Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

01.03.2006

ЕВГЕНИЙ ЧИЧВАРКИН, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ КОМПАНИИ «ЕВРОСЕТЬ»: «ЕСЛИ УБРАТЬ БИЗНЕСМЕНОВ, ОСТАНУТСЯ ОДНИ МИЛИЦИОНЕРЫ И ЧИНОВНИКИ»

…Я родился в Москве 10 сентября 1974 года. Мой отец - пилот гражданской авиации, мама - экономист в министерстве внешних экономических связей. В 1996 году я окончил Государственную Академию Управления по специализации «Управление экономикой». Сразу после Академии я какое-то время работал у товарища в компании как наемное лицо, а потом вместе с ним мы сделали компанию, где стали владельцами. Это произошло через 8-9 месяцев.

- Чем занималась компания, в которой вы начинали работать?

- Я не начал, это был промежуточный период. Я всегда чем-то торговал. К тому времени я уже четыре года торговал на рынке, еще участь в Академии. Я с 1990 года чем-то торгую более-менее на постоянной основе. Компания по сотовой связи была в 1996 году.

- Чем вам был интересен бизнес?

- Я просто поверил моему другу, что этот бизнес имеет перспективы.

- А как вы относитесь к партнерству в бизнесе?

- Нормально. У людей должна быть очень высокая степень доверия друг к другу. Ну вот, например, Wimm Bill Dann. Сколько они уже вместе, и до сих пор продолжают делать свое дело.

- Но ведь часто бывает, что партнеры обманывают друг друга…

- Смотря, какая у них цель. Если цель – срубить денег, то да, конечно, может быть и такое. А если цель – сделать большой красивый бизнес, самореализоваться самому, если бизнес воспринимается как разминка для мозга – тогда наоборот: от партнера будет только помощь.

- Как был решен вопрос стартового капитала?

- Его не было. Мы просто арендовали секцию в магазине 6 кв.м. Это был 1997 год.

- Можете назвать какие-то особенности начинания бизнеса в 1997 году?

- Когда мы арендовали площадь, к нам приехала братва и сказала: «Это место пахнет медом». После с этой братвой встретились те жители Дагестана, у которых мы арендовали секцию, и попросили их не приезжать. Они больше не приезжали.

- Как развивалась «Евросеть»?

- Первые три года очень медленно, по чуть-чуть. Определенное ускорение произошло после кризиса, нужно было быстрее шевелиться. Основной упор люди начали делать на цены. Цены стали прыгать, и появился спорт: найти дешевле. Из-за этого появлялись большие рынки, которые сейчас стали цивилизованными (такие, например, как Горбушка). Цель была одна: найти дешевле. Вот мы эту идею и подхватили в 2000 году, став довольно жестким дискаунтером. После кризиса 1998 года многие места освободились. К примеру, «Техносила» была рада видеть нас, на ВДНХ нам сдавали павильоны.

- У вас существует особая политика в отношении конкурентов?

- Не копировать, не завидовать. Ну и вообще их не замечать. А вот работа с покупателями у нас ведется. О покупателях мы думаем, а о конкурентах зачем думать? И хотя за конкурентами мы на самом деле следим, немного есть того, чему они нас научили. В основном, все предыдущие годы копировали нас, иногда копировали тупо, вместе с ошибками. И сейчас это происходит.

- У вас в 2004 году появился новый пост в компании – пост президента. Чем обусловлено введение этой позиции и как изменилась структура компании после этого?

- Вообще, реструктуризация была нужна для того, чтобы дешевле и больше брать займов: вексельных займов, облигационных. Необходимо также иметь структуру, понятную для возможных будущих инвесторов.

- Динамика развития как-то резко после этого изменилась?

- Назначение на пост президента Элдара Разроева повлияло на какие-то качественные изменения, а динамика… Это как в ОПЕК, которые заявляют: «Мы сокращаем добычу нефти, мы увеличиваем добычу нефти». А на самом деле они добывают и продают ровно столько, сколько могут. Так же и мы: движемся и развиваемся, открывая магазинов столько, сколько сможем.

- Корпоративный дух присутствует в компании?

- Присутствует, но далеко не всегда я доволен тем, каков он: какой силы и качества.

- Какими качествами должен обладать сотрудник, чтобы Вы его приняли на должность уровня топ-менеджера?

- Любовь к победе, отсутствие лени и склонности к воровству.

- Можете провести различие между менеджером и собственником?

- У менеджера не может быть минуса: он может получить зарплату, может получить большую зарплату, может не получить ничего. Менеджер может работать только 8 часов в сутки, а остальное время отдыхать. А у собственника может быть минус в прибыли.

- Есть ли в вашей команде люди, которым Вы можете делегировать часть своих полномочий?

- Конечно, есть, и я делегирую. Это абсолютно естественно.

- Если возникнет необходимость в принятии решения, которое будет неприятным для коллектива, вы пойдете на это?

- Смотря что это. Если это решение одеть всех в униформу – нет, не пойду. Если произвести в выходные инвентаризацию, которая необходима для аудита, вообще никого спрашивать не буду.

- На ваш взгляд, что такое бизнес и кто такие бизнесмены?

- Бизнес – это основа современного общества. Если эту часть убрать, то останутся одни милиционеры и чиновники. Это реальная основа общества, способ развития, способ жизни. В современной ситуации без бизнеса любая страна превратится в Северную Корею за считанные годы.

- Насколько комфортно Вы себя чувствуете в бизнесе?

- Абсолютно комфортно.

- Как бизнес влияет на человека?

- На любого человека возраст влияет плохо, а бизнес влияет хорошо. Если говорить об отношении к деньгам, то появилось пренебрежение. Деньги не должны быть самоцелью. Я в бизнесе больше ради удовольствия от управления. Самореализация – это самое главное.

- Какова роль риска и удачи бизнеса? Насколько сильно нужно рисковать?

- Большинство акций, которые воспринимаются как риск – продуманы и просчитаны. Камикадзе не так много. Но место авантюре все-таки есть. Но, во-первых, авантюра и большая компания – не очень совместимые вещи. Во-вторых, за каждой вещью, за которой может скрываться авантюра, повторюсь, есть хотя бы какая-то стратегия. Идиотов нет. Все идиоты рано или поздно сильно накалываются.

- Что необходимо для того, чтобы добиться успеха в бизнесе?

- Служить своим клиентам, покупателям. Тем, кто должен тебе платить. Нужно думать о них все время, думать о том, чтобы им было хорошо, чтобы они благодарили тебя деньгами.

- Существует мнение, что для успеха в бизнесе нужны хорошие отношения с государством. Вы согласны с этим утверждением?

- Знаете, если заниматься топливом или трубопроводами, то, оно, наверное вообще необходимо. А если быть лидером по продаже индийских дымящихся палочек, то достаточно отношений с участковым милиционером. Все зависит от интересов государства в той или иной области.

- А вашему бизнесу государство помогало или мешало?

- Да нет, слава Богу, торговля – это такая вещь, которая не очень сильно регулируется. Но есть общероссийская проблема: чиновничьи поборы. Они есть абсолютно всегда и везде. И если конкретного чиновника воспринимать как государство, то, конечно, можно сказать, что это нам мешает. Возьмем, например, законы. Есть закон «О препятствии предпринимательской деятельности». Если смотреть с точки зрения законодательства, то государство нас поддерживает. А если со стороны конкретных действий конкретных чиновников, то чиновники зачастую думают о личной своей выгоде, а не о том, чтобы бизнес процветал и росли зарплаты.

Идеальный вариант: либеральные мягкие законы с жестким исполнением. А сейчас же все наоборот. Естественно, когда законами пользуются избирательно – это хуже. Например, ситуация с таможней. К большим компаниям может быть сверхпристальное внимание, а маленькие продолжают контрабанду. Избирательное применение законов – самая большая проблема нашего бизнеса. Либо есть очень жесткий закон, который вообще никак не контролируется и принимается только для того, чтобы задать вопрос конкретно какой-то компании. Это есть, про это все знают. Это как в правилах дорожного движения. По правилам, все должны быть пристегнуты. Выйдете на дорогу и посмотрите, пристегнут кто-то или нет. Или, например, на Кутузовском проспекте на протяжении 7 км нет ни одного светофора, есть пять полос, а ограничение скорости 60 км/ч. Там стоят милиционеры, мимо которых все едут больше 80 км/ч. И никто их не останавливает. Но закон есть. 90% едущих по Кутузовскому проспекту находятся за рамками закона. Так же и в бизнесе.

- Каково, на ваш взгляд, отношение общества к бизнесу?

- Плохое. Это все благодаря средствам массовой информации, которые хорошенько приложили руку к тому, чтобы отношение было негативное. А в 1997 году отношение было еще хуже. Потому что тогда было советское понимание: все торгаши – воры.

- Так будет продолжаться и дальше?

- Нет. Я думаю, отношение будет меняться. Предприниматель и коммерсант как таковой сейчас очень недооценен в нашей стране. Включите телевизор: там всех, кто заработал денег, изображают бегающими с автоматами, кокаином, кого-то обманывают, убивают, грабят. Если человек купил Мерседес, значит, он обязательно нечестный. А ведь бизнес – это работа круглые сутки (когда спишь, ты тоже думаешь). Но как только включаешь телевизор, видишь «Рублевку live» или сюжет, как честные милиционеры ловят нечестным коммерсантов.

- Кто сейчас идет в бизнес?

- Люди, которые верят в свои силы.

- А есть разница между людьми, которые шли в бизнес в 90-е годы, и теми, что идут сейчас?

- По большому счету, идут люди, которые знают, на что они способны и чего хотят. Некоторые идут из-за тщеславия, некоторые просто из-за того, что семья большая и ее надо кормить. В 90-е многие уехали в Соединенные Штаты, заключили там смешные контракты и сейчас конвертируют свои замечательные мозги за несколько тысяч долларов в месяц и живут в доме, за который еще 25 лет выплачивать кредит.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы сейчас начать бизнес?

- Нужно просто желание.

- А как же стартовый капитал?

- Ничего не нужно. Только сильное желание и все.

- А когда, по-вашему, легче было начинать свое дело: тогда или сейчас?

- Времена всегда одинаковые. Но мне кажется, тогда проще было. Хотя общественное сопротивление было сильнее. Тогда же было много бандитов. Покупательная способность была никакая. Попробуй открыть красивый продуктовый магазин в 1993 году за МКАДом в 60 тыс. кв.м – хрен бы кто туда поехал, все на рынок пойдут за вонючей зеленой залежалой на складах Польши колбасой. Помыл-обжарил… Хрен бы «Ашан» в 1993 году получил толпы народа. Денег у людей не было, чтобы покупать. Можно было начинать большие мероприятия, но толку было бы мало. В 1996 году у «Партии», по слухам, выручка была 800 млн. Люди зарабатывали деньги, соскучились по технике. Как вот раньше продавались машины, компьютеры? Даже фотографий не было. Просто было объявление: продается автомобиль такой-то. А сейчас: гарантии, сервис, подарки. И вот совсем недавно квартиры продавали: основной критерий – это цена за кв. метр. А сейчас: район, инфраструктура, название у дома. Раньше не было названий домов, просто цена за кв. метр.

Сознание полицейским разворотом не изменяется. Слава Богу, люди привыкли платить за качество и гарантию. Доверяют тем или иным маркам товара из-за того, что у них есть уверенность в этом продукте, они ценят свое время, им не надо будет потом бегать по гарантийкам и доказывать, что ты не козел. Происходит рост внутренней свободы.

- Какая, на ваш взгляд, самая большая проблема российского бизнеса?

- Все та же. Достаточно жесткое отношение к предпринимателям и коммерсантам как таковым. И со стороны общества, и со стороны представителей власти. Ну вот смотрите, программа «Дорожный патруль» показывает, как один человек напился и кого-то сбил. Ехидно так замечают, что, несмотря на то, что у человека есть деньги, он будет сидеть в тюрьме.

А почему нет ежедневных передач, где рассказывается, как бизнесмен создал самую лучшую компанию, например, по питанию? Количество жалоб на него две-три на тысячу человек, хотя у других их семь-восемь. Этот человек сделал очень хорошую и вкусную сеть, поддерживает очень хороший уровень отношения к нашим людям. Готовит из свежих продуктов и делает все очень вкусно. Спасибо ему большое, он молодец, вперед на пьедестал. А вот тот строитель делает замечательные дома. Если у всех остальных прорывается труба раз в 15 месяцев на 100 квартир, то у этого строителя этот показатель меньше в 4 раза. Более того, с одного метра построенной площади у него вырос показатель по отчислениям в налоговую. Вот на него, ребята, равняйтесь. Он показывает пример правильного ведения бизнеса. Почему этого не показывают каждый день, а только один сплошной негатив?

- Но ведь передачи такого характера у нас обычно бывают просто проплаченными.

- А должна быть господдержка! Потому что иначе, если все время говорить «свинья», то услышишь хрюканье. Вот и все. Это четко надо понимать. Если нам каждый раз говорят «козлы», то через какое-то время все начинают так считать. Это действительно серьезная проблема.

- То есть не хватает поддержки государства?

- Было бы очень хорошо, если бы она была. Вот, например, в английском Парламенте 700 лет уже сидят купцы в палате Общин. Торгаши каким-то образом влияют на принятие решений.

- Насколько сейчас велика, на ваш взгляд, вероятность появления в бизнесе фигур, подобных олигархам?

- Не знаю. Есть люди, которые обладают высоким административным ресурсом, таких сейчас много. Все зависит от таланта человека, если он хочет, то добьется. Если человек будет выполнять государственные задачи, почему бы и нет. Сделай трубопровод туда-то, построй ГЭС, АЭС…

- То есть олигарх должен быть лоялен государству?

- Все граждане должны быть лояльны государству.

- Вы верите в перспективы бизнеса в России?

- Да. Ведь уничтожить бизнес – это было бы самоубийством. Перспективы у бизнеса в России, безусловно, есть, это все question of time. Это естественный способ развития общества: оно может пройти медленно и болезненно, а может быстрее и лучше. Хорошая коммерция, хорошее предпринимательство имеют очень высокие политические дивиденды, и отношение всего развитого мира, отношение банковских, финансовых и мировых систем к России при либеральных предпринимательских законах будет лучше. У нас очень хорошее будущее. Нужно только время.

- Можно ли сравнивать российских и западных предпринимателей?

- Конечно, в чем-то можно. Западный бизнес более устоявшийся. Там есть четкие правила и высокая конкурентная способность.

- По вашим наблюдениям, отношение западных партнеров к российскому бизнесу изменилось за последние 10 лет?

- Изменилось пропорционально нашему росту. Отношение к простоте или сносности ведения бизнеса не изменилось, по-прежнему мы Западу непонятны. Многие рискуют просто из-за того, что в России огромные финансовые потоки и огромное потребление. Я имею в виду торговлю. ВВП вырос, потребление выросло, оборот вырос. Просто люди рискуют. У кого-то увеличилось доверие к нам, а кто-то учился на ошибках… Просто в случае успеха дивиденды очень высоки. Есть люди, которые уверенно воспринимают такой стиль бизнеса, «Стокман», например. Они давно начали свой бизнес в России, а развиваться и открывать новые магазины стали только 2-3 года назад. Любая компания, если она гибкая, сможет работать там, где она захочет.

- Можно сказать, что российский бизнес стал более цивилизованным?

- Да, конечно. Я знаю людей, которые бегали с обрезами в 90-е, а сейчас не любят об этом вспоминать и очень щепетильно относятся и к своему имиджу, и к имиджу своей компании. Никогда не происходит ничего непозволительного. Никогда. То, что не позволено, никогда не произойдет. А если что-то происходит, то это с позволения общества или благодаря отсутствию контроля. Камикадзе очень мало.

- Насколько напряжен ваш рабочий график? Вам удается отдыхать?

- Удается. Я не очень много работаю.

- Вы не трудоголик?

- Нет. Трудоголизм - это плохо. Победоголизм – хорошо.

- У многих успешных предпринимателей часто встречается мотив усталости. Они добились всего, чего хотели, и им стало скучно. А вам?

- У каждого свой путь: у кого-то над головой потолок, у кого-то открытое небо.

- А над вами что?

- А у меня солнце.

- Вы считаете себя успешным предпринимателем?

- Так однозначно ответить не могу. Дела пока неплохи.

- А каковы перспективы вашей компании?

- Вот когда на биржу выйдем, тогда я и отвечу на этот вопрос.

СПРАВКА

Евгений Чичваркин родился в 1974 году в Москве. В 1996 году окончил Государственную Академию Управления по специализации 'Управление экономикой'.

В 1997 году Чичваркин создал холдинг 'Евросеть'. Как утверждает он сам, идея создания компании к нему 'пришла из ноосферы'. Вместе с другим совладельцем Тимуром Артемьевым Евгений активно участвует в управлении ее деятельностью. 'Евросеть' - крупнейшая сеть салонов связи, работающая в формате дискаунтера, и один из ведущих дилеров операторов связи.

С 2001 по 2004 год 'Евросеть' заключает договора с вендорами и становится официальным партнером таких компаний, как LG, Motorola, Samsung, Siemens, Sony-Ericsson, Sagem, Philips, Pantech. Работая напрямую с основными производителями телефонов и аксессуаров, получая в процессе переговоров самые выгодные условия поставок, 'Евросеть' продолжает вести политику низких цен. 2003 год ознаменовался началом активного регионального развития.

В 2004 году открываются филиалы 'Украина' и 'Казахстан'. Юбилейный, тысячный салон 'Евросети' открыт 7 декабря 2004 г. в Грозном. Сегодня 'Евросеть' - крупнейшая компания, работающая на рынке сотового ритейла, и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Группа компаний 'Евросеть' насчитывает 16 региональных филиалов с развитой инфраструктурой местного управления. Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, персональным аудио, аксессуарами, подключение к операторам связи в России, работа с московскими и региональными дилерами и оказание информационных услуг клиентам. В компании работает более 30 тыс. человек. Ежемесячно салоны компании посещают порядка 45 млн. человек. 25 февраля 2004 г. Председателю совета директоров компании Евгению Чичваркину присуждена премия 'Персона года' в номинации 'Руководитель ритейлового бизнеса'. В апреле 2005 г. началось сотрудничество 'Евросети' с компанией NOKIA.

В июне 2005 г. компания 'Евросеть' удостоена награды 'Супербрэнд-2005', в октябре получила награду 'Брэнд Года/EFFIE 2005', а в декабре - 'Компания Года' в номинации 'Деловая репутация'.

Деятельность компании отмечена Дипломом Российского Фонда защиты прав потребителей.Оборот компании 'Евросеть' в 2005 г. превысил 2,7 млрд. долларов.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net