Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

22.04.2010 | Сергей Маркедонов

Надежды на прорыв

В апреле 2010 года процесс армяно-турецкой нормализации снова попал в фокус информационного внимания. На международном саммите по ядерной безопасности этот вопрос, не имеющий ни прямого, ни косвенного отношения к главной теме данного форума рассматривался, как один из приоритетных. Свидетельством тому 45-минутная беседа американского лидера с президентом Армении и главой правительства Турции за закрытыми дверями. Эта же тема обсуждалась во время последней встречи Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна в Москве. Оба этих события не привели к прорыву в армяно-турецких отношениях. Но насколько вообще оправданы надежды на такой прорыв?

Процесс нормализации армяно-турецких отношений стал одной из главных политических сенсаций прошлого года. После распада Советского Союза Армения и Турция обсуждали возможности заключения двустороннего договора об установлении добрососедских отношений, однако эскалация нагорно-карабахского конфликта поставила на этих планах жирный крест. Начиная с 1993 года, армяно-турецкие отношения находились в статичном состоянии. Турция закрыла сухопутную границу с Арменией, а Армения в свою очередь активизировала обсуждение геноцида армян в Османской империи в 1915 году. В 2008 году двусторонние отношения были сдвинуты с мертвой точки «футбольной дипломатией» (визит президента Турции в Ереван на матч отборочного цикла чемпионата мира). И, наконец, подписав в октябре прошлого года два документа о нормализации отношений, Анкара и Ереван впервые взяли на себя взаимные юридические обязательства.

Однако сегодня, наблюдая за динамикой взаимоотношений соседних государств, трудно отделаться от впечатления, что сближение двух исторических противников вошло в стадию «застоя». Исторические протоколы до сих пор не ратифицированы национальными парламентами Турции и Армении. При этом представители политических элит двух государств за этот небольшой отрезов времени уже успели не по одному разу отметиться критическими выпадами в адрес своих визави. Причин для такого развития событий немало. Во-первых, важную роль сыграла внутриполитическая ситуация в Армении и в Турции. Два общества оказались не вполне готовы к быстрой переориентации, ликвидации прежних стереотипов и мифов. Кроме этого выяснилось, что, несмотря на заявленное стремление армянских и турецких политиков открыть новую страницу в двусторонних отношениях, они не доверяют друг другу в той степени, чтобы перейти с языка формально-юридических аргументов к практическим делам. Во-вторых, не были в полной мере оценены и некоторые факторы региональной геополитики, в частности роль и значение Азербайджана. Надежды Еревана разделить позиции Анкары и Баку и вывести Турцию из «карабахской игры» не оправдались. Впрочем, не суждено было сбыться и чаяниям Анкары по поводу уступок армянской стороны на переговорах по Нагорному Карабаху.

В-третьих, нельзя забывать о том, что армяно-турецкое примирение – это не только внутриполитические проблемы двух республик и не взаимоотношения Еревана и Анкары друг с другом. Армяно-турецкое примирение по-своему интересно и Москве, и Вашингтону. И если США имеют высочайший уровень кооперации с Турцией в сфере безопасности, то Россия имеет серьезные интересы в развитии совместных энергетических проектов. По итогам 2009 года объем российско-турецкого товарооборота вырос на 49%. Он приблизился к рекордному объему в 33,8 миллиарда американских долларов. Предстоящий визит президента РФ Дмитрия Медведева в Турцию в мае нынешнего года станет принципиально новым шагом во взаимоотношениях наших стран. некогда бывших непримиримыми противниками в Закавказье. Сегодня же, по меткому определению турецкого политолога Бюлента Араса, РФ и Турция являются «конкурирующими союзниками». Учитывая же стремление Анкары объединить прогресс в нагорно-карабахском урегулировании с армяно-турецкой нормализацией, можно предположить: Россия и США будут стремиться к продвижению двух непростых переговорных процессов в более тесной взаимосвязи. При этом Вашингтон будет делать акценты на армяно-турецкой нормализации, а Москва на нагорно-карабахском урегулировании. В пользу этого тезиса говорит повестка дня двусторонних переговоров Дмитрия Медведева и Сержа Саркисяна 20 апреля 2010 года. В них карабахской теме было отдано явное предпочтение.

Такой подход США и РФ будет напоминать сеанс одновременной шахматной игры на двух досках. На первой можно будет брать тайм-аут, сосредотачивая интеллектуальные усилия на второй доске, и наоборот. Все это может и ускорить, и затянуть окончательное потепление армяно-турецких отношений. С одной стороны, сложности и противоречия переговоров будут в итоге удваиваться, но с другой, могут найтись неожиданные формулы политических «разменов» (взятые из одной партии в другую). Впрочем, многое будет зависеть и от воли «больших игроков», от готовности всех участников мирных процессов к уступкам.

Следовательно, констатируя определенный спад в сложной динамике армяно-турецкой нормализации, нельзя говорить о полной остановке всего процесса. В конце концов, мирные процессы развиваются практически всегда нелинейно. Для того, чтобы идеи «обнуления» отношений с соседями, высказанные еще харизматическим Тургутом Озалом, сработали (например, в отношениях с Сирией), Анкаре потребовался не один год. С армяно-турецким процессом та же история. «Застой» не означает политическую смерть. Идеи нормализации и примирения с соседом уже стали частью внутренней общественно-политической дискуссии и в Армении, и в Турции. Сегодня уже не турки с армянами, а армяне с армянами и турки с турками спорят о том, что надо сделать, чтобы помириться. С меньшими издержками и затратами для себя, конечно же.

Как бы то ни было, а восторги и дифирамбы в адрес подписантов протоколов 2009 года остались в прошлом. Процесс нормализации отношений перешел из области пиара в плоскость сложных согласований и торга как внутри самих «мирящихся» стран, так и за их пределами.

Сергей Маркедонов - политолог, кандидат исторических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net