Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

01.02.2010 | Татьяна Становая

Россия и США: риск разочарований

«Перезагрузка» между Россией и США на фоне торможения процесса подготовки главного документа – СНВ-2, подвергается постоянным испытаниям. В отсутствие выработанной позитивной повестки дня сотрудничество по важнейшим темам для обеих сторон продвигается противоречиво. На прошедшей неделе впервые после августовской войны в Грузии 2008 года было возобновлено военное сотрудничество между Россией и НАТО. Однако несмотря на позитивное движение и наличие реальных итогов из-за большого количества стратегических разногласий между Россией и Западом одновременно начинают формироваться риски завышенных ожиданий со стороны России.

«Перезагрузки» отношений между Россией и США и отхода новой администрации США во главе с Бараком Обамой от жесткого внешнеполитического курса Джорджа Буша на российском направлении, оказалось достаточно для того, чтобы Кремль отказался от «враждебной риторики» и при этом начал рассматривать создавшуюся реальность с точки зрения новых возможностей взаимодействия. Однако в такой ситуации заложены риски, которые не стоит не только недооценивать, но и не переоценивать. Переоценка рисков может быть связана с эффектом «дежа вю», переносом на современную ситуацию реалий 2001-2005 годов, когда Россия была партнером США по антитеррористической коалиции, что, однако, привело к значительным разочарованиям. Сейчас США не ориентированы на активную экспансию, сторонники которой из числа неоконсерваторов остались не у дел, что объективно снижает напряженность в двусторонних отношениях (так, украинская избирательная кампания не привела, в отличие от 2004 года, к поляризации позиций России и США). Кроме того, изменился тренд в самой России, где охранительные «антиоранжевые» тенденции уступили место стремлению к модернизации, которую невозможно провести в условиях конфронтации с Западом – носителем современных технологий.

Серьезные психологические изменения в двусторонних отношениях отметил министр иностранных дел России Сергей Лавров, традиционно не относившийся к числу «голубей». Говоря о договоре об СНВ, подготовка которого вышла на финишную прямую, он заявил: «Новый договор заключается в эпоху, когда между нашими странами доверие резко укрепилось, когда можно вести дела друг с другом исключительно на основе равноправия и учета интересов друг друга, на основе строгой паритетности во всем». Однако есть и другая проблема – недооценки рисков, связанной с эффектом завышенных ожиданий. Поэтому серьезный анализ рисков все равно остается актуальным.

Во-первых, это касается несоответствия реальных возможностей России по подключению к актуальной повестке дня НАТО, начиная с афганской темы и заканчивая выработкой стратегии альянса. Важнейшим событием прошедшей недели стало первое после окончания военных действий на Южном Кавказе заседание Совета Россия-НАТО на уровне начальников Генштабов. Главным вопросом на нем стало сотрудничество в Афганистане. Как заявил «Коммерсанту» постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин, главный упор был сделан на Афганистане как единственном направлении сотрудничества, которое не было свернуто в 2008 году. Значимым позитивным сигналом со стороны России стало ее согласие на амнистию умеренных талибов, которые втягиваются в легальную политическую жизнь страны. Ранее Россия занимала жесткую позицию по этому вопросу, что было крайне невыгодно американцам, так как препятствовало легализации деятелей, которые уже давно и тесно с ними сотрудничают, и на которых они делают серьезную ставку в вопросе раскола «Талибана». Взаимодействие по Афганистану действительно становится доминирующим фактором политического сближения между Россией и НАТО.

Потребность НАТО и США в помощи России на афганском направлении воспринимается в Москве как возможность расширить коридор сотрудничества с учетом интересов как российского государства, так и бизнеса, что настороженно встречается на Западе. Как писал «Коммерсант», Россия претендует на восстановление в Афганистане 142 промышленных и инфраструктурных объектов, построенных в стране советскими специалистами. По словам дипломатического источника газеты в Москве, Россия рассчитывает, что восстановление этих объектов удастся зафиксировать в итоговом документе лондонской конференции как одну из приоритетных целей мирового сообщества для восстановления Афганистана. При этом Москва просит допустить российские компании к восстановлению объектов без конкурса и на средства союзников США по антитеррористической коалиции. По словам Рогозина, работу российских компаний могли бы оплатить те страны, «которые имеют много денег, хотят помочь Афганистану, но не готовы отправлять солдат». «Какая страна и сколько даст - это уже вопрос к нашим западным партнерам», - отмечает он. В МИД Великобритании в преддверии Лондонской конференции по Афганистану «Коммерсанту» неофициально заявили, что приоритетом в экономическом восстановлении для Запада является развитие в Афганистане сельского хозяйства. «Часть объектов должна быть восстановлена, но весь процесс должен проводиться прозрачно и на конкурсной основе», - сказал газете другой западный дипломат.

Не удается России добиться успехов и на других направлениях: убедить НАТО в целесообразности проведения постоянных консультаций по Афганистану именно на площадке Совета Россия-НАТО (в НАТО эти намерения рассматривают как неадекватное вмешательство в дела альянса). А также добиться от НАТО признания ОДКБ как партнера в борьбе с производством наркотиков и наркотрафиком из Афганистана, создания так называемого «пояса безопасности», признания полноценными альтернативных площадок, на которых могут обсуждаться проблемы Афганистана – прежде всего ШОС, где Афганистан (и Пакистан) являются наблюдателями. Все это является своего рода политической повесткой дня России, нацеленной на значительное качественное расширение своей роли на афганском направлении. Доминантным игрокам США и НАТО, это, безусловно, не нравится, так как они считают подобный обмен неэквивалентным.

В НАТО также без особого энтузиазма воспринимают стремление России подключиться к выработке долгосрочной стратегии НАТО. С достаточно резким заявлением на эту тему выступила Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США, руководитель экспертной группы НАТО, которой поручена разработка новой концепции альянса. Она заявила, что «Россия является лишь одним из партнеров (НАТО), и ей не следует быть яйцом, которое учит курицу», – цитирует пресс-служба Европарламента слова Олбрайт, произнесенные ею в ходе выступления перед европейскими парламентариями в Брюсселе. Олбрайт охарактеризовала как «функциональные» отношения НАТО с Россией, находящиеся пока только лишь в «процессе инвентаризации».

Во-вторых, подготовка нового соглашения о СНВ вышла на финишную прямую, что, безусловно, является положительной новостью. Действительно, на сегодня источники, близкие к переговорам, утверждают, что стороны близки завершению процесса и договор вскоре будет подписан: декабрьское разочарование преодолено. Напомним, что тогда МИД России обвинил американскую сторону в торможении процесса. По данным источников «Коммерсанта» в МИДе, в ходе январских консультаций в Москве (российскую столицу посетили помощник Барака Обамы по вопросам нацбезопасности генерал Джеймс Джонс и глава Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США адмирал Майкл Маллен) сторонам действительно удалось снять ряд ключевых вопросов. Прежде всего, они «вышли на окончательные развязки по вопросам обмена телеметрическими данными». Сторонам также удалось согласовать один из наиболее сложных вопросов - о числе носителей. Напомним, что в июле 2009 года США предложили цифру в 1100 носителей, а Россия обозначила потолок в 500 единиц. По некоторым данным, в новом договоре диапазон сокращения носителей будет находиться в пределах 550-800 единиц. Источники «Интерфакса» в Вашингтоне сообщили, что в настоящее время нерешенными остались технические вопросы, к которым относится точное юридическое соответствие русской и английской версии договора, а также ряд вопросов, связанных с механизмами проверки.

Однако до сих пор нерешенным остается поднятый Россией вопрос об увязке в тексте договора стратегических наступательных вооружений с оборонительными, то есть с ПРО. 25 января на эту тему осторожно говорил и президент России Дмитрий Медведев, который назвал «лукавством» обсуждение «стратегических ядерных сил без ПРО». При этом он заявил, что договор об СНВ готов на 95%.

Скорее всего, сторонам удастся договориться, тем более что с обеих сторон сохранятся политическая воля, необходимая для достижения позитивного результата. Кроме того, провал переговоров станет сильнейшим ударом по позициям обоих президентов, связавших свои имена с подготовкой нового соглашения. Это невыгодно им особенно сейчас, когда рейтинг Обамы серьезно упал (крайне неприятным сигналом для него стало и поражение демократов на досрочных выборах сенатора от либерального штата Массачусетс), а Медведев предложил масштабную программу комплексной модернизации, требующую серьезной общественной поддержки. Однако уже сейчас очевидно, что в целом договор не снимет озабоченности России по поводу намерений США в сфере ПРО: новый план, предложенный Обамой в прошлом году и подразумевающий отказ от третьего позиционного района в Чехии и Польше, рождает ожидания России на подключение к обсуждению единой системы европейской ПРО. В рамках этого процесса Россия также пытается продвинуть свой проект договора о европейской безопасности, который очень прохладно встречен в НАТО. Неофициально там откровенно говорят об отсутствии предмета разговоров – российская инициатива не рассматривается всерьез. Пока Москва может рассчитывать лишь на осторожные заявления некоторых западных политиков, обещающих проявить интерес к этому проекту. Это становится своего рода формулой политкорректности в отношениях с Москвой.

Наконец, в-третьих, тормозится вступление России в ВТО. Вернувшись к своей активной позиции, подразумевающей самостоятельное вступление в организацию (вместо вступления Таможенным союзом, что было объявлено в июне прошлого года премьер-министром Владимиром Путиным, а затем осторожно дезавуировано Медведевым), Россия рассчитывала, что на фоне «перезагрузки» отношений с США, будет снять блок на вступление в ВТО со стороны Вашингтона. Однако, судя по всему, пока и эти ожидания выглядят завышенными.

27 января первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов провел встречу с Путиным по итогам совещания, посвященного формированию Таможенного союза. Как заявил Шувалов, в вопросе о присоединении к ВТО осталось небольшое число разногласий - в основном с Соединёнными Штатами. По словам первого вице-премьера, урегулирование этих разногласий позволит значительно продвинуть вперёд переговорный процесс. Таким образом, правительство снова называет США главным тормозом процесса присоединения России к ВТО. «К сожалению, до настоящего времени со стороны наших американских партнеров не последовало шагов к тому, чтобы мы искали такие развязки. Пока нам не предложено, каким образом мы будем вести переговоры», - заявил Шувалов Путину. Он также отметил, что США выдвигают на переговоры экспертов недостаточного уровня: Необходимо поднимать переговоры по конкретному направлению, то есть по поиску компромиссов, на уровень политического руководства». Таким образом, эта тема может быть переведена на уровень президентов, причем Медведев должен будет согласовывать все принципиальные позиции с Путиным.

Отношения России и США после начала «перезагрузки» значительно продвинулись: достигнуты принципиально важные договоренности по Афганистану, скорее всего, вскоре будет подписан договор об СНВ, начался диалог по вопросам развития гражданского общества. Однако возникает вопрос о том, удастся ли выработать комплексную повестку дня двусторонних отношений на длительную перспективу, которая позволит вывести отношения на стабильно позитивный уровень. Дефицит быстрых успехов может в будущем спровоцировать рост антиамериканских настроений у части правящей элиты внутри России. Хотя важнейшим тормозом на пути этой тенденции в России является новая внутриполитическая реальность (тандемократия, ослабление «силовиков», замена «имперской» повестки дня на модернизационную, неоднозначность финансово-экономического положения), в рамках которой Кремль сегодня готов действовать более прагматично и гибко.

Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net