01.02.2008 | Татьяна Становая

Либерал в шкуре государственника

Вчера кандидат на пост президента Дмитрий Медведев выступил на всероссийском форуме промышленников и предпринимателей «Инвестиционная политика и региональное развитие». Медведев неоднократно подчеркнул, что его выступление не затрагивает всего комплекса проблем развития российского бизнеса: вскоре будет обнародована его программа. Однако обозначил ряд политически значимых приоритетов, свидетельствующих об ощутимых расхождениях с «дирижистами», но идентичных «государственническим» акцентам «путинского курса». Время для озвучивания чисто либеральных идей пока не пришло.

Выступление Медведева на форуме привлекло особенно много внимания, и бизнес волнует, прежде всего, вопрос, ждет ли «путинский курс» хоть какая-то коррекция. За период правления Владимира Путина отношения власти и бизнеса претерпели кардинальные изменения. Бизнес стал политически лояльным и социально ответственным, а власть в обмен на это обещает ему поддержку на внешних рынках. Пока либеральные ожидания не оправдались: выступление Медведева полностью гармонировало с устоявшимися приоритетами власти в отношениях с бизнесом, однако в отличие от Путина Медведев не стал «строить» бизнесменов. Напротив, он подчеркнул положительные стороны такого формата сосуществования.

В первую очередь, он пообещал самую широкую поддержу бизнеса, заинтересованного в скупке активов за рубежом. «Бизнес должен быть уверен в том, что он всегда получит поддержку государства на мировых рынках — это обязанность государства. И особенно в тех сферах, где идет глобальная конкуренция, например, в энергетике и в высокотехнологичном машиностроении», - заявил он. Медведев назвал приоритетом агрессивную поддержку экспорта посредством финансовой (кредиты от государственных институтов развития), административной и информационной поддержки государства.

Важнейшей задачей Медведев назвал снижение технологической зависимости от Запада. И здесь он предложил в качестве выхода приобретение зарубежных предприятий. Напомним, что около года назад помощник президента России Виктор Иванов выступил с инициативой создания Объединенной станкостроительной корпорации, которая получила бы монополию «в области импорта и экспорта продукции станкостроения». Речь шла о попытках защитить отечественных станкопроизводителей, которые проигрывают в своей конкурентоспособности зарубежным. Идея не получила политической поддержки, однако сам факт ее обсуждения и попытки продвижения говорят о наличии влиятельных сторонников внутри путинского окружения. Медведев, не поддержав ставку на защитные меры в отношении отечественного станкостроения, тем не менее, не обозначил в качестве приоритета облегчение импорта зарубежного оборудования. Он нашел третий выход: покупать зарубежные активы. С одной стороны, это очень амбициозная цель и соответствует патриотическим настроениям российского населения. С другой, это может оказаться попыткой не ввязываться в дискуссию. В то же время, возможно, в данном случае Медведев нашел идеальную политическую формулу своей позиции, при которой можно подчеркнуть стремление России к независимости от Запада и одновременно интеграции с ним путем покупки западных активов.

Большое внимание Медведев уделил и другим приоритетам «путинского курса»: развитие инновационной экономики, поддержка фундаментальных исследований и внедрение высокотехнологичного производства.Все, что говорил Медведев в своем вступительном слове, скорее было связано с интересами государства. Очевидно, что бизнес ждал несколько иного диалога: неких сигналов о наиболее острых проблемах бизнеса в России с учетом того формата отношений, который сложился при Путине. Речь идет о проблемах налогового администрирования (так называемый «налоговый терроризм», который был признан и Путиным, но все же не получил должного внимания на уровне правительства), возврате НДС, снижении административного давления, проблеме неэффективности бюрократии и коррупции. Это наиболее актуальные и острые проблемы для бизнеса сегодня. Однако ни по одному из них Медведев не обозначил свою позицию.

В то же время он отметил, что есть некий набор иных вопросов, которые обязательно будут обсуждаться. Судя по всему, Медведев пока придерживает основной набор своих приоритетов в экономической сфере до обнародования программы – это должно произойти в середине февраля. Тем не менее, по одной из проблем он все-таки ответил в заключительном слове, реагируя на выступления участников форума. Речь идет о госкорпорациях. И здесь его позиция была однозначно более либеральной, чем общий курс, который проводится правительством. «Государственные корпорации нужны только в тех отраслях, где без них не обойтись, и только на определённый период», - заявил Медведев, назвав сферу ЖКХ и нанотехнологий. Напомним, что сейчас активно создаются госкорпорации и в конкурентоспособных областях, например, «Ростехнологии», куда вошел АвтоВАЗ и ряд других «рыночных активов». Появляются корпорации в судостроении, авиастроении и т.д. Тот факт, что Медведев не назвал их, говорит о несколько осторожном отношении к подобным инициативам.

Выступление Медведева трудно назвать четко либеральным, скорее, «государственническим». Однако, судя по всему, он пока просто не раскрывает карты, одновременно стремясь в рамках заданных параметров отношений власти и бизнеса найти привлекательные для последнего перспективы, и в качестве представителя власти сделать акценты не на примате государственных интересов, а на уникальных возможностях по поддержке бизнеса.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна