Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

До губернаторских выборов в ряде регионов России осталась неделя. Главный вопрос, захвативший повестку вокруг единого дня голосования, – вероятность второго тура. 27 августа РБК со ссылкой на источники, близкие к Кремлю, опубликовал данные закрытых социологических исследований, проведенных для администрации президента, по результатам которых рейтинги всех врио губернаторов, участвующих в предстоящих 8 сентября выборах, позволяют им победить в первом туре.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

05.02.2010 | Сергей Белашко

Столица – тоже регион

В первом туре президентских выборов Виктор Янукович потерпел в Киеве сокрушительное поражение, набрав почти на 300 тысяч голосов меньше, чем Юлия Тимошенко. Между тем опыт пятилетней давности свидетельствует, что столица играет исключительно важную, а иногда и решающую роль в украинских политических баталиях. Так что «битва за Киев» имеет для Партии регионов и её лидера значение, которое трудно переоценить.

В ходе разбора полётов, которые имели место в столице, команда Януковича заменила 4 членов окружных избирательных комиссий, несколько сот членов участковых избиркомов и наблюдателей. Однако эта чистка «стрелочников» отнюдь не даёт ответа на вопрос, кто виноват в том, что лидер Партии регионов потерпел сокрушительное поражение в ключевом регионе Украины – столице.

Причин столь неубедительного выступления Виктора Януковича на столичном поприще несколько. Главных же, по моему мнению, две:

- основная ставка была сделана не на собственные структуры Партии регионов, а на сотрудничество с Блоком Леонида Черновецкого.

- команда Януковича не сумела предъявить внятных аргументов в пользу своего кандидата, актуальных именно для киевлян.

О том, что ставка на Леонида Черновецкого себя не оправдала, не успел высказаться разве что самый ленивый комментатор. Структура, которая дважды обеспечила убедительный результат на городских выборах, проходивших в условиях максимально острой конкуренции, в этот раз дала сбой. Впрочем, вполне вероятен и другой вариант: столичный мэр фактически саботировал кампанию Януковича в обмен на примирение с Тимошенко.

На районном уровне структуры ПР и БЛЧ зачастую конкурировали между собой либо перекладывали ответственность друг на друга. Стоит отметить, что основная роль (соответственно, и львиная доля ресурсов) в столичной кампании Януковича отводилась именно структурам Черновецкого. При этом от президентской кампании оказались отодвинуты ветераны, которые стояли у истоков ПР вместе с Николаем Азаровым и Владимиром Рыбаком. Сложилась ситуация, когда на уровне верхов все выглядело хорошо, а «внизу» шло открытое противостояние между представителями Партии регионов и людьми Черновецкого.«Старшие по домам», которые формируют «поле» Блока Леонида Черновецкого, фактически не вели агитации по домам, в лучшем случае не мешали партийным активистам. При этом широко практиковались банальные приписки. В итоге в центральный штаб до самого дня голосования шла вполне радужная картинка и по числу сторонников Януковича в Киеве, и по их высокой явке на избирательные участки. Не подтвердила свою эффективность и сеть общественных приёмных Блока Леонида Черновецкого. Как следствие, обещание «услышать каждого» для киевлян оказалось пустым звуком. Более того, городской штаб даже не удосужился проверить реестр избирателей. Из-за этого даже те киевляне, которые таки решили проголосовать за Януковича и добрались до избирательных участков, часто не могли это сделать из-за отсутствия своих фамилий в списках.

Регионалы так и не сумели навязать столичным избирателям свою повестку дня. Пресловутая «депутатская пирамида» Блока Леонида Черновецкого, которая, по идее, должна была взять на себя основную нагрузку в этом вопросе, с задачей не справилась. В отличие от 2008 года, когда городская власть из кожи вон лезла, обвиняя правительство в системном ограблении киевлян, в этой кампании и сам мэр, и его соратники, и подконтрольные СМИ вели себя довольно пассивно. В то же время, не был использован и опыт предыдущих избирательных кампаний, когда городская организация ПР вела острую полемику с «оранжевыми». Злые языки говорят, что Василий Горбаль был отодвинут от реального управления столичным предвыборным процессом по личной просьбе Леонида Черновецкого, у которого с главным киевским регионалом наблюдается затяжной конфликт с мая 2008 года.

Только после первого тура киевлянам начали раздавать газету «Метро» с портретом Януковича и обещаниями вернуть городу отнятых правительством 7,5 млрд. гривен и профинансировать строительство метрополитена из государственного бюджета. Весьма показательно, что столичному мэру в этой газете даются далеко не самые лестные оценки.

Кампания Януковича в Киеве была похожа на айсберг: «верхушка» (наружная реклама, синие палатки, брендированные раздатчики газет на входе-выходе из метро) бросалась в глаза издалека, «подводная часть» (работа с целевыми группами, обходы квартир агитаторами, расклейка листовок, проведение локальных мероприятий), которая, как известно, составляет 9/10 предвыборной работы, была не видна даже заинтересованному наблюдателю. Логично возникает вопрос: а была ли вообще эта самая «подводная часть»?

Не удивительно, что после такой работы начальник столичного избирательного штаба Януковича Виктор Сивец («в миру» – заместитель главы горадминистрации Киева) вызывает явное раздражение у многих видных регионалов. Его следы находят и в попытке захвата полиграфкомбината «Украина» . По некоторым данным, Сивец уже в декабре раздражал руководство центрального штаба, а после первого тура голосования потерял последнюю поддержку в лице Андрея Клюева.

Накануне второго тура в управлении киевской кампанией Януковича усиливается влияние Василия Джарты. Он известен как жёсткий и непубличный управленец, много лет проработал с Виктором Януковичем в Донецке и вместе с ним перебрался в столицу, выдерживает баланс между группами Ахметова-Колесникова и Фирташа-Лёвочкина. Вполне вероятно, что именно он в случае победы Януковича возглавит Секретариат Президента.

Так или иначе, команда Виктора Януковича должна в самое ближайшее время найти внятный ответ на «киевский вопрос». В противном случае, Партия регионов, независимо от исхода президентских выборов, так и будет играть в столичном политикуме роль второго плана, обеспечивая Леониду Черновецкому политическое прикрытие в обмен на удовлетворение бизнес-интересов отдельных высокопоставленных «партайгеносе».

Сергей Белашко - директор Агентства социальных коммуникаций (Киев, Украина)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net