Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

Арест зампреда правления Пенсионного фонда России Алексея Иванова связан с историей крушения бизнеса братьев Алексея и Дмитрия Ананьевых. Иванов ранее был топ-менеджером компании «Техносерв», основанной Ананьевыми – в ней прошел обыск в связи с делом Иванова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

29.01.2010 | Алексей Макаркин

Украинские выборы и газовые перспективы

Газовый вопрос – один из главных в современных российско-украинских отношениях, волнующий также и западных потребителей энергоносителей. Представляется, что любой результат второго тура украинских выборов не приведет к изменению основного подхода России к этим отношениям – необходимости перехода на мировые цены. Возврата к временам Леонида Кучмы, когда в обмен на обещания политической лояльности российская сторона удерживала цену на уровне $49 за тысячу кубометров, больше не будет. Обещаниям украинских политиков Россия верить более не склонна, так как те нередко склонны их нарушать.

Гибкость российской позиции ограничится «белорусским вариантом», когда в обмен на конкретные уступки следует ответные шаги, но не по фиксированию низкой цены, а по смягчению подхода к газовому вопросу. Москва готова «войти в положение» украинской стороны, но в ограниченных масштабах (как это, например, произошло со штрафами). Впрочем, возможностей для уступок у Украины при любом президенте меньше, чем у Александра Лукашенко. Если белорусская сторона после длительного торга все же согласилась на приватизацию «Белтрансгаза», то в Украине это запрещено законом, принятым в президентство Виктора Ющенко. И любая попытка его пересмотра может привести к серьезному внутриполитическому конфликту, не только стандартным обвинениям в адрес власти со стороны оппозиции в предательстве национальных интересах, но и блокированию работы парламента, и массовым акциям протеста (благо, украинские политики имеют большой опыт в этом деле).

Пока что победа любого кандидата создает для России определенные риски в газовом вопросе, причем больше их, как ни странно, в случае успеха Виктора Януковича, выступающего за пересмотр газовых контрактов. У Януковича есть свое представление о справедливой цене российского газа для Украины – $70 за тысячу кубометров (для справки - сейчас цена более чем в три раза выше). Об этом он заявил, выступая в декабре перед рабочими химзавода «Стирол» в Горловке Донецкой области. Одновременно он утверждает, что Украина должна принимать участие как в строительстве «Северного», так и «Южного потока», но не объясняет, каковы могут быть формы такого участия (понятно, что в качестве инвестора Украина выступить не может).

Россия отреагировала на эту предвыборную риторику победителя первого тура достаточно жестко. Президент Дмитрий Медведев категорически выступил против пересмотра газовых договоренностей с Украиной, назвав подобные предложения «абсолютно безответственными». А «Газпром» объявил о том, что его юридический департамент уже приступил к подготовке стратегии защиты в судах газовых соглашений. Разумеется, Янукович понимает всю сложность ситуации. Пока он делал предвыборные оптимистические пророссийские заявления, анонимные источники в Партии регионов Украины прозрачно намекали на возможность нового газового конфликта. По мнению одного из таких источников, Украина может добиться уступок от России, опираясь прежде всего на свой статус монопольного транзитера газа. Он утверждает, что в «Газпроме» не заинтересованы в прекращении поставок украинского газа в страны Евросоюза, поскольку убытки в этом случае ложатся на российскую монополию, а не на украинскую сторону. Возможно, речь идет о проведении ремонтных работ в газотранспортной системе Украины по образцу аналогичных действий России в нефтяной сфере в отношении Литвы (когда прекращение поставок нефти было мотивировано ремонтом нефтепровода «Дружба»).

Риски в случае победы Юлии Тимошенко носят иной характер. Она декларирует необходимость выполнения газовых соглашений, но не указывает, за счет каких средств можно этого достичь. По мнению специалистов, отсутствующие средства можно получить за счет пересмотра итогов украинской приватизации, при которой активы были проданы по заниженным ценам. Однако такой передел может привести к резкому обострению внутриполитической ситуации, так как основные олигархические кланы обладают мощным политическим влиянием – это, в свою очередь, может негативно сказаться на способности Украины выполнять свои обязательства. Далеко не обязательно также, что в условиях кризиса и политической нестабильности Тимошенко сможет перепродать активы по высокой цене, даже если ей удастся начать передел собственности.

Похоже, что и Тимошенко, видимо, не исключает возникновения напряженности в отношениях с Россией. Показательно, что в 2009 году в украинские подземные газовые хранилища был закачан рекордный объем газа – около 26 млрд кубометров. Общий объем находящегося в них газа на 1 октября 2009 года достиг 27,5 млрд кубометров, а в нынешнем году планируется закачать еще 3,77 млрд кубометров. Все это напоминает создание «страхового фонда», который может быть использован в ходе нового конфликта.

При любом результате выборов возможна реанимация идеи о создании консорциума по управлению газотранспортной системой Украины с участием российской стороны. Этот проект был согласован осенью 2004 года, в премьерство Януковича, но стал неактуальным после «оранжевой революции». Теперь Янукович прямо предлагает вернуться к нему. Что касается Тимошенко, то ее возможности выдвигать инициативы такого рода были ограничены необходимостью борьбы за голоса избирателей Запада страны, где подобные идеи крайне непопулярны. Но и ее правительство выступило за привлечение России к реализации проекта модернизации ГТС. А в ноябре российский министр энергетики Сергей Шматко прямо заявил, что возможность участия России в этом проекте будет предусмотрена новым межправительственным соглашением двух стран.

Напомним, что в марте прошлого года Украина и Евросоюз подписали декларацию о реконструкции газопроводов, что вызвало резко негативную реакцию Москвы, которая посчитала себя обойденной. После ухода жестко антироссийского президента Ющенко открываются возможности для компромиссов в данной сфере, хотя и в результате жесткого торга. Если Россия заинтересована в условиях, сформулированных в 2004 году (создание консорциума на паритетных началах с Украиной), то Тимошенко, а, возможно, и Янукович в случае победы на выборах могут настаивать на более сложной схеме, предусматривающей обязательное вхождение в число участников консорциума европейцев, причем не за счет размывания украинской доли. Вопрос в том, согласится ли на это Россия, и сможет ли будущий президент конструктивно сотрудничать с правительством и парламентом с тем, чтобы этот проект не был «похоронен» из-за ставших уже привычными внутриукраинских конфликтов.

Алексей Макаркин - первый вице-президент Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net