04.06.2018 | Политком.RU

Рост цен на топливо: социальное раздражение и налоговые маневры

За последние два месяца в России резко обострилась социальная ситуация вокруг значительного роста розничных цен на бензин. В ряде регионов начались акции протеста, а правительство пытается договориться с нефтяниками о стабилизации ситуации. Вопрос о топливных ценах стал одним из самых часто задаваемых в рамках готовящейся «прямой линии» президента Владимира Путина.

БензинС начала 2018 года литр бензина подорожал на заправках России, по данным Росстата, в среднем на 7,3%, в том числе литр АИ-92 — на 7,7%, а литр дизтоплива — на 7,9%. Однако в апреле и мае рост резко ускорился. В апреле 2018 года средняя цена литра бензина в России выросла по сравнению с мартом на 13%. А за неделю, с 21 по 27 мая, средняя цена бензина по стране выросла на 1,9%. Быстрее всего росли цены на топливо в Петропавловске-Камчатском (+4,6%), в Казани, Брянске, Орле, Тамбове и Кемерове (+3–3,4%). В Москве за неделю литр бензина подорожал в среднем на 2,2%, в Санкт-Петербурге — на 1,7%. Проведенный по заказу ЦБ соцопрос показал, что россияне стали гораздо чаще называть бензин среди наиболее быстро дорожающих товаров. Доля респондентов, назвавших бензин товаром, цены на который выросли «очень сильно», выросла с 21% в апреле до 31% в мае.

Главная причина роста цен на нефтепродукты – не подорожание нефти (ее вклад составляет всего 6%), а повышение акцизов, которое на 2018 год было запланировано в январе и июле. Налоговая составляющая в стоимости нефтепродуктов – 65%. Однако после резкого повышения акцизов в январе нефтяные компании не решались поднимать розничные цены на бензин, учитывать политическую ситуацию – выборы. Сразу после выборов цены были отпущены. Кроме того, большую роль играет и неопределенность налоговой политики.

В то же время Федеральная антимонопольная служба назвала возможной причиной роста цен на топливо снижение нефтекомпаниями объемов реализации нефтепродуктов. По данным ФАС, особо весом вклад в рост цен компании «Роснефть»: она увеличила сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке топлива конечным потребителям. В связи с этим ФАС выдала «Роснефти» предупреждение с требованием прекратить до 6 июня все действия, которые нарушают антимонопольное законодательство. В нефтяной компании тогда заявили РБК, что снижение объемов производства и поставок на внутренний рынок обусловлено плановым ремонтом на заводах компании. «ФАС пытается перевести на нас стрелки, вместо того чтобы купировать реальную проблему – дисбаланс в фискальной политике, – заявил «Ведомостям» представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев. – Мы с ФАС работаем вполне эффективно, и предупреждение от ведомства – это рабочая ситуация, и мы их слушаем и исправляем».

Правительство начало обсуждать тему роста цен сразу после формирования. Ключевые совещания проходят у профильного вице-премьера Дмитрия Козака. 22 мая на совещании у Козака было принято решение о снижении акцизов. В тот же день на совещании у премьера Дмитрия Медведева решение было поддержано, говорили «Ведомостям» чиновники. 30 мая Козак собрал представителей ключевых нефтяных компаний, с которыми обсуждалась ситуация на рынке нефтепродуктов и дальнейшее снижение фискальной нагрузки на отрасль для выравнивания ситуации в рознице. Источники «Ведомостей» отмечали, что в совещании участвовали министр энергетики Александр Новак, представители Федеральной антимонопольной службы, Минфина, руководители нефтяных компаний, среди которых были названы Леонид Михельсон («Новатэк»), Вагит Алекперов («Лукойл»), Михаил Гуцериев («Русснефть»), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), а также представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Славнефти», «Татнефти».

Источник, близкий к одному из участников заседания, рассказал РБК, что было утверждено ранее озвученное снижение ставок акцизов на бензин и дизтопливо с 1 июня на 3 тыс. и 2 тыс. руб. за тонну, а также решение не повышать акцизы с 1 июля, как это предполагалось ранее (примерно на 700 руб. за тонну). Михаил Леонтьев сообщил, что нефтяники пообещали удерживать цены на бензин на АЗС в течение примерно месяца. «Правительство предпринимает меры простейшие по уменьшению фискального давления на отрасль, в первую очередь на нефтепереработку и розницу, а компании обязуются не повышать цены в ответ на это и использовать это время для того, чтобы договориться о каких-либо более фундаментальных, системных решениях», — заявил Леонтьев. Также он заявлял, что компания предложила правительству меры по стабилизации цен на бензин. В частности, временно ограничить экспорт топлива, ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ. «Но основное предложение — это ликвидировать ту фискальную модель, которая привела к приоритету экспорта бензина и дизельного топлива над поставками на внутренний рынок. То есть нужно прекратить налоговый маневр — причину происходящего в отрасли», — подчеркнул представитель «Роснефти». Леонтьев возложил ответственность за сложившуюся ситуацию на фискальные органы, «которые, во-первых, способствовали формированию такой ситуации, а во-вторых, вовремя не приняли меры, чтобы хоть как-то ее скорректировать».

Налоговый маневр — это поэтапный отказ от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с пропорциональным повышением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В 2016 он был приостановлен, говорил источник в Минфине «Ведомостям». Однако в апреле этого года политическое решение о его завершении все же было принято Владимиром Путиным. В мае над реализацией манёвра начал активно работать первый вице-премьер Антон Силуанов, давно поддерживающий это решение. Кроме того, Минфин предлагал снижение акцизов как форму компенсации нефтяным компаниям потерь при реализации налогового маневра. Минэнерго выступал резко против налогового маневра, о чем в марте говорил министр Александр Новак.

Нефтяные компании, которые сопротивлялись маневру на протяжении последних лет, сейчас пытаются переиграть ситуацию, фактически используя ресурс социального недовольства. «Реализация [налогового маневра] привела к тому, что бизнес в нефтепереработке в России карается материально: его маржа в среднем по НПЗ, расположенным в европейской части России, составляет сейчас минус 17%, а до роста цен на заправках мы теряли по 5 руб. на продаже каждого литра бензина», — отметил Леонтьев. Он подчеркнул, что компании не готовы долго это терпеть, так как длительные убытки приведут к закрытию заводов.

Акцизы снижались в 2015 г., но планово и в рамках налогового маневра, говорил «Ведомостям» Сергей Ежов из Vygon Consulting, а не стремительно и вынужденно, как сейчас. Сейчас оптовая цена топлива выше розничной, в ряде регионов розница вообще убыточна, отмечал директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но если вертикально-интегрированные компании (на их долю приходится меньшая часть АЗС, но большая – продаваемого топлива) могут позволить себе такой перекос за счет внутреннего перераспределения убытков, то независимые заправки – нет. Им, как и автовладельцам, снижение акциза принесет облегчение, но скорее символическое: аналитики сходятся в том, что подешеветь топливо все равно не сможет, писал РБК.

Сокращение акцизов с 1 июня приведет к выпадающим доходам бюджета на сумму около 125 млрд руб. до конца 2018 г., говорил «Ведомостям» старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин. Но эти выпадающие доходы с избытком компенсируются дополнительными поступлениями благодаря росту цен на нефть и курса рубля, уверен он.

Тем временем, в социальном плане ситуация действительно непростая. В регионах России идут протестные акции в связи с резким ростом цен на топливо. Волна протеста против повышения цен на бензин началась с Дагестана: стихийный митинг водителей у авторынка на трассе Махачкала—Дербент прошел 20 мая, писал «Коммерсант». 26 мая в Иркутске около двух десятков легковых машин под видом поломки остановились на заправке НК «Роснефть» в микрорайоне Байкальский, таким образом выразив свой протест (акция транслировалась в соцсетях). 1 июня прошел митинг в Омске, 31 мая – в Новосибирске. Глава Сибирской ассоциации автоперевозчиков (организатор акции) Вячеслав Трунаев заявил, что участники транспортного рынка поставлены «на грань выживания». «С января предприятия работают практически в убыток, — рассказал он.— Мы начинаем проедать основные средства, скоро техника потребует ремонта, замены резины, а денег на это не будет». «У меня до 60% расходов приходится на топливо, — подтвердил «Коммерсанту» один из пришедших на акцию предпринимателей.— С учетом роста цен на запчасти это просто бессмысленный бизнес». Участники пикета развернули плакаты с лозунгами: «Нет грабительским ценам на топливо», «Дорогое топливо сожрет Россию», «Бензин как в Америке, а жизнь как в Гондурасе», «Бензин в России добывают из золота?». «Мы посчитали дополнительные расходы на транспорт в городе в условиях роста цен на бензин — это 100 млн руб., — поддержал критику мэр Новосибирска Анатолий Локоть. — Это просто караул».

4 июня в Братске пройдет автопробег против повышения цен на бензин, а 7 июня — митинг в Иркутске в сквере имени Кирова: заявка подана в мэрию Иркутска на участие 1 тыс. человек. По словам главы омского «Яблока» Татьяны Нагибиной, ожидается 300 человек. «Минимум в десяти регионах мероприятия проводились от имени Федерации автовладельцев России, хотя мы ничего такого не планировали, — заявил «Коммерсанту» лидер ФАР Сергей Канаев. — Чьих это рук дело, пока не ясно, но эта инициатива точно не снизу». Канаев добавил, что информация о снижении акцизов с 1 июня поступила в ФАР еще неделю назад. «В любом случае, конечные цены на бензин вниз не пойдут, — говорит он. — Проблема не в жадности бизнеса, а в жадности чиновников».

Тем временем ни системная, ни внесистемная оппозиция в России пока не пытаются возглавить протест, поддерживая его либо локально, либо без непосредственного вовлечения в его организацию. По данных анонимных телеграм каналов, ситуация находится на особом контроле со стороны президентских структур, которые якобы предупредили лидеров политических партий не использовать тему недовольства ростом цен на бензин для извлечения политических дивидендов. Тем временем, Геннадий Зюганов сделал специальное заявление, в котором потребовал от правительства зафиксировать розничные цены на бензин на уровне марта-апреля. Он также возложил ответственность за ситуацию на нефтяников – но более значимых шагов не делал. Остальные партии участвуют в акциях протеста лишь на региональном уровне, где отдельные депутаты или политики пытаются присоединиться к протестным акциям. «Яблоко» и городские депутаты в Омске стали организаторами протестных мероприятий.

Внесистемная оппозиция делает пока ставку на информационную кампанию: СМИ Алексея Навального и интернет-канал Навального активно обсуждают рост цен на бензин, критикуя власти. Однако призывов к массовым протестам пока нет – возможно, потому что сам Навальный с 15 мая находится под арестом на 30 суток за несанкционированную акцию 5 мая. Также по этому делу арестованы ряд членов его команды.

Сразу после выборов резко обострились противоречия в треугольнике отношений: государство – ТЭК - потребители топлива. Государство заинтересовано в мобилизации финансовых ресурсов для реализации майского указа, а для этого требуется завершение налогового маневра. Кроме того, стабильной задачей остается недопущение социально-политической напряженности. Однако резкий рост цен на топливо стал сильнейшим ударом и по автомобилистам, и по бизнесу (особенно АПК), что подтолкнуло протестную активность и заставило правительство пойти на экстренное снижение акцизов. Наконец, есть и сторона нефтяного бизнеса, для которого при нынешних условиях нефтепереработка выходит в минус. Нефтяные компании пытаются воспользоваться ситуацией, чтобы вывести власть на более системный диалог с целью убедить ее отказаться от налогового маневра. Однако снижение акцизов скорее содействует завершению маневра: именно этого добивался Минфин, предлагая обнулить экспортные пошлины и поднять НДПИ. При этом важно учитывать, что сами нефтяники активно работают с «низами», продвигая идею ответственности за кризис именно правительства и его неразумной налоговой политики. Все это указывает на системное обострение топливной проблемы, что и потребует от власти необходимости искать системное же решение.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2018
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна