25.03.2011 | Максим Логвинов
Стокгольмский арбитражный трибунал в четверг вынес решение, запрещающее сделку между британской ВР и "Роснефтью". Это стало полной неожиданностью для российской стороны и даже для аналитиков, которые полагали, что "благословленный" премьером Владимиром Путиным союз состоится "при любой погоде". Но суд решил иначе. Российские акционеры ТНК-ВР - группа AAR празднует победу, но ВР все еще рассчитывает на реванш. Для этого, ей, скорее всего, придется договариваться с российскими партнерами по СП. Как в этой ситуации поведет себя "Роснефть", сказать сложно…
С одной стороны, компания неоднократно заявляла, что не хочет видеть AAR в составе консорциума по разработке Арктического шельфа, с другой стороны, помимо ВР технологиями бурения в экстремальных условиях северных морей обладают и другие крупные иностранные компании. Так что вопрос только в том, сколько захочет получить AAR за снятие своих претензий, и готова ли "Роснефть" променять ВР на другого партнера. Хотя не исключено, что у "Роснефти" уже проявляются первые признаки "стокгольмского синдрома", когда находящаяся в заложниках у AAR компания, постепенно начинает симпатизировать своим оппонентам и в конечном итоге согласится работать с ними в Арктике.
В своем заявлении британский холдинг подчеркнул, что подчинится решению суда, хотя ВР и недовольна тем, что "в результате судебного иска со стороны ААР важные для России, "Роснефти" и ВР соглашения пока не могут быть реализованы в своей первоначальной форме". Представители ВР пока не говорят о том, планируют ли они затевать новую судебную тяжбу с AAR, но отмечают, что "ВР обратится к арбитражному суду, чтобы определить возможность осуществления обмена акциями отдельно от других договоренностей". Вот только будет ли интересен "Роснефти" этот обмен без возможности реализовывать проекты в Арктике - большой вопрос. Мы рассчитываем на урегулирование разногласий со своими российскими партнерами, которое бы позволило в будущем реализовать договоренности с "Роснефтью" о работе в Арктике, отмечается в сообщении ВР. Но что попросит взамен AAR? Эксперты не исключают, что компания попросту хочет выйти "в кэш" с максимальной для себя выгодой. Эту версию подтверждают и источники близкие к компании. По их словам, за выход из ТНК-ВР AAR рассчитывает получить порядка 30 млрд. долларов деньгами и акциями самой "Роснефти". На это российская компания наверняка не согласится, как и выплачивать столь колоссальную сумму. А у ВР на это сейчас попросту нет денег, ведь ее финансовое положение изрядно пошатнулось после ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе.
Напомним, что ВР и "Роснефть" в начале января договорились о взаимном владении акциями (обмен 9,53% "Роснефти" на 5% ВР) и создании СП для работы на российском арктическом шельфе. Сделку одобрил лично премьер-министр Владимир Путин и поддержал президент Дмитрий Медведев, соответствующие бумаги были подписаны в присутствии вице-премьера Игоря Сечина в Давосе. Но консорциум ААР заявил, что сделка противоречит условиям конфиденциального соглашения акционеров ТНК-BP, в соответствии с которым, все проекты на территории России и Украины компании должны реализовывать совместно. Таким образом, союз "Роснефти" и ВР нарушает данное соглашение. Британская компания попыталась сохранить хорошую мину при плохой игре, заявив, что уведомила своих российских партнеров о грядущей сделке. Но это не помогло, и AAR обратился в суд, который заморозил все сделки до решения Стокгольмского арбитража. Последний, в свою очередь, как уже было сказано в самом начале, поддержал позицию российских акционеров ТНК-ВР. Таким образом, он фактически поставил на сделке крест. Если ВР и "Роснефти" не удастся договориться с AAR, то совместного освоения первыми двумя компаниями Арктического шельфа ожидать не приходится.
Однако эксперты напоминают, что ВР далеко не единственная компания, которая обладает технологиями бурения шельфа в экстремальных условиях северных морей. "Теоретически, партнером Роснефти может выступить любая из крупнейших западных нефтедобывающих компаний. И Shell, и Chevron, и Conoco обладают значительным опытом разведки и добычи на шельфе; к тому же, не последнюю роль в процессе освоения месторождения играют подрядчики (такие как Transocean) и производители оборудования и систем (Halliburton, Schlumberger и прочие)", - рассуждает начальник аналитического отдела Инвестиционной компании БФА Денис Демин. "Еще в начале текущего года Вагит Алекперов говорил о желании работать с "Роснефтью" в части освоения шельфа. ЛУКОЙЛ имеет опыт работы на морских месторождениях, который мог бы пригодиться при работе на шельфе", - добавляет замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. Поэтому о какой-либо монополии BP и Exxon в глубоководном бурении говорить не стоит, да и накопленный в нашей стране опыт работы на шельфе не надо сбрасывать со счетов.
Однако, скорее всего, "Роснефть" все же будет последовательно добиваться реализации проекта сотрудничества в заявленном виде, невзирая на позицию традиционных партнеров BP в РФ. Нужно учесть и интерес самой ВР к работе на российском шельфе, который усилился после того, как постигшие компанию неудачи "подмочили" ее репутацию в США. Но в этом случае необходимо будет договариваться с AAR. Хотя у "Роснефти" есть и другие рычаги давления на российских акционеров ТНК-ВР. Учитывая, что сделка была одобрена на самом высоком уровне, AAR явно играет с огнем, пытаясь ее сорвать. Конечно, AAR зарегистрирована за рубежом, но ведь у "Альфы" есть другие активы в России, которым вовсе не нужен конфликт с властями. Так что нельзя исключать "полюбовного" решения вопроса AAR и ВР.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна