Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.10.2010 | Татьяна Становая
Электоральное правительство
21 октября президент РФ Дмитрий Медведев назначил новым руководителем аппарата правительства России Вячеслава Володина. На этом посту он сменил Сергея Собянина, который в четверг был утвержден Мосгордумой в должности мэра Москвы. Назначение Володина стало неожиданностью – в числе фаворитов фигурировали близкие к Путину или Собянину кандидаты. Назначение Володина означает, что тандем пока ограничился минимальными кадровыми перестановками, что лишило Медведева возможности расширить поле своего неформального влияния в системе власти.
О том, что новым главой аппарата правительства может быть назначен Вячеслав Володин – сообщило информационное агентство «РИА Новости» поздно вечером 20 октября. До этого его фигура всерьез не рассматривалась. Предполагалось, что кадровое решение может быть принято в рамках нескольких возможных сценариев. Наиболее вероятным сценарием считалось назначение не менее влиятельного и при этом близкого к Путину функционера правительства: назывались имена вице-премьера Игоря Сечина или первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако против этого сценария тот факт, что обоих такое решение могла бы скорее означать сокращение возможностей и в некотором смысле даже «понижение». Более того, например, Сечин имеет непростые отношения с рядом членов правительства (например, с министром природных ресурсов Игорем Трутневым, вице-премьером и министром финансов Алексеем Кудриным и министром обороны Анатолием Сердюковым), а работа главой аппарата требует способности координировать работу всего кабинета министров, для чего нужны более или менее ровные отношения со всеми его членами. Проблема Шувалова состоит в том, что за ним закреплена привилегированная роль отношений с иностранными инвесторами, проблематика ВТО; также он является главным связующим звеном кабинета в отношениях с Кремлем. Разрушать эту сложившуюся систему было бы нерационально, тем более что и для самого Шувалова возвращение на пост главы аппарата правительства (который он покинул еще в 2003 году) было бы также понижением.
Существовал сценарий «пакетных» кадровых перестановок, при которых ротация затронула бы и администрацию президента, что дало бы Медведеву возможность расширить свое влияние на собственную администрацию. Предполагалось, что в рамках этого сценария главой аппарата может стать Сергей Нарышкин, а место руководителя администрации президента займет «медведевский» человек (например, Константин Чуйченко). Отказ от реализации этого сценария означает, что Медведеву не хватает ресурса для кадровой экспансии. Косвенно это также может свидетельствовать о том, что Путин при любом сценарии решения «проблемы-2012» хотел бы сохранить свободу маневра и максимум ресурсов, в том числе политических.
Наконец, третий сценарий был скорее техническим и маловероятным – приход на пост руководителя аппарата технического менеджера (Кирилл Андросов) или кого-либо из людей Собянина (Анастасия Ракова). В этом случае такой руководитель, скорее всего, утратил бы пост вице-премьера, однако Путину нужен был сильный аппаратчик, способный своим авторитетом принимать решения и влиять на «тяжеловесов» внутри кабинета министров и за его пределами. В рамках третьего сценария кандидатам явно не хватило политического капитала.
Вячеслав Володин родился в 1964 году в Саратовской области, где и начал свою политическую карьеру. Он избирался депутатом Саратовского городского и Саратовского областного Советов народных депутатов. С 1991 года он начал работать депутатом, заместителем председателя Саратовской областной Думы, с 1992 года - управляющим делами, заместителем главы администрации Саратова. В 1996 году вошел в правительство Саратовской области при губернаторе Дмитрии Аяцкове, с которым впоследствии оказался в состоянии длительного политического конфликта. На фоне политического кризиса 1998-1999 гг. Володин поднялся на федеральный уровень, став в итоге одним из лидеров в новом блоке ОВР, созданном при поддержке Юрия Лужкова и Евгения Примакова. В декабре 1999 года Володин был избран депутатом Госдумы, с 2001 года руководил одноименной фракцией. В январе 2003 года, при объединении «Единства» и ОВР, стал одним из лидеров новой партии «Единая Россия». Занял посты вице-спикера, первого заместителя руководителя фракции «ЕР». С апреля 2005 года – секретарь президиума генсовета партии.
Назначение Володина позволяет понять несколько важных моментов в работе как премьера, так и системе принятия решений в целом. Это углубление процессов интеграции правительства и партии власти. Процесс начался еще в 2004 году, когда был снят запрет на партийную принадлежность чиновников. Однако перелом произошел после того, как партию власти возглавил Владимир Путин. Если раньше «ЕР» могла дистанцироваться от кабинета министров, остро критиковать отдельных членов правительства, то сейчас ей это делать намного сложнее (хотя традиционные стычки с министром финансов время от времени имеют место), партия в большей степени вынуждена разделять ответственность за принимаемые решения.
До сих пор можно вспомнить лишь одно крупное кадровое решение, при котором функционер «ЕР» переходил из Госдумы в правительство – это назначение в 2004 году Александра Жукова заместителем главы правительства. Это было исключительным решением, так как партия власти и депутаты всегда находились на периферии реального кадрового резерва президента и структур исполнительной власти. Жуков был обязан новому взлету в своей карьере особой роли в бюджетном процессе – к 2004 году как глава бюджетного комитета в Госдуме он неплохо сработался с министром финансов Алексеем Кудриным, став «идеальным» техническим вице-премьером, отвечающим за бюджетный процесс и связи с парламентариями. Но в ситуации прихода в правительство Вячеслава Володина нельзя проводить аналогии даже с назначением Жукова.
Володин в этом контексте не просто высокопоставленный член партии, а партийный функционер и публичный политик. В «Единой России» он считался человеком первого заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, оказывающим ему поддержку в ключевых вопросах, например, во время конфликта вокруг Химкинского леса (тогда он дал жесткую политическую оценку оппонентам власти, назвав ее участников «погромщиками» и «провокаторами») – это заявление было крайне резко встречено правозащитниками и экологами.
В «ЕР» Володин выполнял роль оперативного топ-менеджера – он отвечал за избирательные кампании, согласование кандидатур губернаторов и сенаторов, выработку идеологических позиций, кадровые вопросы внутри партии. Согласно уставу, Секретарь генсовета руководит рабочими органами партии — генсоветом и президиумом, представляет партию в ее взаимоотношениях с властью, обществом, бизнесом, обладает правом первой подписи на финансовых документах, заверяет списки кандидатов в Госдуму. Его конкурентом был лидер Высшего совета Борис Грызлов и, несмотря на разницу статусов между ними, об однозначном преимуществе последнего можно говорить с большой осторожностью.
Косвенно назначение в аппарат правительства политика и одного из главных руководителей партии власти, отвечающего за выборы, можно расценивать и как некий знак, подтверждающий желание Владимира Путина вернуться на пост президента в 2012 году. На данный момент, возможно, решение пока не принято, что не мешает премьеру готовить для этого определенный плацдарм. Это подтверждают и источники «Коммерсанта», которые утверждают, что в правительство Володин «идет заниматься предвыборной кампанией Владимира Путина» (правда, неясно какой – президентской или парламентской, как в 2007 году). «Володин проявил себя как грамотный выборный управленец, он продемонстрировал свою эффективность и в последнюю региональную кампанию», - отметил источник. На новом посту он будет курировать в том числе и работу партии власти. Володин считается одним из самых эффективных политтехнологов, специалистов по избирательным кампаниям, он руководил избирательными штабами партии в 2003 и 2007 году, когда «ЕР» получила, соответственно, 37% и 64% (впрочем, в новых политических условиях, при сокращении числа участников избирательной кампании и превращении выборов в фактический плебисцит о поддержке Путина).
В то же время Медведев стремился «департизировать» назначение Володина, подчеркнув управленческий характер этого кадрового решения и совместимость нового главы правительственного аппарата с президентом. Он назначил Володина заместителем председателя президентской Комиссии по модернизации. «Я знаю, что вы человек современный и продолжите эту работу в должности зампреда правительства, и вошли в состав комиссии в качестве моего заместителя», - сказал Медведев на встрече с Володиным в четверг. «Это нужно для того, чтобы стыковать возможности правительства России и администрации президента», - пояснил Медведев. Более того, он указал, что в принятии данного кадрового решения партийная принадлежность не учитывалась.
В самой партии место Володина занял его первый заместитель и протеже Сергей Неверов, который отвечал за региональную политику и партстроительство. Грызлов предложил назначить его и главой центрального избирательного штаба. Как заявил сам Неверов «Коммерсанту», окончательное решение о том, кто будет секретарем президиума, будет принимать Борис Грызлов. Источник пояснил «Ведомостям», что это будет связано с итогами мартовских выборов.
Приход Володина в аппарат правительства может позволить начать оптимизацию инструментов и механизмов управления исполнительной властью и партией власти как единой системой. В то же время сохраняется свойственная правящей диархии система сдержек и противовесов в системе власти. Володин – протеже Суркова, но теперь их статусы уравнялись. На уровне правительства появился новый «куратор», имеющий, в отличие от Сергея Собянина, непосредственный опыт партийно-политической работы. В то же время в развитии ситуации сохраняется высокая доля неопределенности, так как многое будет зависеть от того, как своим новым статусом и положением воспользуется сам Володин, с учетом возможного противоречия между его ролью публичного политика и традиционно непубличным характером деятельности руководителя аппарата правительства.
Татьяна Становая – руководитель аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.