01.10.2018 | Политком.RU

Пенсионная реформа: отношения власти и системной оппозиции

Володин, Зюганов25 сентября Госдума приняла во втором, основном чтении проект законопроекта о пенсионной реформе с учетом смягчений, предложенных президентом. Пенсионный возраст в России будет поэтапно повышен с 2019 года до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Законопроект поддержали 326 депутатов, 59 парламентариев выступили против реформы, один воздержался. 27 сентября Госдума одобрила закон в третьем, итоговом чтении. «За» проголосовали 332 депутата, 83 – «против».

Всего в голосовании во время второго чтения приняли участие 386 депутатов. За проголосовало 326 человек (все — депутаты от «Единой России»), против — 59 (КПРФ в полном составе и часть эсеров – некоторые из них отсутствовали по уважительной причине, но также были против: это консолидированная позиция фракции), воздержался — депутат от «Единой России» Заур Аскендеров. ЛДПР не голосовала вовсе, кроме одного депутата — Юрия Волкова. 12 парламентариев от партии власти не присутствовали на заседании — шесть из них были на больничном, еще шесть — в командировках. Однако еще три парламентария партии большинства, судя по данным на сайте Госдумы, также не голосовали. Один из них, как и в прошлый раз, — Сергей Железняк. Наталья Поклонская, которая на первом чтении высказалась против законопроекта, в этот раз решила просто проигнорировать голосование.

Пенсионная реформа стала главной проблемой Кремля, текущего политического сезона, а также триггером протестных настроений, которые привели к проигрышу ряда кандидатов от власти на губернаторских выборах. Рассмотрение и принятие законопроекта о повышении пенсионного возраста во втором чтении было в связи с этим наиболее важным этапом, пройти который Кремль стремился максимально безболезненно.

Одно из главных испытаний – отношения с системной оппозицией. Несмотря на то, что наблюдатели привыкли считать КПРФ и ЛДПР «конструктивными» и договороспособными политическими силами, в условиях снижения рейтинга власти, противоречивых региональных выборов, неготовности системной оппозиции поддерживать пенсионную реформу и в принципе разделять за нее ответственность, политические риски прохождения реформы через парламент во втором чтении заметно выросли.

Много шума наделала утечка в газете «Ведомости», где некий источник, близкий к администрации президента, обещал наказать ЛДПР и КПРФ за позицию на региональных выборах: «Они перешли через красную линию, по сути, стали внесистемной оппозицией и могут теперь разделить ее судьбу». По его словам, под Фургала власть в 2016 г. расчищала округ в Госдуму, на губернаторские выборы он шел техническим кандидатом и обещал не вести кампанию, а в итоге дезавуировал свое согласие стать вице-губернатором при Шпорте. Среди возможных мер наказания источник назвал намерение власти не согласовывать для этих партий регионы под выборы, не помогать с прохождением муниципального фильтра. Газета также сообщила, что Жириновскому и Зюганову пока отказывают в проведении встречи с президентом Владимиром Путиным. Впрочем, позднее Дмитрий Песков заявил, что подобная информация безосновательна. А источник агентства «Интерфакс», близкий к внутриполитическому блоку администрации президента, также заявил, что данные о наказании являются фейком и носят провокационный характер. Позиция Кремля заключается в том, что главное – легитимность, выборы доказали, что политическая система работает, конкуренция есть.

На этом фоне лидер КПРФ Геннадий Зюганов сообщил, что в субъектах РФ, где недавно прошли выборы глав регионов, будет формировать вместе с ЛДПР коалиционное правительство. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в беседе с «Интерфаксом» подтвердил, что у него есть договоренность с руководством КПРФ о формировании коалиционных правительств во всех тех субъектах РФ.

Тем не менее, несмотря на такой рост потенциальной напряжённости между Кремлем и КПРФ-ЛДПР, голосование за пенсионную реформу прошло относительно спокойно. 40 из 41 депутатов КПРФ проголосовали против принятия законопроекта во втором чтении, но ЛДПР просто не стала голосовать (партия не воспользовалась опцией «воздержались»). Кроме того, обе партии поддержали внесение в законопроект президентских смягчающих поправок. Поправки Владимира Путина, в частности, включают установление возраста выхода на пенсию для женщин на уровне 60 лет, а не 63, как изначально предлагало правительство; сохранение льгот для ряда категорий граждан и меры по защите интересов россиян предпенсионного возраста. КПРФ объяснила свою позицию тем, что партия сумела мобилизовать народное недовольство против пенсионной реформы, что заставило президента пойти на уступки. Однако представители КПРФ уверяют, что продолжат проводить массовые акции протеста. ЛДПР заявила, что президент учел ряд предложений этой партии.

Таким образом, прохождение пенсионной реформы через Госдуму прошло относительно спокойно, и итоги региональных выборов не оказали на него существенного влияния. В определенной степени это можно назвать заслугой спикера Госдумы Вячеслава Володина, который по большей степени и приложил усилия к тому, что КПРФ и ЛДПР вели себя относительно конструктивно.

Второе важное испытание, которое власти пришлось преодолевать – риски массовых акций протеста, которых, по большому счету удалось избежать. КПРФ провела митинг 22 сентября, собрав в Москве около 1500 человек. В день рассмотрения законопроекта во втором чтении у здания Госдумы в стихийной акции протеста приняло участие около ста человек, среди которых были представители КПРФ, «Левого фронта», «Яблока» и профсоюзов. Рядом с одиночным пикетом вышел координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, которому, согласно решению суда, запрещено посещать митинги до 2021 года.

«Левада-центр» указывает, что доля россиян, желающих лично принять участие в массовых протестах против пенсионной реформы, за последний месяц резко сократилась. Если в августе протестовать против повышения пенсионного возраста были готовы 53% респондентов, то в сентябре – только 35%. При этом почти 40% опрошенных считают, что предложения, выдвинутые президентом Владимиром Путиным в его телеобращении 29 августа, никак не меняют параметры пенсионной реформы, еще 25% полагают, что они ее даже ухудшают, и лишь 29% согласны, что они смягчают первоначальные планы правительства. Не в лучшую сторону изменилось после телеобращения и отношение к самому Путину: 34% тех, кто знаком с этим выступлением, стали относиться к президенту хуже и только 7% – лучше. Число одобряющих реформу немного выросло, заявил «Ведомостям» социолог «Левада-центра» Денис Волков: «То есть она в целом стала чуть более приемлема. Но если смотреть на ситуацию в целом, то предложения Путина ничего не изменили, а отношение трети россиян к нему после его обращения ухудшилось. От президента ждали большего – что он отменит реформу или ее затормозит, но этого сделано не было». Из его слов следует, что снижение уровня протестов связано с тем, что население смирилось, понимая невозможность переиграть реформу.

Наконец, третий вызов для власти, как следствие принятия пенсионной реформы, – рост протестных настроений, что показали последние региональные выборы. Кремль будет вынужден адаптироваться к новой реальности, когда население готово голосовать за кого угодно, кроме кандидатов от власти, даже если за ними стоит имя Владимира Путина.

Пока просматривается два ключевых направления внутрикремлёвской дискуссии. Первое – это ускорение ротации на губернаторском уровне, что показали последовавшие после выборов кадровые решения в отношении трех глав регионов (подробнее об этом ниже). Администрация президента пытается учесть фактор народного недовольства и выводить из власти тех, кто вызывает раздражение. Однако тут появляется определенное противоречие: Кремль стремится использовать корпоративный подход применительно к политической сфере, пытаясь подбирать на посты губернаторов «эффективных» менеджеров, не считаясь ни с их политическим опытом, ни с узнаваемостью или способностью выстраивать внутриэлитные балансы (лишь новый губернатор Приморья тут скорее исключение). Это происходит в логике «назначения», где выборы играют вспомогательную роль и призваны легитимировать выбор Кремля. В условиях роста протестных настроений это может усугубить проблемы.

Второе направление – партийная реформа, которая может происходить за счет сокращения числа партий и реструктуризации оставшихся. Преобразования могут затронуть и «Единую Россию». В руководстве «Единой России» признали наличие внутренних проблем в партии, ставших причиной поражения некоторых ее кандидатов на выборах в регионах 9 сентября. «Кампания проходила на фоне жестких дискуссий по изменению пенсионного законодательства, в жесткой конкурентной борьбе, на фоне негативных тенденций. Тем не менее предварительный анализ показывает, что причины поражений в отдельных регионах – это прежде всего наши с вами внутренние проблемы, которые, безусловно, можно и нужно исправлять», – заявил секретарь Генсовета ЕР Андрей Турчак на заседании президиума Генсовета. По итогам выборов партия сделает выводы – кадровые, организационные и в целом по «донастройке» партийных структур, сообщил он. По словам Турчака, результаты партии на выборах «напрямую коррелируются с обновлением». «Там, где у нас работали молодые, по-хорошему амбициозные секретари, там высокие результаты», – заявил он. Отказ ряда отделений ЕР в регионах от проведения соцопросов также стал одним из факторов, повлиявших на результаты партии. Турчак заметил, что и внутриэлитные конфликты в ряде регионов стали причиной плохих результатов ЕР. А в ряде регионов представители ЕР не смогли через разъяснительную работу преодолеть негатив в освещении пенсионной реформы, что и сказалось на итогах выборов.

Пенсионная реформа, снижение рейтингов, разбалансировка в партийной системе, противоречивое положение «Единой России», - все это в совокупности ставит перед властью задачу адаптации к новой реальности. Главная проблема тут, однако, связана с тем, что весь механизм управления внутренней политикой построен на фундаментальном условии высокого уровня электоральной поддержки населением политического лидера в лице Владимира Путина. Когда этот фактор ослабевает, вся система, механизм управления «вертикалью», приходит в состояние подвижности: оживляется системная оппозиция, население находит формы протестного голосования даже при зачищенном политическом поле. За все 18 лет Кремль никогда не сталкивался с ситуацией, когда выборы приходилось проводить в условия нарастающего протеста (в 2005 и 2011 году это удалось относительно быстро купировать уступками). В этот раз остается два направления гипотетического реагирования – либо идти по пути ужесточения режима, вплоть до отмены прямых выборов губернаторов, либо по пути управляемой либерализации, но тут появляется другой риск – выпустить ситуацию из-под контроля.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2018
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна