Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.03.2010 | Татьяна Становая

Консорциум лег поперек потока

Украина готова создавать консорциум для управления своей газотранспортной системой (ГТС). Как заявил первый вице-премьер Украины Андрей Клюев, ГТС будет передана в концессию консорциуму с участием России. На пресс-конференции в Запорожье он отметил, что газотранспортный консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное государство и Европейский Союз как потребителя «голубого» топлива. Идея должна понравиться России: Кремль давно лоббировал реализацию примерно такой схемы. Однако пока неясно, как будет создаваться консорциум, какие права будут иметь участники, а также каково будет соотношение долей в капитале. Но самое важно, что Украина, тем самым, рассчитывает снизить привлекательность «Северного» и «Южного потоков», что может не понравиться Москве.

Идея создания международного консорциума активно обсуждалась в 2003 году. Тогда планировалось привлечь к участию к нем, помимо России, Францию и Германию. Для президента Украины Леонида Кучмы на тот момент создание консорциума было своего рода залогом политической поддержки со стороны Москвы в преддверии президентских выборов: Виктор Янукович выдвигался как преемник и в условиях противостояния с «оранжевой оппозицией» опора на Россию была значимой. Однако уже тогда было ясно, что большая часть политической элиты Украины выступает против консорциума, в управление которого должна была перейти ГТС. После «оранжевой революции» идея о консорциуме, как казалось, была окончательно похоронена.

Однако Москва не оставляла попыток добиться в той или иной степени контроля над ГТС: это было предметом неофициальных переговоров с украинскими властями по газу на протяжении всех последних лет. Подписанные в январе 2006 года соглашения, подразумевающие создание посредников в лице RUE и «Укргазэнерго» были шагом на пути к укреплению позиций России на внутреннем газовом рынке Украины. Конфликт между акционерами RUE в итоге помешал дальнейшей экспансии «Газпрома». В любом случае Москва всегда давала понять Украине, что вопрос о ГТС сохраняет актуальность, и проблема высоких цен на газ может быть в один момент решена в случае гибкости позиции Киева по ГТС (как вариант обсуждалась передача ГТС «Газпрому» на правах концессии).

«Оранжевые власти», тем временем, искали союзников на западе. Достаточно вспомнить, насколько резкой была реакция России на подписание год назад соглашения между Украиной и ЕС о модернизации ГТС Украины. Надо признать, что ГТС находится в весьма плачевном состоянии и требуются огромные финансовые ресурсы для ее модернизации.

В подписанной декларации говорилось, что Украина намерена получить от Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития кредит в размере $2,57 млрд для реконструкции и модернизации ГТС. Взамен Киев берет на себя ряд обязательств, среди которых проведение энергетической реформы. Правда, сама декларация в действительности была в чистом виде политическим документом: шансов на получение средств у Киева было практически ноль. Но важно другое: сам факт подписания со стороны Европы показывал Москве, что ЕС заботит проблема энергетической зависимости и она должна снижаться. Кроме того, Европа дала понять, что ее стратегической целью является покупка российского газа на границе России и Украины. Глава австрийского регулятора E-Control, заместитель председателя группы европейских регуляторов по электричеству и газу (ERGEG) Вальтер Больтц тогда четко заявил, что «нет никаких причин, по которым транзит должен обеспечиваться Россией, и почему мы не должны платить за него. Мы покупаем газ на российско-украинской границе и беспокоимся о его доставке. Я считаю, альтернативы нет».

После крайне резкой реакции Москвы, Брюссель был вынужден откреститься от декларации, а европейские чиновники признали, что о модернизации ГТС Украины без России не может идти речи.

В целом концессия с участием России и ЕС может утроить все стороны. Как заявил Клюев, «после создания газотранспортного консорциума ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в станы ЕС». Неофициально пока сообщается, что «Газпрому», «Нафтогазу» и европейским потребителям предложат по 33,3% в консорциуме. По замыслу Януковича, реализация этой идеи позволит Киеву снизить закупочные цены на импортный газ, а Москве - отказаться от строительства морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Однако в этом может быть как раз главная загвоздка: Москва, даже при создании консорциума, уже вряд ли откажется от своих европейских трубопроводных проектов, хотя борьба вокруг этого уже началась внутри политической элиты России. По некоторым данным, часть окружения Медведева и, возможно, сам президент, готовы рассмотреть вопрос об объединении «Южного потока» и Nabucco.

Против этого выступает другая часть элиты, более близкая к Путину, «Роснефти». Тем не менее, Кремль в целом волнует неустойчивость внешнеполитической линии Киева в долгосрочной перспективе. Как пишет Newsru.ua, представитель «Газпрома» неофициально отметил, что «господин Янукович будет у власти не так долго, как должны работать газопроводы». Таким образом, Москва намерена впредь диверсифицировать свои предпочтения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net