Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

19.03.2010 | Татьяна Становая

Консорциум лег поперек потока

Украина готова создавать консорциум для управления своей газотранспортной системой (ГТС). Как заявил первый вице-премьер Украины Андрей Клюев, ГТС будет передана в концессию консорциуму с участием России. На пресс-конференции в Запорожье он отметил, что газотранспортный консорциум должен объединить Россию с ее запасами газа, Украину как транзитное государство и Европейский Союз как потребителя «голубого» топлива. Идея должна понравиться России: Кремль давно лоббировал реализацию примерно такой схемы. Однако пока неясно, как будет создаваться консорциум, какие права будут иметь участники, а также каково будет соотношение долей в капитале. Но самое важно, что Украина, тем самым, рассчитывает снизить привлекательность «Северного» и «Южного потоков», что может не понравиться Москве.

Идея создания международного консорциума активно обсуждалась в 2003 году. Тогда планировалось привлечь к участию к нем, помимо России, Францию и Германию. Для президента Украины Леонида Кучмы на тот момент создание консорциума было своего рода залогом политической поддержки со стороны Москвы в преддверии президентских выборов: Виктор Янукович выдвигался как преемник и в условиях противостояния с «оранжевой оппозицией» опора на Россию была значимой. Однако уже тогда было ясно, что большая часть политической элиты Украины выступает против консорциума, в управление которого должна была перейти ГТС. После «оранжевой революции» идея о консорциуме, как казалось, была окончательно похоронена.

Однако Москва не оставляла попыток добиться в той или иной степени контроля над ГТС: это было предметом неофициальных переговоров с украинскими властями по газу на протяжении всех последних лет. Подписанные в январе 2006 года соглашения, подразумевающие создание посредников в лице RUE и «Укргазэнерго» были шагом на пути к укреплению позиций России на внутреннем газовом рынке Украины. Конфликт между акционерами RUE в итоге помешал дальнейшей экспансии «Газпрома». В любом случае Москва всегда давала понять Украине, что вопрос о ГТС сохраняет актуальность, и проблема высоких цен на газ может быть в один момент решена в случае гибкости позиции Киева по ГТС (как вариант обсуждалась передача ГТС «Газпрому» на правах концессии).

«Оранжевые власти», тем временем, искали союзников на западе. Достаточно вспомнить, насколько резкой была реакция России на подписание год назад соглашения между Украиной и ЕС о модернизации ГТС Украины. Надо признать, что ГТС находится в весьма плачевном состоянии и требуются огромные финансовые ресурсы для ее модернизации.

В подписанной декларации говорилось, что Украина намерена получить от Европейского инвестиционного банка, Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития кредит в размере $2,57 млрд для реконструкции и модернизации ГТС. Взамен Киев берет на себя ряд обязательств, среди которых проведение энергетической реформы. Правда, сама декларация в действительности была в чистом виде политическим документом: шансов на получение средств у Киева было практически ноль. Но важно другое: сам факт подписания со стороны Европы показывал Москве, что ЕС заботит проблема энергетической зависимости и она должна снижаться. Кроме того, Европа дала понять, что ее стратегической целью является покупка российского газа на границе России и Украины. Глава австрийского регулятора E-Control, заместитель председателя группы европейских регуляторов по электричеству и газу (ERGEG) Вальтер Больтц тогда четко заявил, что «нет никаких причин, по которым транзит должен обеспечиваться Россией, и почему мы не должны платить за него. Мы покупаем газ на российско-украинской границе и беспокоимся о его доставке. Я считаю, альтернативы нет».

После крайне резкой реакции Москвы, Брюссель был вынужден откреститься от декларации, а европейские чиновники признали, что о модернизации ГТС Украины без России не может идти речи.

В целом концессия с участием России и ЕС может утроить все стороны. Как заявил Клюев, «после создания газотранспортного консорциума ГТС останется в собственности государства, но мы сможем привлечь ресурсы Евросоюза для реконструкции и обеспечить стабильность поставок газа в станы ЕС». Неофициально пока сообщается, что «Газпрому», «Нафтогазу» и европейским потребителям предложат по 33,3% в консорциуме. По замыслу Януковича, реализация этой идеи позволит Киеву снизить закупочные цены на импортный газ, а Москве - отказаться от строительства морских газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». Однако в этом может быть как раз главная загвоздка: Москва, даже при создании консорциума, уже вряд ли откажется от своих европейских трубопроводных проектов, хотя борьба вокруг этого уже началась внутри политической элиты России. По некоторым данным, часть окружения Медведева и, возможно, сам президент, готовы рассмотреть вопрос об объединении «Южного потока» и Nabucco.

Против этого выступает другая часть элиты, более близкая к Путину, «Роснефти». Тем не менее, Кремль в целом волнует неустойчивость внешнеполитической линии Киева в долгосрочной перспективе. Как пишет Newsru.ua, представитель «Газпрома» неофициально отметил, что «господин Янукович будет у власти не так долго, как должны работать газопроводы». Таким образом, Москва намерена впредь диверсифицировать свои предпочтения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net