Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.03.2010 | Татьяна Становая

Консорциум лег поперек потока

Украина готова создавать консорциум для управления своей газотранспортной системой (ГТС). Как заявил первый вице-премьер Украины Андрей Клюев, ГТС будет передана в концессию консорциуму с участием России. На пресс-конференции в Запорожье он отметил, что газотранспортный консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное государство и Европейский Союз как потребителя «голубого» топлива. Идея должна понравиться России: Кремль давно лоббировал реализацию примерно такой схемы. Однако пока неясно, как будет создаваться консорциум, какие права будут иметь участники, а также каково будет соотношение долей в капитале. Но самое важно, что Украина, тем самым, рассчитывает снизить привлекательность «Северного» и «Южного потоков», что может не понравиться Москве.

Идея создания международного консорциума активно обсуждалась в 2003 году. Тогда планировалось привлечь к участию к нем, помимо России, Францию и Германию. Для президента Украины Леонида Кучмы на тот момент создание консорциума было своего рода залогом политической поддержки со стороны Москвы в преддверии президентских выборов: Виктор Янукович выдвигался как преемник и в условиях противостояния с «оранжевой оппозицией» опора на Россию была значимой. Однако уже тогда было ясно, что большая часть политической элиты Украины выступает против консорциума, в управление которого должна была перейти ГТС. После «оранжевой революции» идея о консорциуме, как казалось, была окончательно похоронена.

Однако Москва не оставляла попыток добиться в той или иной степени контроля над ГТС: это было предметом неофициальных переговоров с украинскими властями по газу на протяжении всех последних лет. Подписанные в январе 2006 года соглашения, подразумевающие создание посредников в лице RUE и «Укргазэнерго» были шагом на пути к укреплению позиций России на внутреннем газовом рынке Украины. Конфликт между акционерами RUE в итоге помешал дальнейшей экспансии «Газпрома». В любом случае Москва всегда давала понять Украине, что вопрос о ГТС сохраняет актуальность, и проблема высоких цен на газ может быть в один момент решена в случае гибкости позиции Киева по ГТС (как вариант обсуждалась передача ГТС «Газпрому» на правах концессии).

«Оранжевые власти», тем временем, искали союзников на западе. Достаточно вспомнить, насколько резкой была реакция России на подписание год назад соглашения между Украиной и ЕС о модернизации ГТС Украины. Надо признать, что ГТС находится в весьма плачевном состоянии и требуются огромные финансовые ресурсы для ее модернизации.

В подписанной декларации говорилось, что Украина намерена получить от Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития кредит в размере $2,57 млрд для реконструкции и модернизации ГТС. Взамен Киев берет на себя ряд обязательств, среди которых проведение энергетической реформы. Правда, сама декларация в действительности была в чистом виде политическим документом: шансов на получение средств у Киева было практически ноль. Но важно другое: сам факт подписания со стороны Европы показывал Москве, что ЕС заботит проблема энергетической зависимости и она должна снижаться. Кроме того, Европа дала понять, что ее стратегической целью является покупка российского газа на границе России и Украины. Глава австрийского регулятора E-Control, заместитель председателя группы европейских регуляторов по электричеству и газу (ERGEG) Вальтер Больтц тогда четко заявил, что «нет никаких причин, по которым транзит должен обеспечиваться Россией, и почему мы не должны платить за него. Мы покупаем газ на российско-украинской границе и беспокоимся о его доставке. Я считаю, альтернативы нет».

После крайне резкой реакции Москвы, Брюссель был вынужден откреститься от декларации, а европейские чиновники признали, что о модернизации ГТС Украины без России не может идти речи.

В целом концессия с участием России и ЕС может утроить все стороны. Как заявил Клюев, «после создания газотранспортного консорциума ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в станы ЕС». Неофициально пока сообщается, что «Газпрому», «Нафтогазу» и европейским потребителям предложат по 33,3% в консорциуме. По замыслу Януковича, реализация этой идеи позволит Киеву снизить закупочные цены на импортный газ, а Москве - отказаться от строительства морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Однако в этом может быть как раз главная загвоздка: Москва, даже при создании консорциума, уже вряд ли откажется от своих европейских трубопроводных проектов, хотя борьба вокруг этого уже началась внутри политической элиты России. По некоторым данным, часть окружения Медведева и, возможно, сам президент, готовы рассмотреть вопрос об объединении «Южного потока» и Nabucco.

Против этого выступает другая часть элиты, более близкая к Путину, «Роснефти». Тем не менее, Кремль в целом волнует неустойчивость внешнеполитической линии Киева в долгосрочной перспективе. Как пишет Newsru.ua, представитель «Газпрома» неофициально отметил, что «господин Янукович будет у власти не так долго, как должны работать газопроводы». Таким образом, Москва намерена впредь диверсифицировать свои предпочтения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net