Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

29.03.2010 | Марина Войтенко

Новая приватизация – первые шаги

Правительство России начинает новую масштабную кампанию по приватизации государственного имущества. Первые торги могут быть проведены уже в апреле. Как сообщил СМИ 25 марта глава департамента Минэкономразвития Алексей Уваров, в действующий план приватизации включены 690 АО, 230 ФГУПов, 74 объекта казны, являющиеся не отдельными предприятиями, а имуществом.

Напомним, идея проведения в России новой структурной приватизации обсуждается в правительстве и экспертной среде уже около двух лет. Осенью 2009 года рабочая группа под руководством первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова изучила возможности продажи в 2010 году госпакетов акций крупных компаний на 100 млрд рублей. Эта сумма в 15 раз превышает прогноз поступлений от приватизации, заложенный Министерством финансов России в проект бюджета-2010. Правда, оценки министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной минувшей осенью были несколько скромнее - 70 млрд рублей. В марте 2010 года глава Минэкономразвития заявила, что планируемые доходы все-таки могут быть повышены до 100 млрд рублей и ее ведомству поручено увеличить темпы приватизации. По замыслу правительства, продажа госактивов даст возможность компаниям развиваться за счет притока инвестиций, и будет способствовать сокращению бюджетного дефицита.

Постепенное улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, особенно повышение цен на нефть, вероятно, окажет положительное воздействие на уровень бюджетных доходов. Однако это улучшение будет компенсироваться более значительными, чем ожидалось, социальными расходами, в том числе, финансирование дефицита Пенсионного фонда РФ. Несмотря на то, что правительство сократило большую часть антикризисных дискреционных расходов, выполняющих функцию бюджетного стимулирования и предусматривающих поддержку реального сектора экономики, увеличение социальных расходов (в том числе, повышение пенсий в январе 2010 года), будет и в дальнейшем создавать дополнительную нагрузку на бюджет. Кроме того, бюджетные риски усугубляются пока еще отсутствием перехода от вполне оправданного в начале кризиса «ручного управления» к стандартным мерам экономической и бюджетной политики. Во всяком случае, в опубликованном на минувшей неделе докладе Всемирного банка об экономике России такие опасения высказываются напрямую. – «… Существует вероятность того, что некоторые дополнительные текущие расходы дискреционного характера, введенные в 2009 году, со временем превратятся в систему».

Вполне понятно, что в такой ситуации доходы от приватизации могли бы стать существенным подспорьем. Да и время для нее настало уже вчера. Эффективность управления госсобственностью остается низкой и неадекватной задачам посткризисного модернизационного развития. О необходимости ухода из избыточных активов уже неоднократно высказывались и Дмитрий Медведев, и Владимир Путин. Тем не менее, эксперты расходятся во мнении, как именно повлияет массовая распродажа государственной собственности, в том виде как она выглядит на настоящий момент, на ситуацию в экономике.

В 2003 году выручка от приватизации составила 91 млрд рублей, в 2004-м - 65,7 млрд рублей, в 2006 году - 30 млрд рублей, в 2008-м - 7,2 млрд руб. (59,92 процента от плана), а в прошлом – около 1 млрд рублей. На минувшей неделе стало известно, что премьер-министр Владимир Путин 17 марта утвердил дополнения к плану приватизации на этот год. Предполагаемая выручка должна составить всего 18 млрд рублей. Причем в программах приватизации правительства начиная уже с 2006 года не значится ни одного сколько-нибудь значимого для инвесторов пакета акций. Большая же часть выставляемых на продажу, согласно действующему на настоящий момент списку, государственных АО и ФГУПов убыточны, если не находятся фактически в предбанкротном состоянии.

Наиболее яркий пример – «Почта Деда Мороза». О том, что государство выставило на продажу принадлежащие ему 24% акций этого ОАО, стало известно из дополненного прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2010 год. В документе указано, что номинальная цена акций на сегодня составляет 66,125 тыс. рублей. 76% акций компании принадлежат ОАО «Дед Мороз», среди учредителей которого – правительство Вологодской области, администрация Великоустюгского района и правительство Москвы. Главная функция «Почты Деда Мороза» – обработка почтовой корреспонденции от детей и торгово-закупочная деятельность: на сайте можно заказать (выбрав из каталога) подарок от Деда Мороза. Кроме того, компания вместе с партнерами занимается экскурсионным обслуживанием, организацией и проведением праздников.

В 2008 году чистый убыток составил 294 тыс. рублей при выручке в 3,87 миллионов. Формально предприятие является коммерческим, но выполняет социальные функции. У него нет постоянных источников финансирования, а отправка писем «оплачивается» из областного бюджета. В прошлом году этот пакет уже три раза выставлялся государством на продажу. Понятно, что инвесторов не нашлось. Да и сейчас покупать государственный пакет акций нет никакого смысла, поскольку проблем, связанных с необходимостью взаимодействовать с мажоритарным акционером – региональными и муниципальными властями, будет много, а пользы – мало. Поэтому продаваться пакет «Почты Деда Мороза» будет еще долго, пока его не снимут с торгов или не «подарят» региональным бюджетам. Причем, сам по себе такого рода бизнес, правда, завязанный не только на Новый год, мог бы быть интересен, хотя и не высокодоходен. Но для этого методы управления им должны были изначально быть другими.

На этом фоне добавление в план приватизации принадлежащего Росимуществу госпакета акций Сбербанка России (в размере 0,001%, или 253 тыс. обыкновенных акций) выглядит обнадеживающе. Последний раз государство расставалось с частью своего пакета в Сбербанке в 2007 году. Тогда за 0,01% акций ИК «Русс-Инвест» на аукционе РФФИ заплатила 198 млн рублей. Рыночная стоимость, выставляемого в этом году на торги «лота» составляет около 21,7 млн руб., то есть примерно $700 тыс. Не так много, и не так значительно для бюджета, но если такого рода ликвидных позиций будет больше, то какая-то помощь бюджету может все-таки состояться. По крайней мере, включение в кандидаты на приватизацию таких активов как ОАО «СГ-Транс» (оператор железнодорожных перевозок сжиженного газа) дает основание для оптимизма.

Из действующего на настоящий момент списка уже оценены и находятся в высокой степени готовности к продаже 150 акционерных обществ. Среди наиболее крупных активов, предлагаемых к реализации в этом году: «Росгосстрах» (13%), «Мосметрострой», Тырицкий солерудник и «Искитимцемент».

Ряд предприятий планируется вывести из статуса стратегических. Так, число стратегических акционерных обществ будет сокращено с 211 до 41, а стратегических федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) – с 230 до 159. Среди потенциальных претендентов на приватизацию «Совкомфлот», Туапсинский и Ванинский порты, Мурманское, Северо-Западное, Енисейское и Московское речные пароходства, аэропорт Толмачево, а также Новороссийский морской торговый порт (НМТП). Стоит отметить, что неделю назад руководитель аппарата правительства Сергей Собянин на совещании у Дмитрия Медведева заявил, что перечень стратегических предприятий в России может быть уменьшен на треть. Без этого условия взять стомиллиардную «планку» приватизационных доходов попросту нереально. Понятно, что даже в правительстве консенсуса по этому вопросу еще нет, его только предстоит найти. Проект указа подготовлен Минэкономразвития, сейчас проходят процедуры согласования в администрации Президента РФ. Какова будет окончательная редакция предсказать пока сложно. Но уже сам факт столь масштабного сокращения списка стратегических предприятий внушает уверенность в серьезности намерений властей освободить государство от излишних активов.Между тем, лишение статуса стратегического объекта (решение, которое может принять Президент РФ) не означает автоматического попадания компании в кандидаты на продажу. Минэкономразвития предлагает включить только 28 предприятий, исключаемых из перечня стратегических, в план приватизации на 2010 год. Тем не менее, участники рынка уверены, что это только вопрос времени.

Для реализации госактивов планируется использовать рыночные механизмы. Наиболее крупные компании будет продавать не Росимущество, а независимые консультанты из числа инвестбанков. Как сообщил СМИ глава департамента Минэкономразвития Алексей Уваров, со многими переговоры уже проведены. Среди них UBS, JPMorgan, Merrill Lynch, «Тройка диалог». На очереди «Ренессанс капитал».

Участие инвестбанков призвано повысить эффективность процесса приватизации. Их опыт может быть полезен при оценке активов компаний. Кроме того, использование понятных для покупателей рыночных посредников может свидетельствовать о некоторой заинтересованности в продаже части госактивов иностранным компаниям. Однако эксперты полагают, что привлечь стратегических инвесторов вряд ли удастся. Так, директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев считает: «Пока у нас работает спекулятивная модель экономики, активы покупаются с целью дальнейшей перепродажи». В настоящее время на аукционах планируется продать ТГК-5, ОАО «Московский Метрострой» и ОАО «Росгосстрах». И здесь уже обозначилась интрига. Еще осенью прошлого года «Росгосстрах» заявлял, что готов выкупить этот пакет акций. Удастся ли компании осуществить свой план и насколько поднимутся в цене ее акции, теперь покажут торги.

Еще одно изменение: торги будут проходить не только в Москве, но и в регионах. Это касается небольших объектов, не интересных столичным покупателям. «Мелкой» торговлей займутся территориальные отделения Росимущества. В Госдуму внесен законопроект, предполагающий отмену установленного на настоящий момент законом института нормативной цены и вводит рыночный механизм определения начальной цены приватизируемого имущества. Кроме того, согласно законопроекту, продажа государственного или муниципального имущества может проводиться в форме электронных торгов.

Эксперты же уверены - участие инвестбанков в продаже даже небольших активов могло бы существенно повысить их стоимость. Независимая экспертиза для малых объектов приватизации, скорее всего, понадобится. Ведь у большинства ФГУПов даже документы зачастую недооформлены, а говорить о корректности и прозрачности их финансовой отчетности вообще не приходится. Инвестбанки же, как минимум, обеспечили бы более качественную подготовку предприятия к продаже.

Конечно, сумма, которую удастся получить в 2010 году от приватизации госактивов, вряд ли станет весомым подспорьем бюджету. Даже прогнозные 100 млрд рублей не сопоставимы с планируемыми внешними займами в $18 млрд долл. Тем не менее, уже сам факт раннего начала торгов свидетельствует о серьезности намерений отказаться от роста присутствия государства в экономике. По мнению большинства экспертов и многих участников рынка, избавление государства от избыточных активов по существу безальтернативно, особенно в плане системного воздействия на улучшение инвестиционного климата. В 2010 году эта программа, по-видимому, трудно реализуема в полном объеме. Тем важнее внятное начало, которое должно получить масштабное продолжение в 2011-2012 годах. Как системная институциональная мера приватизация госактивов призвана сыграть куда более существенную роль в перезагрузке регулятивной среды и ее настройка на задачи послекризисного развития.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net