01.11.2013 | Татьяна Становая

Кто заплатит за Олимпиаду?

Подготовка к Олимпиаде выхшла на финишную прямую – до старта Игр остаётся менее 4 месяцев. А это обостряет проблему положения инвесторов, которые требуют от власти льготных условий для погашения кредитов или какой-либо иной поддержки. Как стало известно «Ведомостям», в ноябре председатель правительства Дмитрий Медведев проведет совещание о дополнительных мерах поддержки инвесторов, строивших в Сочи олимпийские объекты. Однако правительство пока неохотно идет навстречу бизнесменам.

Звонить во все колокола инвесторы Олимпийских объектов начали еще в прошлом году. Осенью прошлого года владелец холдинга «Интеррос», председатель наблюдательного совета Российского международного олимпийского университета (РМОУ) Владимир Потанин заявил, что инвесторы Олимпиады-2014 рассчитывают на компенсацию от государства части затрат по олимпийским проектам. Тогда он отмечал, что общий объем инвестиций «Интерроса» в олимпийские проекты составляет 2,5 миллиарда долларов. «Еще такая проблема существует, что часть расходов вообще связана исключительно с проведением олимпиады или спортивных соревнований и, по сути, является выполнением госзаказа. Государство признает такого рода подход, но у нас все проходит медленно. Мы в прошлом году сделали расчет, который говорит о том, что 16 миллиардов рублей - полмиллиарда долларов - были потрачены именно таким образом, то есть как госзаказ, и мы предложили компенсировать, потому что это не те затраты, которые мы как коммерческая организация сделали бы», - пояснил Потанин. Ранее он говорил, что представители госструктур, который должны были дать оценку этим расходам, пока признали порядка 12 миллиардов рублей. При этом самый крупный инвестор сочинской Олимпиады рассчитывал получить эти средства от государства до 1 июля. «Мы уже не успели. Пока следующий горизонт - до конца года. Я не уверен, что если до конца года этого не сделать, то там не будет пройдена точка невозврата», - отметил он. Потанин заметил, что это касается не только «Интерроса», но и всех остальных инвесторов.

При этом у Потанина ситуация одна из самых сложных. У него возникли проблемы с финансированием горного олимпийского проекта «Роза Хутор» якобы из-за нежелания ВЭБа софинансировать проект, поскольку заемщик не выполняет кредитное соглашение. А осенью этого года ВЭБ начал судиться со структурами Олега Дерипаски, которые не хотят платить по кредиту госкорпорации, выданному на строительство порта в Имеретинской бухте (ПСИ) для обслуживания олимпийских грузов. «Мы писали бизнес-план, исходя из того, что через порт будет перевалено 14 млн т грузов. Это должны были быть только олимпийские грузы. Но в итоге они шли по железной дороге. Перевалка с апреля 2010 по март 2013 г. через порт составила 3 млн т грузов», — объяснял в октябре «Ведомостям» представитель «Базэла». Поэтому в мае 2013 г. ПСИ подал два иска: один — к «Олимпстрою», который не обеспечил загрузку порта, второй — к ВЭБу о реструктуризации кредита.

При этом правительство оказывает мощное давление на инвесторов, требуя исполнения обязательств в срок. И это понятно: Олимпиада – политически значимый проект лично для Путина, это своего рода – символическое отражение успеха, как ему хотелось бы, его президентства. Для власти участие частного бизнеса в строительстве Олимпийских объектов – это своего рода проявление социальной ответственности, причем на добровольно-принудительных принципах. Бизнес, прекрасно понимания сложившиеся правила игры в России, в стройках активно участвует, однако полностью пренебречь коммерческими интересами, безусловно, не может. Сейчас нарастает напряженность между инвесторами и государством: последнее требует и соблюдения сроков, и новых инвестиций с учетом постоянного роста стоимости проектов. Свои же обязательства перед инвесторами государство выполняет неохотно и долго.

В прошлом году Дмитрий Козак говорил, что инвесторы, занятые в строительстве олимпийских объектов в Сочи самостоятельно несут ответственность за возможные риски неокупаемости объектов. «Они рисовали, выстраивали финансовые модели. Да, многие заявляют, что ошиблись, но это, в конце концов риски тех, кто принимал решения. Здесь государство не вмешивалось в эти финансовые модели, не регулировало и не давало никому гарантий окупаемости. Поэтому эти риски должны нести соответствующие инвесторы», - подчеркнул Козак, напомнив также как государство спасало производства гарантированными кредитами в период кризиса 2008-2009 гг (вероятно, за это теперь и приходится платить). Летом этого года Козак отметил, что работа инвесторов будет поощряться «наградами», вызвав негодование работающих в Сочи предпринимателей. Поддержка же инвесторов возможна только в том случае, если они окажутся в дефолтном состоянии и не будут в состоянии полностью обслуживать свои долги. При этом ВЭБ ранее говорили, что инвесторы уже не в состоянии вернуть порядка 170 млрд руб.

Однако бизнесу награды и моральная поддержка не нужны. На практике речь идет о налоговых льготах и реструктуризации кредитов, которые инвесторы взяли во Внешэкономбанке. Внешэкономбанк выдал олимпийских кредитов на 241 млрд руб., из них 165 млрд обеспечено гарантиями «Олимпстроя», пишут «Ведомости». Инвесторы несколько раз устно и письменно обращались в правительство с просьбой о поддержке: проекты убыточны, обслуживать кредиты они не могут. Гарантийный фонд «Олимпстроя» не превышает 30 млрд руб., и, если инвесторы объявят дефолт, убытки Внешэкономбанка придется покрывать из федерального бюджета — это предусмотрено распоряжением правительства 2012 г., подписанным Владимиром Путиным. Если Внешэкономбанк заберет залоги, а инвесторы уйдут из Сочи, будет хуже некуда, заявил газете федеральный чиновник: «Это крест на развитии Сочи. Внешэкономбанк управлять объектами не сможет, а найти новых инвесторов невозможно».

Пока власть в России опирается на стабильно высокие рейтинги, крупный частный бизнес будет сохранять свое «подчиненное» положение. Однако ситуация может измениться в случае политической дестабилизации. Власть сейчас пытается любой ценой дотянуть до Олимпиады, не слишком сильно нервируя инвесторов и заставляя их выполнить свои обязательства в срок. Однако те уже на пределе. Кремль сейчас не в том состоянии, как в 2003 году, когда можно было демонстративно посадить крупного олигарха, а все остальные промолчат. Сейчас крупный бизнес вложился в нынешнюю власть настолько, что диктовать ему политическую условия становится все сложнее. Поэтому в самом скором времени, вероятно, могут возникать серьезные конфликты между частными инвесторами и Кремлем.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна