20.04.2017 |

Алексей Портанский: «Призывы Трампа покупать американское и нанимать американцев – попытка сопротивления глобализации»

Алексей ПортанскийНе так давно президент США Дональд Трамп призвал своих сограждан покупать американское и нанимать американцев. Это по сути не является чем-то принципиально новым. Впервые подобное прозвучало в 1930-е годы в период «Великой депрессии». Но тогда были совершенно иные условия, и выгода от таких призывов была гораздо больше, чем сейчас.

В настоящее время экономика является совершенно иной. Она имеет другие тренды, другие законы. Этого не было в 1930-е годы. Такие лозунги носят откровенно популистский характер. В этом смысле они дадут определенный эффект. Те, кто проголосовал за Трампа, будут ему аплодировать и одобрят эти шаги. Это 40-45% взрослого населения США.

Позитивный эффект также может заключаться в том, что удастся возродить отдельные отрасли, к примеру, автомобильную, возродить Детройт. Но в целом эффект от таких призывов будет ограниченным. Существует международное распределение труда, глобальные сети добавленной стоимости. Этому сопротивляться невозможно. А вот эти призывы Трампа и есть попытка сопротивления нынешней глобализации, глобальным сетям добавленной стоимости. Не даром сегодня, по имеющимся оценкам, в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости осуществляется не менее 60% мировой торговли. Если нарушить это, будет утрачена конкурентоспособность, а также ухудшится материальное положение собственного населения. Так, где лучше производить кроссовки – в США или во Вьетнаме? Ответ очевиден – во Вьетнаме. Однако если будут протекционистские барьеры, тогда такой ширпотреб будет стоить дороже. И это почувствуют самые широкие слои населения США.

Другой пример – «Айфон», который также сегодня производится в рамках глобальных сетей добавленной стоимости. Значительная часть производственных цепочек контролируется Китаем. Если производство этого телефона будет сосредоточено в США, то он станет значительно дороже. Вот к чему могут привести такие призывы. Для широкого избирателя, простого американца это непонятно и безобидно. Но в дальнейшем это приведет к утрате конкурентоспособности американского бизнеса. Не исключено, что в некоторых отраслях они могут быть оттеснены компаниями других стран. Такая перспектива кроется за этими простыми призывами, которые сегодня звучат исключительно патриотично и вызывают одобрение масс. Но массы, как мы знаем, могут заблуждаться.

Алексей Портанский – профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2017
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №77-4579 от 21.05.2001
При полном или частичном использовании материалов ссылка на "Политком.RU" обязательна