13.01.2011 | Татьяна Становая

Две ветви «Южного потока»

Идея о возможном объединении двух конкурирующих трубопроводных проектов – «Южного потока» и Nabucco - снова поднята: об этом заявил посол США в Италии Дэвид Торн в интервью итальянской газете La Stampa. Ранее это уже озвучивалось руководителями итальянской ENI. В России к подобной перспективе отношение более чем скептическое, хотя нельзя исключать, что в действительности абсолютного консенсуса на этом счет внутри тандема нет.

Как заявил Торн, многолетнее трубопроводное противостояние между Россией и Евросоюзом может завершиться объединением газопроводов Nabucco и «Южный поток». Он подтвердил, подобную точку зрения разделяет итальянская компания ENI - главный партнер России в Европе по строительству трубопровода «Южный поток». «Компания Eni изменила свою позицию, выступив в поддержку слияния проектов «Южный поток» и Nabucco, - заявил Торн, сославшись на «множество встреч» с главой Eni Паоло Скарони. - Я сказал бы, что мы находимся в фазе конструктивного диалога».

Действительно, впервые всерьез о возможном слиянии двух проектом Скарони заявил еще в марте прошлого года. Причем заявление прозвучало на фоне достаточно непростых отношений итальянкой компании с российским газовым монополистом. Например, им с трудом удавалось договариваться о вхождении в проект «Южный поток» французской компании Electricite de Francе (EdF), а российские анонимные источники говорили, что «пока Скарони не уйдет, ситуация вряд ли изменится. У итальянцев позиция неконструктивная». Контракт Скарони истекает в 2011 году.

Идея Скарони построить один трубопровод вместо двух сразу была встречена в штыки в Москве. По словам главы ENI, объединение двух проектов поможет сократить оперативные расходы и увеличить коэффициент полезного действия. По его мнению, Европа на фоне растущей потребности в газе должна увеличить инвестиции в инфраструктуру, чтобы способствовать поставкам газа из «новых источников» - таких стран, как Туркмения, Казахстан, а также с африканского континента. «От нас требуется единая стратегия», - говорил он в марте прошлого года. По его плану, несколько веток должны снабжать газом одну основную артерию, идущую в Европу. «Если партнеры договорятся объединить трубопроводы на определенном участке маршрута, мы снизим уровень требуемых инвестиций и расходы по эксплуатации, зато повысим общий доход», - заявил Скарони. ENI начала участвовать в проекте трубопровода, который свяжет Европу с Ираком. Именно Ирак рассматривается как возможная ресурсная база для Nabucco.

У итальянцев практически сразу появились союзники в лице США, что в значительной степени политизирует проблему в глазах Москвы. Спецпредставитель США по энергетике Ричард Морнингстар, встретившись в Риме с главой ENI, заявил, что Вашингтону эта идея интересна, и он готов ее поддержать. Большой интерес к предложениям Скарони со стороны ЕС подтвердил и источник газеты в Еврокомиссии. Теперь о поддержке идеи объединения высказался и посол США в Италии.

Весной прошлого года в России с большим скепсисом отнеслись к высказываниям Скарони. Министр энергетики РФ Сергей Шматко заявил, что Россия не намерена объединять свой газопроводный проект South Stream с потенциальным европейским конкурентом Nabucco. Окончательный выбор в пользу South Stream, по мнению Сергея Шматко, потребители сделают после того, как Еврокомиссия придаст ему статус приоритетного европейского проекта, который позволит ему получить доступ к финансированию ЕС. Сейчас председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подтвердил позицию России поддержку самодостаточного проекта «Южный поток». «Газпром» не против строительства газопровода Nabucco, но чем его заполнять - это проблема европейцев, заявил глава концерна Алексей Миллер в интервью, опубликованном в немецком журнале Spiegel 10 января. «Мы не выступаем против Nabucco, - подчеркнул он. - Если европейцы хотят Nabucco, они должны построить его. Мы не против, это их проблема. Нашей задачей является выполнение своих контрактных обязательств по поставкам газа нашим потребителям». По его словам, «с ежегодными 63 миллиардами кубометров газа для «Южного потока» мы не составляем ни для кого конкуренции». При этом Миллер отметил, что «Газпром» не видит проблемы в том, если какой-то участник Nabucco захочет участвовать одновременно и в «Южном потоке».

При этом нельзя исключать, что в России нет единства мнений о возможных вариантах развития ситуации вокруг «Южного потока». Показательно, что президент Российского газового общества, известный как один из наиболее влиятельных лоббистов «Газпрома», Валерий Язев называл идею Скарони «разумной». Против проекта выступает и идея президента Украины Виктора Януковича создать международный консорциум для модернизации ГТС Украины (а для этого Киев просит отказаться от «Южного потока») – ранее Москва активно продавливала этот вариант, прежде чем перейти к крупным проектам по строительству новых ветвей. Поэтому нельзя исключать, что, во-первых, неоднозначность мнений внутри российской элиты относительно идеи итальянцев будет усиливаться. А, во-вторых, что развитие отношений с Украиной и «перезагрузка» с США сыграют свою роль в том, чтобы, как минимум, смягчить позицию Москвы.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна