28.04.2011 | Светлана Самойлова

Бензин вместо выборов

Возможно, большинство россиян не особо вникает в тонкости отношений внутри тандема, конкуренции между командами двух лидеров, разные акценты в высказываниях двух лидеров и вообще проблему наличия потенциальных альтернатив развития. Зато заметное повышение цен на бензин или его дефицит сразу становится ощутимой «головной болью», способной подкорректировать настроения и электоральные предпочтения не в пользу власти. Выбор главного кандидата на пост президента хоть и осуществляется внутри власти, но утверждается на всероссийских выборах. А значит, проблема с бензином должна быть решена. По крайней мере, на электоральный период.

О дефиците бензина в СМИ активно заговорили только во вторник, когда кризисная ситуация уже сложилась в нескольких регионах. В Алтайском крае АЗС с субботы резко ограничили продажу бензина, автозаправочные станции двух крупнейших региональных операторов рынка - компаний «Газпром нефть» и «Роснефть» - отпускают только по 20 литров бензина на машину для владельцев дисконтных карт, на других АЗС края продажа топлива остановлена. О возможном дефиците топлива уже в Москве заявил глава Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Он отметил, что основные поставщики топлива для Москвы и Московской области - Рязанский и Ярославский НПЗ по объективным причинам сократили выпуск, а на терминале Московского НПЗ «стоят огромные очереди».

При этом каждый прямой или косвенный участник ситуации трактует причины дефицита по-своему. Нефтяные компании обвиняют Минфин в повышении акцизов и неофициально – ФАС во введении чуть ли не директивного регулирования цен. Как заявил президент НК «ЛУКойл» Вагит Алекперов, «совпало воедино - снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям». «Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, - подчеркнул президент «ЛУКойла». - Но вопрос в том, где эта справедливая цена - сегодня наше топливо почти на 30-40% продаётся дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике».

Минфин и ФАС оправдываются. Ведомство Игоря Артемьева «кивает» на Минфин, то есть в числе главных причин называет повышение акцизов и картельные сговоры, в которых регулярно обвиняются нефтяные компании. Ведомство Алексея Кудрина, согласно своим корпоративным интересам, убеждает, что акцизы тут не причем. По его мнению, «факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием (производителями) своей деятельности». Иными словами, виноваты сами нефтяные компании, которые при росте мировых цен на нефть в большей степени ориентируются на экспорт. Эксперты в своем мнении едины: проблема в стремлении правительства директивно остановить рост цен на бензин, который в реальности и без того неадекватно дешев.

Однако все участники рынка и его регуляторы понимают, что проблема внутренних цен на бензин – это вопрос политический. Летом 2009 года, когда на фоне финансового кризиса нефтяные компании стали сначала снижать цены, а затем снова повышать, ФАС грозила нефтяникам уголовной ответственностью. За монопольно высокие цены на нефтепродукты в первом полугодии 2009 года ФАС оштрафовала четыре крупнейшие компании на более значительные суммы, чем в 2008 году: «Газпром нефть» - на 4,675 млрд рублей, группу ЛУКойл - на 6,54 млрд рублей, «Роснефть» - на 5,28 млрд рублей, ТНК-ВР - на 4,197 млрд рублей. В мае 2010 года нефтяные компании проиграли дела в ВАС России, вставшем на сторону ФАС.

Однако нынешний год – предвыборный и власти не могут допустить неприятностей. При этом интересно, что всякий раз перед выборами правительство стремится в добровольно-принудительном порядке повлиять на бизнес с целью удержания цен на социально значимые товары. Достаточно вспомнить, что в сентябре 2007 году, за три месяца до парламентских выборов и пять месяцев до президентских, кабинет министров осознал, что в стране происходит значительный и неожиданный рост инфляции. Производителей продуктов и торговые сети «убедили» заморозить цены на основные продукты. После президентских выборов о «добровольном» соглашении все забыли и цены начали свой привычный рост.

Сейчас нефтяные компании, понимая остроту момента для власти, начали спешно восполнять недостаток бензина на рынке, тем более что «разобраться» велел и премьер-министр Владимир Путин. Однако нынешняя ситуация с нефтяниками заметно отличается от прежних попыток власти «попросить» бизнес быть более «социально ответственным» перед выборами. Как правило, соглашения достигаются хоть и в «принудительном», но в определенной степени и добровольном порядке – это компромисс, основанный на взаимном понимании интересов сторон. В ситуации вокруг дефицита бензина, по мнению экономистов, имеет место явное пережатие со стороны ФАС, добившейся значительного расширения своих возможностей антимонопольного регулирования. Однако корпоративные интересы ведомства, особенно в предвыборный год, вполне совпадают с политическими интересами правительства. Поэтому если избиратели и не могут сделать за тандем выбор между Медведевым и Путиным, зато могут рассчитывать на самый дешевый бензин в Европе.

© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна