Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Информационные технологии

05.05.2005 | Михаил Сергеев

КУДА ИДУТ ПОРТАЛЫ

Бюджетная поддержка образовательных Интернет-порталов и единой учебной информационной среды привела к возникновению в российском образовании качественно новой ситуации. Специальные Интернет-ресурсы стали неотъемлемой частью отечественной образовательной системы. Ученые, преподаватели и администраторы уже не сомневаются в пользе публикаций учебных материалов в Глобальной сети, на CD, DVD и других электронных носителях, а обсуждают пути дальнейшего развития образовательных Интернет-ресурсов и их эффективного использования в учебном процессе. Перспективы российских образовательных порталов стали главной темой круглого стола, который был организован 28 апреля Центром развития информационного общества (РИО-Центром) совместно с Американским благотворительным фондом поддержки информатизации образования и науки.

Открывая заседание круглого стола "Система российских образовательных порталов и ее роль в подготовке специалистов", президент Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки профессор Вилен Домрачев призвал экспертов сосредоточиться на анализе перспектив и проблем развития образовательных Интернет-ресурсов.

Всего на заседании в РИО-Центре были обсуждены четыре доклада:

-"Проблемы интеграции российских образовательных порталов";

-"Методика использования информационных ресурсов федерального портала "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в учебном процессе";

-"Перспективы развития образовательных порталов";

-"Концепция построения прототипа распределенного информационного-образовательного портала для лиц с нарушением опорно-двигательной системы или зрения".

Профессор ГосНИИ ИТТ "Информика" Елена Гридина в докладе "Проблемы интеграции российских образовательных порталов" подробно остановилась на целях и методах предстоящей интеграции российских Интернет-ресурсов.

Справка: ГосНИИ ИТТ "Информика" (до 1999 года Центр "Информика") - государственное научное предприятие, созданное для развития и продвижения новых информационных технологий в сферах образования и науки России. Институту делегировано право администрирования образовательного домена EDU.RU. Этот домен общего пользования предназначен для регистрации университетов, учреждений высшего образования, школ, колледжей и т.д., имеющих лицензии на образовательную деятельность, независимо от их ведомственной принадлежности.

Как сообщила Елена Гридина, процесс интеграции созданных образовательных порталов должен начаться в ближайшее время. Среди целей такой интеграции называется обеспечение исполнения общих требований, предъявляемых к качеству и форме публикуемых материалов, а также экономия средств, направляемых на обеспечение работы всей системы образовательных порталов.

Главными направлениями развития системы федеральных образовательных порталов, по мнению Елена Гридиной, должны стать: информационная интеграция с федеральными ресурсными центрами системы образования, электронными библиотеками, университетскими издательствами, информационной автоматизированной системой управления отраслью, а также снижение затрат на техническое сопровождение системы за счет уменьшения числа технологических площадок и платформ.

К задачам развития федеральной системы порталов также относится интеграция вновь создаваемых федеральных образовательных порталов и внедрение отраслевого стандарта и методических рекомендаций по рубрикаторам и метаописаниям информационных ресурсов системы федеральных Интернет-порталов.

Доклад заместителя декана Российского университета дружбы народов Василия Ванчугова был посвящен методике использования информационных ресурсов федерального портала "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в учебном процессе. По словам профессора Ванчугова, основными проблемами при использовании образовательных Интернет-ресурсов являются "разносортица" учебных материалов и неспособность некоторых студентов и преподавателей использовать современные электронные формы представления информации. Хотя информация о специализированном портале широко представлена в стенах университета, все еще есть студенты, которые ни разу не пользовались его возможностями.

По мнению замдекана РУДН, использование образовательных ресурсов сегодня во многом зависит от инициативы преподавателя. В идеальной ситуации преподаватель с помощью Интернет-портала может разгрузить собственные занятия от рутины - записывания под диктовку определений, перечня первоисточников и перечисления справочных материалов. Как сообщил Василий Ванчугов, по инициативе преподавателя на портале может быть организован форум, дискуссия и даже опрос студентов.

Таким образом, портал "Социально-гуманитарное и политологическое образование" является, по сути, виртуальным университетом, возможности которого многие студенты используют на сто процентов. Впрочем, как считает профессор, Интернет-ресурсы еще не стали полностью обязательными элементами учебного процесса, и главный результат создания портала - это появление опытной учебной площадки по гуманитарным дисциплинам, которая поддерживается на уровне федеральных ведомств.

Директор Пущинского специализированного центра новых информационных технологий Александр Симонов подчеркнул главные достоинства современных информационных технологий при организации учебного процесса: средства Интернет-образования позволяют любому человеку в любое время получить все доступные учебные материалы и даже консультации действующих преподавателей. Отличительной особенностью российского сегмента Интернет, по словам Александра Симонова, является большая доля учащихся среди постоянных пользователей Глобальной сети, а также весьма значительный ежегодный прирост отечественной Интернет-аудитории. По данным статистики, численность пользователей Сети в России увеличилась за последний год почти на 40% и составляет сегодня около 15-17 млн. человек. При этом доля учащихся и студентов российского сегмента Интернет составляет около 30%. Особую роль в росте аудитории играют образовательные ресурсы и специализированные образовательные Интернет-порталы.

Современное состояние отечественных информационных образовательных ресурсов, по мнению Александра Симонова, характеризуется наличием большого количества локальных сетей и баз данных, развитой организационной инфраструктуры информатизации, большим разнообразием содержания и форм представления, большими объемами и высокой степенью обновления, а также преобладанием неструктурированных Интернет-ресурсов преимущественно представительского назначения. При этом для образовательных ресурсов характерна большая доля низкопропускных ("медленных") каналов связи, территориально-отраслевая рассредоточенность, значительное количество и разнообразие групп пользователей, использование различных технологических платформ и прикладного программного обеспечения.

Ссылаясь на статистику каталога поискового портала Yandex, Александр Симонов продемонстрировал впечатляющий рост образовательных Интернет-ресурсов в российском сегменте Глобальной сети. В частности, по данным на март 2005 года, количество образовательных ресурсов превысило 4000 и увеличилось на 27,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Почти двукратный рост отмечен в относительно малочисленной группе Интернет-ресурсов для среднего образования. Количество научных ресурсов увеличилось за прошлый год на 49,5%, численность Интернет-ресурсов для высшего образования - на 31,6%, ресурсов для дополнительного образования - на 24,9%.

Доля образовательных ресурсов среди всех отечественных Интернет-ресурсов (по каталогу Yandex) в среднем по России составляет 11%. Почти треть (31%) из них - ресурсы для высшего образования. При этом в среднем на каждый вуз страны приходится 0,97 ориентированных на высшее образование Интернет-ресурсов. Доля ресурсов, ориентированных на получение среднего образования, в среднем по России составляет 16%, а на каждую тысячу школ приходится около 10 Интернет-ресурсов для среднего образования.

В качестве основных векторов развития образовательных порталов директор Пущинского специализированного центра новых информационных технологий называет три направления: развитие удобного доступа к образовательным Интернет-ресурсам, организация и поддержка коллективной и индивидуальной коммуникации и развитие средств персонализации доступа. Подразумевается, что работа по этим направлениям будет включать создание специализированных поисковых машин глобального и локального поиска и специализированных каталогов и рубрикаторов; организацию форумов, досок объявлений, систем передачи сообщений, поддержки каталогов почтовых адресов, листов электронной рассылки по персоналиям, тематических каталогов, а также каталогов по организациям.

По мнению Александра Симонова, не менее важно организовать профессиональное сетевое взаимодействие. Уже сейчас региональные педагогические коллективы (образовательные сообщества) рассматривают необходимость такого взаимодействия как непременное условие качественных сдвигов в освоении новых педагогических технологий, основанных на методах и средствах информатизации учебного процесса и сетевого накопления и обмена новыми учебно-методическими ресурсами. Звенья такой системы должны создаваться централизованно и поддерживаться на разных иерархических уровнях, обеспечивая эффективную информационно-технологическую, учебно-методическую и организационно-правовую поддержку процессов разработки, формирования, накопления и обмена информационными образовательными ресурсами.

Новым направлением развития образовательных услуг должен стать и аутсорсинг (то есть передача функций внешним специализированным организациям), а также создание "образовательных data-центров". Характеристиками нового процесса аутсорсинга станут:

-концентрация в руках специалистов наиболее сложных процессов на этапе внедрения и обслуживания образовательных порталов;

-аренда услуг (в большинстве случаев, типовых, стандартных ИКТ-решений), являющихся непрофильными для образовательных учреждений;

-методический и технологический контроль качества, соблюдения требований образовательных стандартов;

-использование сертифицированного учебного контента;

-организация и поддержка единого доступа к информационным ресурсам;

-мониторинг востребованности образовательных Интернет-ресурсов и процессов их использования;

-реальная защита авторских прав на образовательные материалы.

В целом, как считает Александр Симонов, лозунгом Интернет-образования должен стать девиз - "образование со скоростью мысли", который подразумевает оперативный доступ преподавателей и учащихся к самым современным учебным материалам и образовательным программам.

Доклад заведующего кафедрой прикладной информатики Московского государственного гуманитарного института-интерната Дмитрия Зарудного был посвящен концепции построения прототипа распределенного информационного-образовательного портала для лиц с нарушением опорно-двигательной системы или зрения. Как отметил профессор Зарудный, многие образовательные Интернет-ресурсы могут оказаться недоступными для инвалидов с ограниченными возможностями восприятия. Чтобы сделать учебные ресурсы более доступными, Дмитрий Зарудный считает необходимым, с одной стороны, использовать специальные технические приспособления (такие, например, как синтезаторы), а с другой - обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к многочисленным существующим образовательным порталам. Участники обсуждения поддержали инициативу по адаптации образовательных порталов к нуждам инвалидов, а президент Американского благотворительного фонда поддержки информатизации образования и науки Вилен Домрачев выразил готовность поддержать соответствующие разработки.

Заместитель директора Российского государственного института открытого образования Александр Андреев заявил, что назрела необходимость создания подробных и доступных методик организации учебного процесса с использованием образовательных порталов

Участники круглого стола решили продолжить обсуждение проблем развития образовательных Интернет-ресурсов, сделав акцент на возможности организации профессионального общения и обмена опытом с использование существующих порталов. Среди актуальных проблем развития образовательных порталов Вилен Домрачев назвал также юридические вопросы, проблемы авторских прав и обеспечения качества учебных материалов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net