Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

11.03.2010 | Николай Пахомов

Несостоявшаяся сенсация

У «Нью-Йорк Таймс» почти получился сенсационный материал – газета сообщила не только, что существующие экономические санкции против Ирана не эффективны, но и что миллиарды долларов из американского бюджета идут ведущим мировым и американским компаниям, которые активно работают на благо иранской экономики. Почему сенсации не вышло? Специалисты из материала не узнали ничего нового, а широкая публика, даже прочитав тревожную информацию в уважаемой газете, ничего предпринять против Ирана не сможет. Впрочем, мягко говоря, очень ограничены и возможности американских властей.

Эксперты «Нью-Йорк Таймс» нашли 74 компании, которые, по утверждениям газеты, получили в разной форме 107 миллиардов долларов от федерального правительства США, несмотря на то, что они активно работают в Иране. Анализ был сделан действительно тщательный, учли не только средства по контрактам, но и различные гранты и льготы.

Этим одним относительно небольшим материалом оказались затронуты многие проблемы американской внутренней и в целом международной политики. Во-первых, читателям напоминают о старом как мир правиле: политика политикой, но прибыли коммерсанты стараются добиться в любых условиях, в этом состоит сама суть экономики. Если ведущие американские компании, не обращая внимания на многочисленные и убедительные свидетельства зверств режима Гитлера, продолжали сотрудничество с нацистами до самого последнего момента, пока США не оказались с Германией в состоянии войны (а нефтяные компании тайно продолжали это сотрудничество и после), то ничего удивительного в провале санкций против Ирана тем более нет.

Теоретически Вашингтон может обуздать своих коммерсантов, но тут встаёт следующая проблема – среди компаний, о которых пишет «Нью-Йорк Таймс», много иностранных. Газета приводит очень показательный разговор горячего «неоконсерватора», бывшего у Буша-младшего заместителем госсекретаря и послом при ООН, Джона Болтона и японского посла в США. Американец заметил японскому коллеге, что японская государственная нефтяная компания Инпекс может быть подвержена санкциям за инвестирование двух миллиардов долларов в разработку месторождения в Иране. «Очень интересно, - ответил вежливый японец. – А как же так получилось, что Вы никогда не подвергали санкциям Европейский Союз?»Чем закончилась эта беседа, «Нью-Йорк Тайм» не сообщает. Возможно, Болтон пристыжено извинился. Факт же состоит в том, что, начав всерьёз бороться с Ираном экономическими санкциями, официальный Вашингтон вынужден будет бороться и со своими компаниями, и с зарубежными, причём последние будут из числа мировых лидеров. Такая борьба будет чревата негативными последствиями для американской экономики, переживающей сегодня далеко не лучшие времена.

Совершенно справедливо «Нью-Йорк Таймс» вспоминает, что достаточно широко санкции применяются против Судана, но режим президента Башира страдает от этого весьма умеренно. С экономической точки зрения Иран и Судан даже сравнивать нельзя: кроме Китая Судан никто защитить от санкций не торопится, по Ирану Америка сталкивается со всеми своими союзниками (кроме Израиля), да и с собственными компаниями. Закон, по которому против фирм, работающих в Иране, в Америке можно применять санкции действует с 1996-ого года. Однако, во-первых, при желании его можно обойти, во-вторых, даже сами американские власти в случае необходимости могут ограничить его действие, вывести нарушителей из-под действия санкций. За это, кстати сказать, в своё время активно выступал Дик Чейни, когда только заняв пост вице-президента, рассчитывал, что его бывший работодатель «Халибёртон», сможет работать в Иране в обход санкций. Но Иран – не Ирак, «Халибёртон» на контракты в заманчивой для нефтяников Исламской республике не рассчитывает.

Сегодня, например, в Иране активно работают вполне продемократические и прозападные бразильцы. Бразильский президент Лула однажды заявил даже в Белом доме, после встречи с Бушем, что позиция Вашингтона по Ирану для Бразилии не указ. Обвинять бразильцев в подлости не приходится – растущая по всей планете потребность в нефти и истощение запасов «чёрного золота» вынуждают всех играть по одним правилам, стремясь добыть или купить как можно больше нефти. Несмотря на поднятую экологическим лобби в США шумиху, даже Вашингтон с каждым годом всё больше будет ориентировать свою внешнюю политику на добычу для страны нефти и других энергоносителей из-за рубежа.

Что же касается вышедшей в «Нью-Йорк Таймс» статьи, то показательна реакция, точнее отсутствие таковой со стороны американских официальных лиц. Не обратили особенного внимания на сюжет и коллеги-журналисты. Есть такие темы, обсуждать которые в американских СМИ непринято – чем дольше обсуждать такие сюжеты, тем больше откроется беспокоящих публику вопросов без ответов. В конце концов, 107 миллиардов – не такие большие деньги, свои, доморощенные злодеи-финансисты, почти угробившие американскую и за компанию мировую экономики, получили из бюджета денег куда больше, да ещё и платят сами себе из этих средства премии.

Если бы кто-то из официальных лиц попытался, пользуясь статьёй в «Нью-Йорк Таймс», атаковать, скажем, «Шелл», то у компаний такого уровня всегда найдутся в арсенале средства, чтобы поставить на место любого храброго чиновника. В чём почти сенсационная статья убеждает, так это в том, что и у США, и у международного сообщества в целом сегодня очень мало средств, чтобы остановить иранскую ядерную программу, если она окончательно будет развиваться в военном направлении.

Николай Пахомов - эксперт Института демократии и сотрудничества (Нью-Йорк)

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net