29.07.2011 | Светлана Самойлова
Сегодня польская комиссия, расследующая обстоятельства авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибла значительная часть политической элиты этой страны во главе с президентом Лехом Качиньским, представила окончательный отчет по ее расследованию. В нем вина за трагедию возлагается как на российскую сторону, так и на польский экипаж. Взгляд на произошедшее заметно отличается от результатов, представленных российской стороной.
Причиной крушения самолета названо снижение ниже максимально допустимой высоты на большой скорости в плохих метеоусловиях. Визуальный контакт с землей был невозможен, как и уход на второй круг - было уже слишком поздно: «Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землей». Как и не исключалось ранее, часть ответственности Польша взяла на себя, признав ряд ошибок пилотов. Как говорится в докладе, ненадлежащая подготовка экипажа к полету, перестановка высотомера с целью «приглушения» системы TAWS, попытка отхода на второй круг в режиме автопилота на аэродроме без системы ИСП, присутствие в кабине посторонних, отсутствие эффективного взаимодействия экипажа, взятия на себя командиром воздушного корабля чрезмерных обязанностей, в частности, ведения корреспонденции на русском языке, недостаточный уровень подготовки экипажа и нерешительный, временами беспорядочный и проявляющий симптомы сильного стресса, связанного с ответственностью и неправильной организационной подготовкой способ действия ГРП, были факторами, имеющими основополагающее значение в определении причин катастрофы.Причиной крушения самолета названо снижение ниже максимально допустимой высоты на большой скорости в плохих метеоусловиях. Визуальный контакт с землей был невозможен, как и уход на второй круг - было уже слишком поздно: «Это привело к столкновению с наземным препятствием, отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие - потере управляемости самолета и столкновению с землей». Как и не исключалось ранее, часть ответственности Польша взяла на себя, признав ряд ошибок пилотов. Как говорится в докладе, ненадлежащая подготовка экипажа к полету, перестановка высотомера с целью «приглушения» системы TAWS, попытка отхода на второй круг в режиме автопилота на аэродроме без системы ИСП, присутствие в кабине посторонних, отсутствие эффективного взаимодействия экипажа, взятия на себя командиром воздушного корабля чрезмерных обязанностей, в частности, ведения корреспонденции на русском языке, недостаточный уровень подготовки экипажа и нерешительный, временами беспорядочный и проявляющий симптомы сильного стресса, связанного с ответственностью и неправильной организационной подготовкой способ действия ГРП, были факторами, имеющими основополагающее значение в определении причин катастрофы.
Однако в польском докладе гораздо больше внимания уделено проблемам с российской стороны. Во-первых, это неудовлетворительное состояние самого аэропорта (система освещения была не в порядке). Часть полосы воздушных подходов, примыкающая к порогу взлетно-посадочной полосы, поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе, говорится в докладе. Также следствием стала генерация большого количества отражений от наземных препятствий, что могло ограничивать использование посадочного радиолокатора, особенно в конечной фазе захода на посадку. Во-вторых, это ошибочные команды российских диспетчеров. Диспетчеры передали польским летчикам неточную информацию о положении самолета относительно глиссады. В частности, на удалении в шесть километров от аэропорта диспетчер сообщил, что самолет находится на правильном курсе, хотя на самом деле он был на 120 метров выше и на 125 метров левее глиссады. Команда по переводу самолета в горизонтальный полет была запоздалой. Кроме того, польским летчикам не предоставили качественной информации о погоде, поскольку метеонаблюдение на аэродроме «Смоленск-Северный» было организовано неудовлетворительно, говорится в докладе. В частности, не было спрогнозировано появление тумана. Вместе с тем комиссия отметила, что «схемы захода на посадку на аэродроме «Смоленск-Северный», несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно приземлиться на ВПП».
Расследование подобных трагедий в любом случае оставляет много неясностей, прежде всего, о причинах тех или иных ошибок и о степени влияния каждого фактора на конечный исход. Так, например, российская сторона явно недооценивает факты ошибок российских диспетчеров, в то время как польская сторона пытается углядеть за этими ошибками не просто непрофессионализм или невнимательность, но и, возможно, умысел. Например, после обнародования российских итогов расследования, которые вызвал шквал критик в Польше, глава МВД Польши Ежи Миллер заявил: «Я думаю, чтобы дополнить ход событий стоит отметить, что диспетчеры тоже не были предоставлены сами себе». В других интервью министр не раз отмечал, что на контрольной вышке «Северного» находилось несколько человек и что решения они принимали, консультируясь с третьими лицами, по мнению Миллера, в Москве.
Еще одна претензия к России уже после катастрофы – это недостаточная открытость и стремление скрыть важные факты. На пресс-конференции представители комиссии заявили, что Россия предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода президентского Ту-154 на посадку, а одна из записей и вовсе была утрачена. Один из участников сообщил, что наземные технические средства на аэродроме «Смоленск – Северный», вероятно, «не функционировали должным образом». Он сказал, что из опросов российских диспетчеров можно сделать вывод о том, что «возможно, были проблемы, или те, кто использовал систему, не имел достаточного опыта».
Наконец, еще по одному вопросу, который вызвал больше всего споров, польская сторона заметно разошлась в оценках с российской, хотя расхождения по фактам минимальны. Речь идет о том, какова была степень влияния высокопоставленных пассажиров на экипаж. В докладе российской комиссии говорилось, что давление на экипаж было одним из главных факторов, приведших к трагедии. Экипаж Ту-154 якобы боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: «Он взбесится!» В то же время в МАК признали, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало. Польская комиссия сегодня признала, что хотя командующий ВВС Польши Анджей Бласик и находился в кабине пилотов, он не оказывал никакого давления на членов экипажа.
Теперь важно дождаться реакции российских официальных лиц на доклад: захочет ли Москва вступать в перепалку и пытаться снизить значимость ошибок российских диспетчеров (не говоря уже об их признании) или будет выбрана тактика деполитизации без нагнетания нового конфликта. Проблема тут заключается в том, что при взаимном недоверии, «правда» всегда у обеих сторон будет своя и попытки навязать ее, неизбежно, приведут к еще большему недоверию и непониманию.
© Информационный сайт политических комментариев "Политком.RU" 2001-2025
Учредитель - ЗАО "Политические технологии"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-69227 от 06 апреля 2017 г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная гиперссылка на "Политком.RU" обязательна