29.03.2011 | Максим Логвинов
Государство отказалось от идеи объединения всех трех столичных аэропортов (Шереметьево, Домодедово и Внуково) в одну компанию. Как оказалось, это слишком дорогое удовольствие, ведь государству придется заплатить за Домодедово, оценка которого гораздо выше, нежели у Шереметьево и Внуково вместе взятых. Хотя кому платить, по большому счету не совсем понятно: реальные собственники Домодедово скрываются за целым рядом оффшоров и подставных лиц. Теоретически, государство могло бы национализировать этот аэропорт после теракта, совершенного там в конце января. Напомним, что правительство тогда попыталось возложить часть вины на собственников Домодедово. Но жестких санкций в их отношении не последовало. Возможно, правительство решило идти другим путем: отказав Домодедово в строительстве третьей транспортной полосы и объединив Внуково с Шереметьево, правительство стремиться создать мощную конкуренцию крупнейшему российскому аэропорту. Между тем, такая тактика противоречит самой концепции реформирования Московского авиаузла, авиапредприятия которого предполагалось объединить для того, чтобы они перестали тянуть одеяло на себя.
Вчера премьер-министр Владимир Путин провел в Шереметьево совещание о развитии Московского авиаузла. Но перед этим он почти час общался с мэром Москвы Сергеем Собяниным и представителями Минфина за закрытыми дверями. На совещании было объявлено: федеральное правительство выкупит у столичного долю во Внуково, которое впоследствии будет объединено с Шереметьево. При этом Москве будут возмещены затраты на развитие и реконструкцию аэропорта — 45-50 млрд. рублей, добавил премьер. Полученные деньги мэрия потратит на развитие метрополитена. Учитывая амбиции нового мэра в части развития транспортной инфраструктуры, эти деньги Москве придутся как нельзя кстати. Вопрос только в величине выплат: почти 1,5 млрд. долларов - это очень дорого за Внуково. Да, предыдущие столичные власти действительно потратили столь значительную сумму на модернизацию и строительство во Внуково нового терминала, но это была плата за непомерные амбиции бывшего столичного градоначальника. Изначально все понимали, что инвестиции если и окупятся, то очень не скоро. Таким образом, плату за перевод Внуково в госсобственность фактически можно считать субсидированием развития московского метрополитена со стороны федеральных властей.
Еще один камень преткновения в вопросе объединения Шереметьево и Внуково - это крупные частные акционеры последнего. Напомним, что «частники» владеют блокпакетом аэропорта. Как говорят знакомые с ними люди, совладельцы Внуково были в шоке от предложений премьера. Они пока слабо представляют себе механизм объединения и дальнейшую судьбу своих активов. Не говоря уже о том, что объединение этих двух аэропортов и строительство в Шеремьетьево третьей взлетно-посадочной полосы также влетит государству в копеечку. Затраты на это оцениваются еще в 40-50 млрд. рублей. Таким образом, общая стоимость проекта явно превышает 100 млрд. рублей, и это без учета возможного выкупа доли частных акционеров Внуково. Возникает логичный вопрос: не слишком ли дорого для того, чтобы создать реального конкурента Домодедово? Не говоря уже о том, что именно для избавления от конкурентных войн между аэропортами и затевалась вся эта история.
Почему Домодедово не вошло в план объединения аэропортов столичного авиаузла, никто из присутствовавших на совещании чиновников и представителей бизнеса пояснить не смог. С другой стороны, можно предположить, что государство намерено вернуться к вопросу консолидации уже после того, как стоимость Шереметьево и Внуково вырастет в результате объединения и строительства там третьей взлетно-посадочной полосы. Но если заглянуть в будущее, на перспективу лет эдак пяти, можно предположить, что объединенная компания никак не сможет даже сравняться в стоимости с Домодедово. Дело в том, что и Шереметьево, и Внуково, крайне ограничены в развитии, так как находятся в непосредственной близости от жилых массивов. Не говоря уже о том, что «взлетка» во Внуково не предназначена для приема больших самолетов. Из этого следует, что объединенной компании предстоит конкурировать с Домодедово, привлекая административный ресурс, как собственно и происходило последние годы, когда каждый из аэропортов, пользуясь лоббистской поддержкой определенных групп влияния, пытался перетянуть пассажиропоток на себя.
Чиновникам необходимо признать, что ни Внуково, ни Шереметьево, ни два этих аэропорта вместе никогда (точнее в обозримой перспективе) не смогут «побороть» Домодедово. Поэтому остается единственно верный выход: заставить неназванных собственников аэропрота расстаться с данным активом на приемлемых для государства условиях. Благо опыт «кулуарной» продажи интересных активов у нас уже есть. Достаточно вспомнить последний пример с Банком Москвы.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна