23.12.2010 | Александр Ивахник
22 декабря председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева сообщила, что мэрия Москвы «согласовала на 100 процентов» митинг в защиту 31 статьи Конституции в 18 часов 31 декабря на Триумфальной площади. Вместе с Алексеевой заявку на проведение акции подавали исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, глава «Мемориала» Олег Орлов, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, член «Солидарности» Роман Доброхотов и ряд других. В заявке организаторы просили согласовать митинг на 1,5 тысячи участников, но согласились с условием городских чиновников ограничить число митингующих тысячей.
Санкция властей на проведение акции для многих стала неожиданной. После молодежных националистических демаршей последовали жесткие заявления президента Дмитрия Медведева о необходимости решительного пресечения подобных действий, наведения порядка на улицах и наказания виновных, а милиция провела массовые задержания русской и кавказской молодежи, нарушающей общественный порядок или имеющей при себе холодное оружие. В такой ситуации некоторые представители либеральной общественности через СМИ стали выражать опасение, что теперь власть воспользуется удобным случаем, чтобы «закрутить гайки» по всем направлениям и придавить любую оппозиционную деятельность. Однако, санкция на проведение митинга правозащитников и демократов 31 декабря говорит о том, что этого не происходит, по крайней мере, пока.
Учитывая прошлый опыт, едва ли можно предположить, что мэрия давала свое согласие без согласования с Кремлем. С другой стороны, в недавнем интервью газете «Известия» первый замглавы администрации президента Владислав Сурков, курирующий политическую сферу, прямо связал массовые беспорядки под националистическими лозунгами на Манежной площади 11 декабря с традиционными акциями либеральной оппозиции на Триумфальной площади по 31 числам. Отсюда следует, что добро на митинг 31 декабря, видимо, исходило непосредственно от президента. Напомним, что это уже не первый случай, предыдущий митинг 31 октября также был довольно легко согласован. А спустя неделю Дмитрий Медведев наложил вето на закон, ужесточающий правила проведения публичных акций, которые, как подчеркнул в связи с этим президент, являются «одной из наиболее эффективных форм воздействия на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления через выражение общественного мнения». При этом другая заявка на проведение митинга на Триумфальной в тот же день в то же время, исходящая от Эдуарда Лимонова и его радикальных сторонников, судя по всему, согласования не получит. Таким образом, идущий внутри внепарламентской оппозиции процесс размежевания на тех, кто готов и кто не готов идти на определенные формы диалога с высшей политической властью, явно приветствуется и даже стимулируется последней.
Что из всего этого следует? Очевидно, то, что ответственным и конструктивно настроенным демократическим силам не стоит демонизировать все действия власти. Власть дает понять, что у таких сил сохраняются возможности для публичного выражения своих гражданских позиций в рамках закона. И такие возможности надо активно, но аккуратно использовать. В том числе и для того, чтобы не отдать улицу на откуп правым радикалам, сеющим национальную рознь и атмосферу страха.
Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализаЦентра политических технологий
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна