного департамента экономики и промышленности и комитета государственного имущества. Недолго был министром экономического развития области, а затем перешел на должность городского головы (мэра) Калуги, в этом качестве был протеже областной власти. В 2007 году губернатор Артамонов вернул его в региональную администрацию на должность своего заместителя. В этой должности занимается широким кругом вопросов - формированием и реализацией экономической, финансовой и инвестиционной политики, осуществлением на территории области приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Калужская область считается более экономически «продвинутой», чем Курская, управляемая бывшим коммунистом, а ныне «единороссом» Михайловым. В частности, в 2008 году в калужскую экономику привлечено более 1,5 млрд долл. иностранных инвестиций.

Есть основания полагать, что часть назначений последует и из второй части списка – на 500 человек, особенно в том случае, когда речь идет о «государевых людях» (молодой питерский юрист Юрий Любимов уже стал заместителем министра юстиции). Однако вряд ли речь может идти о «кадровых революциях» - скорее, о дополнительном стимулировании продвижения чиновников, которые и без этого в обозримой перспективе получили бы новые посты. Кроме того, возможна институционализация резерва. По информации издания «Русский Newsweеk», в аппарате правительства рассматривается вопрос принятии закона о кадровом резерве, в котором могли бы быть определены правила ротации участников резерва. К примеру, могут быть установлены предельные сроки пребывания резервистов в списке, освобождение «резервистов» от участия в конкурсах на замещение должностей в ведомствах. В любом случае, речь идет о долгосрочном проекте российской власти, политически особенно важном для президента, связавшего с ним своем имя.

Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net