10.09.2018 | Политком.RU

Выборы в регионах: возвращение конкуренции

Выборы9 сентября в России прошел Единый день голосования. В 22 регионах проходили выборы губернаторов, шесть из которых переизбирались на новый срок. В 18 из них победили кандидаты, поддержанные властью. В четырех регионах состоятся вторые туры – ранее за весь период после восстановления прямых выборов губернаторов второй тур был лишь в одном субъекте Федерации (Иркутской области, где в 2015 году победил коммунист Сергей Левченко).

После пенсионной реформы при электоральном выборе граждан в регионах произошло полное замещение внешней повестки внутренней. Если раньше голосование в значительной степени было выражением политической лояльности, то сейчас избиратели голосуют не за власть в целом, а за конкретного политика, рассматривая его сильные и слабые стороны.

Несмотря на активное использование муниципального фильтра в электоральную сферу вернулась конкуренция. При этом ни в одном регионе не было «иркутской» ситуации образца 2015 года. Тогда в Иркутской области произошел раскол элит, а кандидат от КПРФ Левченко был намного более опытным политиком, чем тогдашний губернатор (в активе Левченко было многолетнее депутатство в Государственной думе, а также второе место на предыдущих губернаторских выборах с минимальным отрывом от победителя). На нынешних выборах у губернаторов не было таких соперников-«тяжеловесов».

В трех из четырех регионах, где пройдут вторые туры, главная проблема власти – моральный износ действующих губернаторов. В этих случаях избиратели скорее голосовали не «за», а «против» - это чистое протестное голосование. Только в Приморском крае президентский назначенец Андрея Тарасенко не смог победить в первом туре. Но, во-первых, речь идет об очень сложном регионе, а, во-вторых, он все же почти в два раза опередил своего соперника, Андрея Ищенко, баллотировавшегося от КПРФ, и имеет хорошие шансы на успех во втором туре. Хотя Ищенко является мотивированным кандидатом и будет бороться за победу.

Ищенко родился в 1981 году. Депутат Законодательного собрания Приморского края. По образованию инженер-судоводитель, был помощником капитана на судах Дальневосточного морского пароходства. С 2011 года занимается бизнесом, в 2014 году возглавил строительную компанию «Аврора-Строй», которая занимается жилищным строительством в городах Приморского края.

В Хабаровском крае губернатор Вячеслав Шпорт занимает свой пост с 2009 года. Его на несколько десятых долей процента опередил представитель ЛДПР Сергей Фургал.

Фургал родился в 1970 году. По образованию врач, с 1990-х годов занимается бизнесом – вначале импортом китайских товаров народного потребления, затем - торговлей лесоматериалами и сбором металлолома. В 2007 и 2011 годах избирался депутатом Госдумы по списку ЛДПР, в 2013 году участвовал в губернаторских выборах, на которых проиграл, но получил почти 20%. В 2016 году был избран депутатом Госдумы по одномандатному округу в рамках соглашения с «Единой Россией» (в округе не было кандидата-«единоросса»). В ходе нынешней избирательной кампании ожидалось, что ЛДПР выдвинет кандидатуру не Фургала, а более слабого политика, а Фургал удовлетворится статусом федерального депутата. Однако в последний момент он все же был выдвинут, что резко ослабило позиции Шпорта.

В Хакасии Виктор Зимин также руководит регионом с 2009 года. Перед началом избирательной кампании были слухи о возможности его отставки, но они не реализовались. На ситуацию в республике кроме слабости ее главы оказала влияние ситуация с бизнесом Олега Дерипаски, столкнувшимся с серьезными трудностями из-за введенных против него американских санкций. В результате Зимин серьезно отстал от кандидата КПРФ Валентина Коновалова.

Коновалов первоначально не выглядел серьезным соперником Зимина. Он родился в 1987 году. По образованию юрист, в студенческие годы вступил в КПРФ, возглавил региональное отделение комсомола. Дальнейшую карьеру делал в организации КПРФ, возглавлял Абаканский горком партии, был вторым секретарем республиканского отделения, а в нынешнем году был избран первым секретарем. Никогда не избирался депутатом федерального и регионального уровней, является лишь депутатом городского совета Абакана. Очень высокий результат молодого политика – результат чисто протестного голосования.

Самая необычная ситуация сложилась во Владимирской области. Светлана Орлова руководит ею с 2013 года, но уже подвергается активной критике – первоначальный кредит доверия оказался быстро растрачен. Также распространялись слухи о ее скорой отставке, примечательно, что Владимир Путин на встрече с ней с явной иронией прокомментировал заявление губернатора о том, что построенная в области дорога лучше, чем трасса Франкфурт-Страсбург. Однако Орлова все же пошла на выборы, причем муниципальный фильтр не преодолел ее главный потенциальный соперник, представитель КПРФ Максим Шевченко. Остальные кандидаты были лояльны областной администрации. Однако Орлова получила сопоставимое количество голосов с Владимиром Сипягиным от ЛДПР, фактически игравшего роль кандидата-дублера.

Сипягин родился в 1970 году, окончил Владимирский филиал Российской академии государственной службы. До 2013 года не был заметен во владимирской политике, пока не стал координатором регионального отделения ЛДПР. Был избран депутатом областного Законодательного собрания по списку ЛДПР, где с согласия областной администрации возглавил комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии. Когда в 2015 году депутат Госдумы от ЛДПР Виталий Золочевский подверг критике Орлову, Сипягин встал на защиту губернатора. Таким образом, во втором туре из-за высокого уровня протестных настроений и желания многих избирателей проголосовать за кого угодно, только не за действующего губернатора, оказался слабый и изначально совершенно не мотивированный политик. Интересно, что Владимир Жириновский даже перепутал его фамилию, когда приезжал за него агитировать.

Электоральных проблем у власти могло быть больше, если бы не предвыборные соглашения. В ходе избирательных кампаний межпартийные и внутриэлитные договоренности в целом преобладали над конкуренцией. В Орловской и Омской областях Кремль и «Единая Россия» поддерживали и.о. губернаторов, назначенных президентом, но принадлежащих к другим партиям. В Орловской области - кандидата от КПРФ Андрея Клычкова, в Омской области – кандидата от «Справедливой России» Александра Буркова (на прошлых губернаторских выборах в Свердловской области Бурков отказался от выдвижения, что помогло губернатору Евгению Куйвашеву спокойно переизбраться на новый срок).

Характерен отказ КПРФ от выдвижения своего кандидата на пост губернатора в Новосибирской области, где мэром Новосибирска является коммунист Анатолий Локоть, которому обещано сохранение выборности. КПРФ также отказалась от участия в выборах в Алтайском и Красноярском краях и Омской области. А в Амурской области ЛДПР не выдвинула кандидата на губернаторских выборах, а «Единая Россия», взамен, не участвовала в выборах депутата Госдумы, на которых победил член ЛДПР Андрей Кузьмин. Еще один представитель ЛДПР, Иван Абрамов, ранее бывший депутатом по этому округу (в рамках межпартийного соглашения 2016 года), станет членом Совета Федерации. Похоже, что в Амурской области реализовался сценарий большого компромисса, на который в Хабаровском крае не пошел Шпорт.

Примечателен опыт компромисса в Саратовской области, где губернаторских выборов не было, но состоялись дополнительные выборы в Госдуму по двум округам, которые были разделены между кандидатами от «Единой России» (Евгением Примаковым, внуком покойного экс-премьера) и КПРФ (Ольгой Алимовой).

Впрочем, от компромиссов следует отделять давление без договоренностей, которое привело в ряде случаев к резкому снижению уровня конкуренции. Так, в Якутии «Гражданская платформа» отозвала выдвинутого кандидата Эрнста Березкина, который на аналогичных выборах в 2014 году занял второе место, получив 29,5% голосов (эта история еще раз подтвердила, что выдвижение перспективных кандидатов от малых партий чревато рисками). В Якутии на выборах главы республики легко победил Айсен Николаев, но его преемницей на посту мэра Якутска стала представительница оппозиции Сардана Авксентьева, представляющая маленькую Партию возрождения России.

В Псковской области губернатор Михаил Ведерников договорился о коалиции с местным лидером «Справедливой России» Михаилом Брячаком. Однако ни о каком соглашении с «Яблоком», возглавляемым в регионе Львом Шлосбергом, не могло быть и речи. Однако выдвинутый партией глава Плюсского района области Виталий Аршинов снял свою кандидатуру, объяснив, что «нашел взаимопонимание» с Ведерниковым. Шлосберг назвал происшедшее «результатом прямого криминального давления» на кандидата. «Яблоко», как и ПАРНАС, не было допущено к выборам в думу Ярославской области – в результате ПАРНАС потерял «региональную льготу», позволявшую участвовать в выборах в Госдуму без сбора подписей.

Что касается участия в выборах «Единой России», то партия победила на выборах в большинство региональных законодательных собраний по партийным спискам. Исключение составили три региона, где ее опередила КПРФ – Иркутская область (с губернатором-коммунистом), Хакасия (со вторым туром выборов), а также Ульяновская область как результат морального износа губернатора Сергея Морозова, занимающего свой пост с 2004 года (характерно, что кандидат от КПРФ победил там «единоросса» еще на выборах в Госдуму 2016 года). В последний раз «Единая Россия» не получала хотя бы относительного большинства по спискам на региональных выборах в 2006 году. На выборах в горсовет Красноярска по спискам победила ЛДПР (в условиях снятия списка «Патриотов России», представлявшего интересы Анатолия Быкова), в горсовет Великого Новгорода – КПРФ.

Кандидаты от «Единой России» победили также в пяти из семи округов, то есть во всех, где они выдвигались – бывший мэр Калининграда Александр Ярошук (Калининградская область), олимпийский чемпион Дмитрий Сватковский (Нижегородская область), вернувшийся в Думу Александр Хинштейн (Самарская область), бизнесмен Сергей Веремеенко (Тверская область) и упомянутый выше Примаков-младший.

Таким образом, пенсионная реформа ослабила позиции власти на региональном уровне, но не подорвала их. Теперь многое зависит от дальнейшего развития событий – как от объективных (макроэкономических показателей, роста цен в результате повышения НДС и др.), так и от субъективных (качества политического менеджмента) факторов. В любом случае, в новых условиях федеральному центру будет сложнее работать с регионами – даже «единороссовские» губернаторы могут требовать больше преференций для своих регионов, мотивируя это протестными настроениями, которые могут конвертироваться в успехи оппозиции.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2018
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна